Олицетворение природы как средство усиления выразительности хореографической композиции


Олицетворение природы как средство усиления выразительности хореографической композиции.Природа - весь неорганический и органический мир. Все то, что окружает человека. Совокупность естественных условий его существования и человеческого общества. Совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Природа охвачена непримиримой борьбой сил разрушения и созидания и без человека в ней не победят жизнь, свет и порядок. Природа, человек, вселенная составляют единый, живой организм.
Олицетворение, персонификация, свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами.
В поэтическом языке олицетворение как средство повышения выразительности используется при описании явлений неодушевлённого мира: "Прощай, свободная стихия!" (А. С. Пушкин); "Терек воет, дик и злобен, меж утёсистых громад, буре плач его подобен, слёзы брызгами летят" (М. Ю. Лермонтов); "О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?" (Ф. И. Тютчев), человеческих действий, чувств и отношений: "Как пахарь, битва отдыхает..." (А. С. Пушкин) и т.п. Однако если поэтические олицетворение являются лишь метафорами, образными сравнениями, выступая как литературный приём, то в мифологических и религиозных представлениях олицетворения - некие воображаемые реальности, служащие для своеобразного объяснения явлений природы или человеческой жизни. В символических олицетворениях обозначаемое, т.е. та реальность, которая, собственно, скрывается за символами, мыслится как живое и личностное начало, а обозначающее, т.е. эмпирические, данные людям в восприятии проявления этого личностного начала, условно изображается по аналогии с человеческими действиями, чувствами, мыслями и т.п. Уподобляется им посредством метафористических и стилистических олицетворений. Так и в хореографических постановках, включающих в себя какое-либо олицетворение природы, хореограф-постановщик пытается через природу, наделенную человеческими свойствами, движениями и качествами, раскрыть и передать идею номера, образ героя. Олицетворение природы служит методом усиления выразительности, ведь природа окружает нас всю жизнь от самого рождения до самой смерти и, несомненно, может выступать как некий «мост» для передачи информации.
Олицетворение один из способов символического кодирования реальности, позволявший человеку объяснять себя самого и окружающий мир, персонифицируя себя в природе.
Элементы реального мира можно отметить и в сказках о животных. Сюжет их всегда в той или иной мере имеет жизненную мотивировку. Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. Познавательное и воспитательное значение сказок бесспорно и огромно. Но сказки представляют большой интерес и в художественном отношении.
Главным признаком всех эпических жанров фольклора (как и литературы) является их сюжет. Однако в каждом жанре он имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями содержания, творческих принципов и его назначения. Ведь любая детская постановка с элементами олицетворения ставится через сказочный сюжет. Итак, рассмотрим особенности содержания и его назначения.
Особенности содержания и назначения сказки. Ее жанровая специфика.
Так как литература и хореографическое искусство тесно связаны, и в основном идеи и сюжет для постановки танца черпается из художественных произведений, рассмотрим особенности сказочного сюжета и жанровую специфику на примере русских народных сказок.
В чем же эти особенности содержания и назначения сказки? В чем выражается ее жанровая специфика?
«Сказки, — писал известный фольклорист А. И. Никифоров, — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».
Главная цель - увлечь, позабавить, удивить, поразить. В этих целях нередко даже вполне реальные жизненные факты придают совершенно невероятную, фантастическую форму выражения.
Все это отразилось и на сказочном сюжетосложении, причем довольно своеобразно в различных жанровых разновидностях сказки: в сказках о животных, социально-бытовых (новеллистических) и волшебных (чудесных).
Сказки о животных.
В литературе обычно животные наделяются характером, умением говорить, мыслить, имеют полные характеристики человека, что само по себе в реальном мире невозможно.
Сюжет некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например, сказка «Волк и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму; как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки! Отопритеся, отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь».
Приведенная экспозиция характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится сказочность, она рисует весьма удивительную картину: коза и ее детки обладают человеческими качествами.
Иногда экспозиция сказок о животных бывает еще короче. Не успев начаться, она сразу же переходит в завязку. Вот, например, начало сказки «Медведь»: «Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику: «Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». В приведенном примере экспозицию составляет всего лишь одно небольшое предложение («Жил-был старик да старуха, детей у них не было»), а все остальное — уже завязка.
Большинство же сказок о животных не имеют никакой экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме» начинается такой завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей волк навстречу: «Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». — «Возьми и меня». — «Пойдем!».
Главное назначение приведенных зачинов — удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к невероятному и необычному. Так, несомненно, удивительным является то, что свинья идет в Питер богу молиться и к ней в мирные попутчики напрашивается волк. За завязкой в сказке следует развитие сюжета. Сюжет в сказках о животных очень прост. Иногда он состоит из какой-либо одной ситуации, одного небольшого эпизода. Например, сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и рак» и др. Дело в сказках о животных не в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций.
В сюжете сказок о животных очень широко применяется прием встреч — встречи животных друг с другом или с человеком.
Прием встреч как нельзя лучше отвечает идейно-художественному заданию сказок о животных. С одной стороны, посредством него передаются какие-то элементы реального (сами по себе встречи животных между собой и людей с животными вполне возможны). С другой стороны, этот прием дает возможность свести, столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими качествами и поступками, передать таким образом самое невероятное, ирреальное и фантастическое.
Отличительной особенностью сюжетной композиции сказок о животных является то, что в них широко используется диалогическая речь. Есть сказки, основное содержание которых передается только через диалоги.
Диалог потому так широко применяется в сказках о животных, что он является одной из простейших и вместе с тем эффективных форм наделения животных человеческими признаками и качествами (речь и суждение). Удивительное в такой сказке достигается своеобразным сочетанием реального и ирреального, человеческого и животного.
Среди забавных повествований о животных немало сказок кумулятивных, т. е. таких, в которых «звенья могут следовать одно за другим по принципу нанизывания, или агглютинации». Например, сказка «Колобок» или «Теремок».
Последовательность появления животных в сказке никак жизненно не мотивирована. Появление персонажей определяется художественной логикой, а не причинно-следственным мышлением. А художественная логика сказки — удивить слушателя неожиданным и необыкновенным: чем сказка неправдоподобнее и нелепее, тем она лучше и занимательнее.
Социально бытовые сказки.
Житейской тематике посвящены и собственно бытовые сказки. Их действие происходит в обычной обстановке — в деревне, в поле, в лесу и т. д. Их герои — мужик, солдат, работник и т. п. Однако в них нет животных-персонажей, животных-героев. А если животные и попадут в такую сказку, то только в своем реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками человека. В бытовых сказках рисуются взаимоотношения не животных и людей, а только людей. Главные темы бытовых сказок — это или семейные отношения, или отношения социально-бытовые между мужиком и барином, попом и его работником, солдатом и купцом и т. д.
Условия жизни в бытовых сказках рисуются довольно реально, характеры типические, конфликты решаются правдивые.
Удивительное в таких сказках в том, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию. Удивительное — в самом сюжете, поведении героев.
Необычность, сказочность такой сказки начинается уже с самой завязки сюжета, в котором обычные люди фазу же вступают в необычные, исключительные отношения, начинают действовать в необычных, а потому и удивительных обстоятельствах. Так, например, сказка
Иногда начало бытовой сказки не только удивительно, но и комично. Так, капризной барыне захотелось иметь пятьдесят черненьких цыплят.
В дальнейшем развитии сюжета бытовой сказки ее занимательность еще более увеличивается. Удивительно, что барыня пожелала иметь непременно всех черненьких. Но еще удивительнее то, что таких цыплят берется высидеть кучер. Только он при этом выставляет некие условия. Например: выделить ему отдельное помещение, сшить дубленый полушубок, подарить шарф, заплатить ему пятьдесят рублей и т.д. Барыня соглашается на все эти условия.
Однако больше всего удивительного и невероятного содержат концовки бытовых сказок.
Их финалы, как правило, неожиданны и очень интересны. Приведу несколько примеров. Кучер, чтобы уйти от ответа, поджигает баню, в которой он высиживал цыплят; проученная сапожником сердитая барыня становится доброй и т. д.
Особенно много комичных ситуаций содержат бытовые сказки анекдотического характера. Подтверждением этого может служить сказка «Иванушка-дурачок». Где в течение всей сказки он делает неправильные и абсурдные поступки, которые при этом очень смешны.
Волшебная сказка.
Отмеченная нами специфика сказочного сюжета (его невероятность и занимательность) особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа.
В отличие от рассмотренных выше сказок о животных и бытовых, в волшебных сказках героями являются цари и царевичи, короли и королевичи и т.д.
Часто главным героем волшебной сказки является человек, совершающий что-то особенное.
В волшебной сказке разработана специальная интересная история создания такого необыкновенного героя. Рассказ о его необычном и чудесном рождении. Так, например, сказка «Терешечка» начинается с сообщения о том, что жили-были бездетные старик и старуха. «Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка».
Но, независимо от того, чудесно или обычно рождение героя волшебной сказки, его всегда отличают необыкновенные качества: он проявляет невиданную выдержку, бесстрашие и совершает буквально чудеса.
Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных сказок, как правило, начинается в царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.
Здесь наш герой встречается с фантастическими существами, например как Баба Яга, Кощей Бессмертный, ведьма, леший и т.д.
В волшебном сказочном мире нередко рисуются ситуации, препятствия, требующие проявления от героя всех его сильных качеств характера: необыкновенную силу, храбрость и выдержку. Герой не одинок в борьбе. Ему помогают самые различные существа и предметы. В качестве таких помощников положительного героя в волшебных сказках выступают мудрые старики и старухи, фантастические существа. Все эти образы необычны и удивительны.
Помощниками положительных героев в волшебной сказке выступают всевозможные животные, звери и птицы: добрый конь «сивка-бурка», щука и др. В отличие от сказок о животных в волшебных сказках все эти животные обладают чудодейственной силой. Именно они нередко управляют ходом событий. Примером может служить сказка «Емеля».
Кроме живых существ героям сказки оказывают помощь в самую трудную минуту и различные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, дудочка, золотое колечко, зеркальце, гребенка, полотенце, живая и мертвая вода и т. п. Все эти предметы в волшебных сказках обладают чудодейственной силой.
Как правило, сюжет волшебной сказки начинается с интригующей завязки, с необычайного события, в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо.
Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины, удивляют и поражают.
Однако следует отметить, что самым действенным средством создания удивительного в волшебной сказке является ее сюжет. Определяя специфику волшебной сказки, Ю. М. Соколов справедливо писал: «Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие».
Особенности художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт. Необходимым условием такого восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Известный советский психолог А. В. Запорожец отмечал: «Эстетическое восприятие... не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали».
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения).
Каковы особенности развития художественного восприятия дошкольников? Можно ли вообще говорить об этом виде восприятия в шестилетнем возрасте? Конечно, не сразу ребенок воспринимает произведение искусства в качестве такового. Однако зачатки художественного восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте.
А как относятся дети к воспринятому?
В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются непосредственно воздействовать на героев произведения.
К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется — появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.
Имеет значение в художественном восприятии, и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники чаще всего предпочитают «положительных» животных с антропоморфными признаками, средние дошкольники — животных, сказочных человечков, детей-ровесников; шести-семилетние дети чаще выбирают наиболее занимательный и находчивый, наиболее веселый персонаж. Они значительно чаще, чем младшие дети, оказываются способными воспринять в художественном произведении не только внешний комизм, но и юмор, иронию.
В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание его выразительных средств.
В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.
Воспитательная сила искусства «дает возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения,— говорил видный советский психолог Б. М. Теплов. — И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений об искусстве с точки зрения определенного идеала.
Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его.
К 6 годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность улавливать настроение.
Однако способность к художественному восприятию не появляется сама по себе. Она — результат развития индивида. «Художественное полноценное восприятие,— как верно отмечал Б. М. Теплов,— это умение, которому надо учить».
Этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному.
Использование в ходе общения с природой поэзии, песни способно усилить эту отзывчивость. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при рассматривании картин шестилетними детьми, помогая глубже воспринять образы, воплощенные в ней.
Положительное влияние на развитие художественного восприятия шестилетних детей оказывает формирование умения выделять в художественных произведениях элементарные средства выразительности, используемые для выражения отношения к действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).
Развитие эстетического восприятия происходит не только на специальных занятиях, но и в ходе бытовой деятельности ребенка.
К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется, – появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.
В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.
Особая, ни с чем не сравнивая воспитательная сила искусства “в том прежде всего и заключается, что оно дает возможность войти “внутрь жизни”, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, - говорил крупнейший советский психолог Б.М. Теплов. – И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усваиваемые”. Вначале оценки, возникающие в результате внутренней активности человека, выражаются в предпочтении того, что просто нравится: вместе с художественным развитием человека они совершенствуются, приобретают характер высоких суждения об искусстве с точки зрения эстетического идеала.
Использование метода олицетворения природы
Все движения природы и человека в древние времена назывались танцами. Танец - это одновременно способ почитания природы и способ благожелательного влияния на природу.
Олицетворение природы как метод усиления выразительности хореографической постановки широко используется в различных балетных и хореографических спектаклях, отдельных хореографических номерах, русской народной культуре, в различных народных праздниках и обрядах.
Далее мы рассмотрим использование метода олицетворения природы на конкретных примерах.
Например, известный балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя. В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный её красотой и потрясенный её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера)(корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Интересные факты создания образов для балета «Лебединое озеро».
В Германии широко распространено мнение о том, что на идею написания музыки к балету повлияло впечатление от Лебединого озера, находящегося в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена.
Прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, центральная часть которого находилась напротив дома Чайковского.
Но наиболее вероятной является версия об озере в Лебедевой экономии Давыдовых (ныне — Черкасская область, Украина), которую автор посетил незадолго до написания балета. Отдыхая там, автор провел не один день на его берегу, наблюдая за белоснежными птицами.
Таким образом, можно сделать вывод, что олицетворение природы в балетном спектакле является действенным методом в раскрытии сюжета и образа героев. Балет, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности.
Отдельные хореографические номера как, например «Времена года» на музыку Вивальди, или Чайковского. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». В отдельных самостоятельных постановках, есть большая возможность достаточно подробно раскрыть образ героя, его характер специфические черты, что, на мой взгляд, очень удачно удается современным балетмейстерам.
В праздниках природа принимает непосредственное участие, ее образы в различных обрядовых традициях служат выражением ее сущности, первостепенности. Она неотъемлемая часть самого возникновения праздника.
Например, конец мая и начало июня, на которые приходится Троицын день (Зеленые Святки), особенно подходили для чествования весеннего возрождения зеленеющей земли и встречи лета. Семик — это четверг на последней неделе перед Пятидесятницей. С этим днем связано множество своеобразных обычаев. Веселые толпы народа в венках из полевых цветов под разгульные семицкие песни носили по улицам изукрашенную пестрыми лоскутками и яркими лентами березку. В окрестных рощах девушки связывали ветвями ("завивали") молодые березки и проходили под их зелеными сводами с поцелуями и приуроченной к этому весеннему обычаю песнею. Семик — преимущественно девичий праздник. Девушки, целыми деревнями, отправлялись на берег реки завивать березки, играть, пировать. На березки вешали венки, по которым каждая гадала о своей судьбе, бросая их в воду в самый Троицын день. После пиршества начинали водить хороводы, которые почитались за магическое действо для увеличения урожая. Семицкие хороводы сопровождались особыми обрядами, посвященными "березке-березоньке", которой воздавались почести как живому олицетворению древней богини весны.
День Перуна (Илья-пророк). Начало жатвы. Считалось, что первый сноп обладает магической силой: его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в Красный угол. с незапамятных времен справляется с особыми, веками установившимися, обрядностями. В ведении Перуна были самые страшные и самые благодатные силы природы — гром, молнии и дожди, от него зависело плодородие земли. Подобным образом представляли и Илью-пророка. Считалось, что он развозит по небу воду для святых, а если расплещет, то вода обращается в дождь. Гром же происходит от стука его небесной колесницы по небесной мостовой, молнии — стрелы, которыми он поражает нечистую силу.
Медовый Спас. Первый Спас. Этот день пчеловоды второй раз подрезывают ульи с медом. Отцветают медоносы, и пчелы перестают носить душистый взяток. Срок стараются соблюдать точно, ибо, по поверьям, если пчельник не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.
Яблочный Спас. Второй Спас. Праздник земных плодов и встречи осени. Накануне Яблочного Спаса в некоторых местностях происходило в деревнях заклинание сжатых полей, "заклинание жнивы". Это делалось для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жниве и не выжила с пажитей скот, осенним пастбищем которого будут пустеющие после сенокоса поля.
Ореховый Спас. Третий Спас. 10 августа/29 августа — обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым. Последний сноп — так же, как и первый — считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. На Третий Спас существовало обыкновение загадывать о посеве. Из последнего снопа брали три колоска и зарывали в землю в укромном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса — значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго — средний, третьего — поздний.
Различные народные танцы, например, на развитие украинских народных танцев большое влияние оказало изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний, во многом сходном с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют культовые обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с колядами и щедринками. Все эти обряды, являясь наследием еще языческой Руси, порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием – “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых, удалые пляски парней с девушками вокруг костра и т.д.
Для женских армянских танцев характерна своеобразная величавость и вместе с тем скромность. С древних времён им присуща необычайная выразительность рук. Танцовщицы словно поют руками. Например, танец «Нунуфар» («Тюльпан») строится по кругу. Ему свойственны медленные, плавные движения, мягкая поступь, лёгкое сбрасывание кистей рук вверх. Красота девушек сравнивается с красотой цветка, движения рук создаёт впечатление раскрывающегося тюльпана.