Исследовательская работа Божья угодница


Россия
Иркутская область
Усть – Удинский район
село СветлолобовоНаучно – исследовательская конференция
«Шаг в будущее, Сибирь!»
Проект
«Божья угодница»
Автор:
Купрякова Владилена Геннадьевна
МКОУ Светлолобовская СОШ
4 класс
Научный руководитель:
Пушмина Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МКОУ Светлолобовская СОШ
Светлолобово, 2016 год
Аннотация
Исследовательская работа «Божья угодница» представляет собой изучение значения пчел и продуктов пчеловодства в жизни человека.
Актуальность темы: Для повышения эффективности работы на уроках окружающего мира наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков подготовки к урокам, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Проектная деятельность способствует обучению самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ученик перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Метод проекта предоставляет ученику уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – нужно поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам. Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.
В старину пчелу называли Божьей угодницей, наделяли святостью. Считалось, что пчела жалит только грешника.
Я люблю изучать природу родного края. Мне очень интересна жизнь насекомых. В этом году я решила изучить жизнь пчел.
Цель исследования:
1 .Выяснить, какую роль играют в мире природы пчелы.
2.Узнать, почему пчелу называют «божьей угодницей».Методы и приёмы: поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, Интернета; исследовательский метод при проведении анкетирования среди младших школьников; практический метод при посещении пасеки и общении с пасечником.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. с. 4
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА …………………………….. с. 5
1.1 Подготовительный этап…………………………………………………… с. 5
1.2. Основной этап. Анкетирование. Результаты……………………………. с. 5
ГЛАВА 2. «Пчела друг человека»
2.1. Анкетирование по теме «Чем полезен мед»…………………..
2.2. Итоги анкетирования по теме «Чем полезен мед» ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….
Приложение № 1 Вопросы анкеты……………………………………………
Приложение № 2 Фотографии…………………………………………………
с.5
с.5
с.10
с.11
с.12
с.13
ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования: пчела
Цель исследования:
1 .Выяснить, какую роль играют в мире природы пчелы.
2.Узнать, почему пчелу называют «Божьей угодницей»
Задачи:
1.Собрать материал о пчелах.
2.Посетить пасеку с целью наблюдения за жизнью пчел.
3.Побеседовать с пасечником.
4.Рассказать о том, что знаю другим людям.
5.Провести анкетирование одноклассников.
Для достижения поставленных целей и задач была проведена следующая работа:
1. Я прочитала много литературы о пчелах.
2.Провела анкетирование одноклассников с целью узнать, лечились ли они во время простудных заболеваний продуктами пчеловодства.
3.Летом я вместе с папой посетила пасеку. На пасеке я побеседовала с пасечником. Он мне рассказал о жизни пчел. Я наблюдала за пчёлами, их работой в улике.
4.Проведено анкетирование – опрос среди младших школьников .Методы и приёмы: поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, Интернета; исследовательский метод при проведении анкетирования среди младших школьников; практический метод при посещении пасеки и общении с пасечником.
Гипотеза: Я предполагаю, что изучение насекомых родной природы – это очень интересное увлекательное занятие. Изучая эти живые существа мы узнаем много нового, но волшебство состоит не только в том ,что у них есть органы, но и в том , что эти органы идеально приспособлены для способа жизни каждого отдельного вида насекомых.
Постановка проблемы: Сейчас в свободное время школьники проводят у экранов телевизоров, компьютеров и электронных приставок, совсем забытое оказалось чтение научной литературы. А ведь можно многое узнать например о живых существах нашего родного края именно из литературы . Она учит доброму отношению к природе и тем ,кто живет в ней.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап.
Определение выбора темы проектной работы.
Опрос младших школьников и их родителей о том ,чем полезен мед.
Обсуждение проекта, выяснение средств, необходимых для реализации проекта.
Провожу анкетирование, где выясняю, что мои одноклассники имеют скудные знания о пользе меда.
Основной этап. Анкетирование. Результаты.
№ Содержание Форма
работы Сроки
1 Анкетирование внеклассная декабрь
2015 год
2 Просмотр
мультипликационных
фильмов внеурочная, домашняя декабрь
2015 год
3 Чтение литературы о пчелах. чтение на уроках, внеклассных мероприятиях январь,
февраль
2016 год
Среди младших школьников я провела анкетирование. (см. Приложение № 1).
Анкетированием было охвачено 15 человек.
Результаты анкетирования.
№ Вопросы 1 - 3 4 - 5 Более 5
1 .Любите ли вы мёд? 5 6 8
2 .Знаете ли вы, чем полезен мёд? Много витаминов, в нем минеральные вещества, Много кальция,
Железа, меди.
3
4 .В каких целях вы его используете?
Знаете ли вы какие -нибудь рецепты лечения мёдом ? Правильно ответили – нашли
15 человек
Затруднились ответить-3 человека, дали неточный ответ-6 человек.
ГЛАВА 2. «Пчела друг человека»
«Если хочешь долго жить и сохранять молодость, обязательно ешь мед».
Знаменитый врач средневековья Авиценн.
Я узнала, что пчёлы - это насекомые. Насекомые - это маленькие животные с тремя частями тела (голова, грудь, брюшко.) У них имеются, три пары ног-то есть всего шесть. У большинства насекомых есть крылья. Насекомые - хладнокровные существа. Это означает, что их тела такой же температуры, как и температура воздуха вокруг них. Поэтому насекомые не могут быть активными зимой. Насекомые - древние существа. Они появились на Земле задолго до человека - около 300 миллионов лет назад.
Научная классификация. Царство: животные. Тип: членистоногие. Класс: насекомые.
Существуют около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды
Имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания пыльцы рас-тений. У них также имеются усики. Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней.
Размер пчёл колеблется от 2 мм у карликовой пчелы до 39мм у вида обитающего в Индонезии.
Пчёлы приспособились питаться нектаром, пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльца для получения белков и других питательных веществ.
Жало имеется только у рабочих пчёл и матки. У рабочих пчёл оно служит органом активной обороны, а матка, кроме того, пользуется им при откладке яиц.
Когда пчела жалит , жало пчелы вонзается в ранку, которая сразу затягивается эластичной кожей человека или животного. Из-за зазубринок пчела не может вытащить жало из ранки: при попытках влететь, жалостный аппарат отрывается от её тела вместе с частью внутренних органов. Пчела без жала живёт в семье до 5 суток, вне семьи погибает через 2-4 часа.
Чем дольше пробудет жало в теле человека, тем больше яда вольётся в ранку. Поэтому для уменьшения боли нужно как можно скорее вынуть жало таким способом, чтобы не надавить на резервуар с ядом, нужно сковырнуть жало в сторону ногтем или кончиком ножа ,но не вытаскивая его пальцами.
Пчёлы - высокоорганизованные насекомые. Совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья, при необходимости совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Каждая пчела исполняет свою функцию.
Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, т. к. у них хорошо развито маточное молочко.
Более старые пчёлы занимаются постройкой жилья - у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитаров, пожилые пчёлы вентиляторщицы.
И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд. В летнюю пору пчела живёт
всего месяц.
В нормальной пчелиной семье бывает одна матка. Она крупнее пчёл и трутней. Матка - единственная особь в семье пчёл, способная воспроизвести потомство, и в этом её последняя функция.
В сутки матка откладывает 1000 - 2000 яиц. Обычно она живёт в семье 3-5 лет. Всю жизнь живёт в улье, за исключением облёта, брачного вылета и выхода роя.
Рабочие пчёлы - кормят улей и охраняют его, воспитывают и учат молодых пчёл. Трутни - оплодотворяют матку и выполняют функцию обогрева улья.
Трутни - больше рабочих пчёл. Они не имеют жала, поэтому не могут защищать улей. Не умеют собирать нектар и выполнять работу внутри жилья. Расплод - будущее поколение пчёл.
Рабочие пчёлы добывают пищу и приносят в улей; другие - забирают её, складывают в улей; третьи -чистят ячейки; четвёртые - крыльями, как вентилятором, проветривают улей; пятые - несут караульную службу, дежуря у входа, не пропускают врагов.
Между пчелами существуют формы взаимосвязи. Одной из них являются сигнализация, при помощи которой пчёлы - разведчицы, обнаружив источник взятка, по возвращению в улей указывают направление к нему и расстояние. Сигнализация у пчёл осуществляется при помощи танцев, специальных сигнальных движений: круговых, виляющих танцев.
Пчёлы играют важную роль в опылении цветущих растений. Тело пчелы покрыто: многочисленными ворсинками, которые помогают переносу пыльцы. Пчелы счищают с себя пыльцу, собирая её щёточками, затем переносят её в специальные корзиночки для пыльцы, которые находятся между задними лапками.
Пчёлы в качестве опылителя крайне важны в сельском хозяйстве.
Пчела является кормом некоторым птицами, паукам .Мёд. Мед, любимое с детства лакомство ,в нем много витаминов и полезных микроэлементов. Мед применяют и в кулинарии и в медицине. Мед обладает отличными антибактериальными свойствами.
Цветочный мёд образуется при переработке пчёлами медвяной росы и пади, которые они собираются со стеблей и листьев растений. Мед бывает липовый, гречишный, смешанный.
У нас в Светлолобово мед смешанный - сборный, цветочный. Мёд пчёлы собирают с различных растений.
В состав мёда входят минеральные вещества : калий, кальций, железо, фосфор, медь, марганец, свинец и цинк.
Мёд может удовлетворять потребность человеческого организма почти во всех минеральных солях.
Знаменитый врач средневековья Авиценн писал: «Если хочешь долго жить и сохранять молодость, обязательно ешь мед».
Мед обладает антибактериальным свойством. Люди издавна использовали мед для лечения ран. Известно, что тело Александра Македонского было забальзамировано медом. Он погиб в Индии, его тело везли в ванне с медом в Греции.
Маточное молочко. Им пчелы вскармливают личинок и кормят матку. Растворы маточного молочка убивают 19 видов бактерий и простейших, а также вирусы.
Прополис (пчелиный клей). Его добывают на специальных пасеках. продукт, вырабатываемый пчелами из смолистых веществ растительного происхождения. Пчелы собирают их с почек, листьев, побегов, стеблей и коры деревьев.
Пчёлы используют прополис для заделывания щелей в улье.
Значение: высокое антимикробное действие. Используется для лечения кожных и туберкулёзных заболеваний.
Не дразни пчел, так как после укуса она умрёт. Защита для неё - последнее средство. Жалят и нападают пчёлы только тогда, когда их тревожат или на них нападают.
Моё тело покрыто пушком.
Мой звук - жужжание.
Моя любая еда - цветочная пыльца.
Так что не убегай, когда увидишь меня.
Моя работа необходима тебе.
(Пчела).
2.1Анкетирование по теме «Чем полезен мед .».
(см. Приложение № 1).
2.2 Итоги анкетирования по теме «Чем полезен мед».
№ 1 Попробовали мед и он понравился Более 8 человек 2 Чем полезен мед .Более 10 из
15 человек 3 В каких целях используют мед 15 человек 4 Знаете ли вы какие -нибудь рецепты лечения мёдом ? 15 человек.
5 Понравилось участие в проекте 15 человек


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я нашла ответы на вопросы, которые ставила перед собой в начале работы над проектом «Божья угодница». Прочитала много литературы , , провела опрос среди младших школьников по теме проекта, узнала из дополнительной литературы многое о пчелах. Я поняла, пчелу называют « Божьей угодницей», потому что она по велению Бога помогает окружающей природе. Без продуктов пчеловодства людям пришлось бы трудно. Ведь все мы привыкли употреблять мёд в пищу. Люди лечатся продуктами пчеловодства.
Растениям тоже нужна помощь пчёл. Пчёлы нужны для опыления растений.
Я сделала вывод , что нужно всегда внимательно относиться к насекомым, так как это тоже живые существа и у них есть сердце.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».
2. В.Орлов «Самоучитель пчеловода».
3. В.М.Николаевский «Справочник по пчеловодству».
4. Г.В. Гордомысова «Организм человека».
5. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
6. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода»
7. Информационные материалы интернет-ресурсаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%B8%E4
http://bee-honey.narod.ru/honey_svoistva.html
Приложение № 1
Вопросы анкеты.
1.Любите ли вы мёд?
2.Знаете ли вы, чем полезен мёд?
3.В каких целях вы его используете?
4. Знаете ли вы какие -нибудь рецепты лечения мёдом ?
Приложение № 2
Фото 1

Анкетирование в 4 классе.
Фото 2

Фото3

Фото4