Исследовательская работа по истории Курского края народные костюмы села Сторожевое


Большесолдатский район Курской области
МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Районный конкурс исследовательских работ обучающихся
Направление
«Этнография»
Исследовательская работа

Выполнила Шаталова Яна Евгеньевна: обучающаяся 7-го класса МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Руководители: Бобровская Ольга Вячеславна, учитель истории,
Бобровская Ирина Ивановна
учитель немецкого языка.
2014 г
село Сторожевое
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.стр. 3
Глава I. Из истории русского национального костюма.стр. 4-5
Глава II. Национальный костюм жителей села Сторожевое Большесолдатского района Курской области.стр. 6-9
Заключение. стр. 10
Библиография.стр.
Введение.
Знакомство с русским национальным костюмом и предметами крестьянского быта, отразившими высокий художественный вкус и вековую мудрость народа,— важный этап эстетического воспитания. Изучение традиционной крестьянской одежды и предметов крестьянского быта, создававшихся по законам красоты и возникших в конкретных исторических и социальных условиях, способствует воспитанию чувства уважения к истории своего народа, интереса и любви к его удивительно богатому художественному творчеству, а также повысит ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства.
Задачи, поставленные в исследовательской работе.
Изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме.
Встретиться со старожилами села Сторожевое и записать их воспоминания об одежде родителей, бабушек, прабабушек.
Собрать материал о национальном костюме, о каждом его элементе.
Методы, обусловленные целью и задачи работы.
Изучение имеющихся источников.
Анализ материалов о национальном русском костюме.
Встречи и беседы с жителями села Сторожевое.
Посещение Сторожевского Дома ремесел.
Посещение ЦСДК «Сторожевский»
Предмет исследования
Национальный костюм жителей села Сторожевое Большесолдатского района Курской области.
Актуальность темы обусловлена:
Стремлением сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем.
Передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального русского костюма.
Глава I. Из истории русского национального костюма.
«Бывает красота движения и красота покоя.
Русский народный костюм – это красота покоя.
В его статике отражена яркая приподнятость,
чувство бодрости и здоровья».
(Билибин И.Я., художник)
«Встречают по одежке, а провожают по уму», - говорит русская пословица. И действительно, первое представление о человеке, его статусе, профессиональной или этнической принадлежности дает одежда, головной убор, обувь.
Русский народный костюм, являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником.
Русская одежда является своеобразным «зеркалом» традиционной русской культурой. Как должны одеваться русские люди - это правило регулировалось законом. Так, в постановление «Стоглавого Собора» 1551 года писалось, что каждому сословию должна соответствовать определенная одежда «Ино одеяние воину, ино тысячному, ино одеяние купцу, ино знахарю, ино орачию, ино женам»
Одежда русских поражала иностранных гостей своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил.
Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора – очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простолюдинов покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные.
Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами тканей являлись лен и шерсть. Использовались ткани из пеньки и конопли. И все же лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.
Глава III. Национальный костюм жителей села Сторожевое Большесолдатского района Курской области.
2924810706120Место, где раскинулось наше село, самое высокое и необычайно красивое. Его окружают леса, луга и поля. Своей красотой природа села поражает в любое время года. Зимой село спит под снежным покрывалом, строгие величественные деревья охраняют покой селян.
3604895146494537020572390Весной и летом наша местность утопает в зелени. Запах черемухи и сирени пьянит любого приезжего. Весенними ночами оглушают трели соловья.
372745147955Осенней порой леса, и вся природа покрывается яркой позолотой.
Всю красоту времен года, все яркие краски природы впитал в себя, на мой взгляд, и народный костюм наших дедушек и бабушек.
2235202362835С древнейших времен история нашего села неразрывно связана с историей Курского края. Курский край до 17 века был окраиной русского государства. Из разных мест приходили сюда на службу люди, приносили с собой уклад жизни, свои традиции обычаи. Так сложилась со временем на стыке русской и украинской культур новая, необычайно колоритная культура с особой разновидностью южно-великорусского диалекта, своеобразными чертами быта, одежды, жилищ, музыкально поэтического творчества, обычаев и обрядов.
1489075653415Народный костюм красив и наряден, продуман во всех деталях отражает колорит и самобытность местности, тонкая ручная работа, по – своему, оригинальная и неповторимая. Удивительные наряды, сохранившиеся у жителей нашего села, напоминают о прошлом народа. По сей день в селе бытует сарафанный комплекс женской одежды.
495744523939522352027305Сарафан глухой косоклинный на лямках, изготавливается из шерстяного домотканого полотна. Заднее полотнище гофрируется, переднее сшито из двух прямоугольных кусков ткани, на груди оставлен небольшой разрез.
Подол украшается лентами: красной атласной и в праздничном костюме – золотой. Бретели и верхняя часть сарафана («мышки») украшается бархатом, в праздничном варианте – вышивкой, шёлковыми лентами и золотой тесьмой. Самым нарядным считается сарафан «шубка». По крою он повторяет шерстяной сарафан, но изготавливается из красного или малинового шёлка с набивкой на холщовой подкладке. Подол декорируется зелёной шёлковой лентой для контраста. Бретели и «мышки» декорируются, так же как и у праздничного сарафана. Переднее полотнище к центральному шву декорируется золотой лентой, внизу расходящейся клиньями к подолу.
Рубаха прямого покроя с цельнокроенным рукавом и отложным воротничком изготавливалась из домотканой конопляной ткани, клетчатой (повседневные рубахи) или белой (праздничной). Верхняя часть рубахи – стан - изготавливалась из более тонкой, отбеленной ткани. Нижняя часть – подстава – из небелёного грубого холста. У воротника и на манжетах рубаха собиралась в мелкую сборку. Манжеты могли украшаться чёрно-красной вышивкой. При изготовлении праздничной рубахи на плечевой части ткался геометрический орнамент красно-чёрный или полихромный в технике «перебора». Плечевая часть рубахи называлась «полик».
2235201499870Иногда встречаются рубахи с «форботами» - кружевными вставками на поликах. С праздничным сарафаном носили кисейные рубахи с более широкими, пышными рукавами, в остальном они повторяли покрой рубахи из холста.
Пояса бытуют нескольких видов: узкие полосатые из домотканой крашеной шерсти с «накищенными» концами; широкие, тоже в полоску из более тонкой, мягкой шерсти (такие пояса носились с повседневными сарафанами); широкие шёлковые с лентами и бахромой по краю – по два таких пояса контрастных цветов носились с праздничными сарафанами. Пояса завязывались сзади: узкий – посередине, широкие – по бокам от него. Поверх широких поясов привязывается большое количество кусков ткани разной длины (шёлковых «газовых») для пышности.
2235203689354644390-1014730Завеска – высокая, от груди, на узких лямках, завязывалась на спине, прямого покроя, у груди присборена. Внизу оторачивалась оборками из той же ткани, что и основная часть. Изготавливалась из различных материалов: клетчатого холста, кисеи, шёлка. Украшалась вставками кружева или настроченными шёлковыми лентами и «косяками», контрастного к основному цвету.
27686040005-101603182620Головной убор. Традиционный головной убор замужней женщины, надеваемый по большим праздникам – кокошник. Состоит из нескольких частей: налобник, позатыльник, сам седлообразный кокошник. Головной убор дополняется платком, 4933950201295который сворачивается полосой и обвязывается по лбу и затылку. За платок затыкаются цветы, впереди может привязываться бант из отрезков цветного шёлка. Более простой вид головного убора – платок, повязываемый «под бороду». Один из концов платка при этом обращен вверх. Платки бытовали Барановские, шёлковые полушалки , а также «ковровые» платки, которыми покрывали невесту на свадьбе .
Праздничный костюм дополнялся украшениями – бусами и шёлковыми лентами, пришитыми к завязке, которые закрывают разрез на груди рубахи.
-10160161925
Обувь. Традиционный вид обуви – лапти из лыка или пеньковой верёвки. Онучи – шерстяные белые или коричневые.
-21164554382135129667086995Мужской костюм состоял из рубахи косоворотки с косыми вставками по бокам и полосатых штанов. Рукава рубахи зауженные книзу, верхняя часть стана рубахи имела подкладку из холста. Материал – клетчатый домотканый холст. Более поздний тип – белая рубаха с прямым разрезом на груди и отложным воротничком, украшенная по разрезу и воротнику вышивкой. Штаны шились из двух прямых полотнищ, соединённых посередине вставкой. Крепились на поясе с продетым шнуром. Мужские пояса были тоньше женских, на концах украшались «мохрами» из цветной шерсти и бисера. В карагоде мужчина через плечо перепоясывался широким шерстяным поясом.
Верхняя одежда. Распространены холодайки короткие с рукавами, косоклинного покроя с узким рукавом и отстрочкой; жилетка без рукавов. Зимний вариант верхней одежды – зипуны из кожи мехом внутрь.
Заключение.
Тема исследования может представлять актуальный интерес в наши дни, так как, работая над данной темой, мы не только теоретически изучили историю русского национального костюма, используя литературный материал. Мы побывали в Сторожевском доме ремесел, где представлены не только народные костюмы, но и также предметы быта и утвари наших предков; рассмотрели народные костюмы, преданные жителями в ЦСДК «Сторожевский» встретились и побеседовали с жителями села Сторожевое, Шаталовой Т. А., Бобровской М. Г., которые рассказали и показали нам хранящиеся у них костюмы их мам и бабушек.
Проведённое исследование позволило выявить точки возможного соприкосновения традиций народного искусства с современностью. Изготовленные изделия дают возможность предметно показать совместимость идей и наработок народного костюма с современным сценическим костюмом. Мы надеемся, что наши изделия будут успешно использоваться нашей студией декоративно-прикладного творчества.
Библиография
М. Ильин. История одежды.
Е. Сегал Рассказы о том, что тебя окружает.
Н.Т. Климова Русское народное искусство.
Т.Я. Шпикалова . Декоративно – прикладное искусство 19 – 20 веков.
С. В. Истомин Русский народ, традиции и обычаи.
С. Н. Зигуненко. Знаки и символы.
С. Е. Власова. Культура русского народа.
А.Д. Попова. Культура народов мира.