Рабочая программа объединения Юный журналист

МУ «Курумканское районное Управление образования»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»




Принята на заседании
педагогического совета
от «___» __________ 201__г.
Протокол №___

Утверждаю:
Директор МБОУ ДО РЦДО
А.У. Сахманов
«___» __________201__г.








Общеобразовательная общеразвивающая программа
культурологической направленности
«Юный журналист»


Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 3 года



Составитель:
Дондобон Сэсэгма Доржиевна,
педагог дополнительного образования
І квалификационная категория








с. Курумкан, 2016 г.
Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Юный журналист» разработана в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
– Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
– Приказом МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Письмом МОиН РФ от 18.11.2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
– Уставом МБОУ ДО «Районного центра дополнительного образования»;
– Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования».
Программа «Юный журналист» является модифицированной программой социально-педагогической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Необходимо помогать юным воспитанникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе «Юный журналист».
Журналистика – это социальный институт, созданный с целью обеспечения всестороннего и объективного информирования всех субъектов общественной жизни о социальной действительности, что необходимо для оптимального функционирования всех других социальных институтов и общества в целом как саморегулирующейся системы. Ее социальная миссия заключается в формировании общественного мнения и управлении массовыми эмоциями.
Направленность дополнительной образовательной программы: культурологическая. Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации). Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями в интересующей воспитанника области, другой стороны, ориентированную на формирование у ребенка целостной картины мира, основанной на мотивах, потребностях, ценностях, идеалах воспитанника, определяющих его место и роль в конкретном социуме, дающих возможность построить образ о самом себе как саморазвивающейся личности.
Цель программы: Познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, овладение основными навыками журналистского мастерства.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с историей развития журналистики;
- дать представление о журналистике как о виде деятельности;
- научить детей владеть основными характеристиками журналистского материала, оформительским делом (оформлять газету иллюстрациями, фотографиями, рисунками), жанрами публицистики;
– формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- научить оценивать события с высоких нравственных позиций, отражать в газете честно и объективно главные события.
Развивающие:
– формирование когнитивной сферы обучающихся (логического мышления, аналитических способностей, умение критически изучать известные факты, гипотезы, концепции, активизировать образное мышление, позволяющее находить аналогии в разных областях наук);
- развитие коммуникативной сферы воспитанников (развивать умение вести дискуссию, речевую деятельность учащихся в процессе отчетов на конференциях внутри учебной группы и перед более широкой аудиторией, способствовать развитию инициативы и творческого потенциала воспитанника);
– развитие эмоционально-волевой сферы (способности к самообучению и самоанализу, способности предвидеть результаты и последствия влияния своей деятельности на окружающую среду).
Воспитательные:
– формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
– формирование активной жизненной позиции в социуме;
– формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
– программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Возрастная группа: 9-14 лет.
Срок реализации программы: настоящая программа рассчитана на 3 года обучения.
Формы работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий:
1) беседа, свободная творческая дискуссия, пресс-конференция; 2) ролевая игра; 3) творческий проект; 4) круглый стол; 5) экскурсия; 6) практическая работа (выпуск газеты).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

Режим занятий.
Количество и продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиНа
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество групп
Количество часов
в неделю
Количество часов в год

2 часа
2 раза
1 группа
4 часа
144 часа на первый год обучения

3 часа
2 раза
1 группа
6 часов
216 часов на второй год обучения


3 часа

2 раза
1 группа
6 часов
216 часов на третий год обучения




Прогнозируемый результат и способы определения результативности:
В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы.
На стартовом уровне обучающиеся должны освоить:
Представление о журналистике, как о профессии;
Различные темы, идеи материала, типы заголовков;
Методы сбора информации (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
Композицию материала;
Правила работы с ПК, принтером, сканером, фотоаппаратом.
Обучающиеся должны:
Ориентироваться в тексте, материале;
Отбирать нужную информацию для газеты;
Различать идеи материалов, факты от жанров;
Распознавать такие жанры как заметка, информация, опрос, зарисовка.
На базовом уровне обучающиеся должны освоить:
Основы оформительской работы;
Виды информации;
Структуру текста (заголовок, смысловые части и т.д.);
Основные жанры публицистики: информационный, аналитический, художественный;
Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования.
Обучающиеся должны:
Составлять схемы, диаграммы и др.
Формулировать вопросы для интервью;
Уточнять достоверность информации;
Обсуждать актуальные темы социальных групп;
Распознавать жанры публицистики.
На продвинутом уровне обучающиеся должны освоить:
Особенности профессии журналиста;
Историю развития мировой журналистики;
Принципы оформления газеты;
Язык журналистики;
Этические принципы журналистики (об этике поведения, о правах и обязанностях журналиста).
Обучающиеся должны:
Анализировать источники информации;
Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
Писать газетную заметку, очерк;
Презентовать информационный продукт.
Способы проверки результатов:
– контрольные работы (по изученной теме);
– выпуск газет, буклетов;
- беседы с детьми;
– участие в различных конкурсах творческих работ.
Формы подведения итогов:
( анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
( выпуск газеты с отчётом работы объединения «Юный журналист»;
( участие в итоговой конференции.

Материально-техническое оснащение программы:
Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотоаппарат.












II. Учебный план
I год обучения

Наименование разделов
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика


Вводное занятие
3
3
-

1
Основные характеристики журналистского материала
51
16
35

2
Жанры
51
16
35

3
Итоговое занятие
3
-
3


Итого
108
35
73


II обучения


Наименование разделов
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика


Вводное занятие
3
3
-

1
История журналистики
3
1
2

2
Оформительское дело
93
37
56

3
Жанры публицистики
96
30
66

4
Выпуск школьной газеты
18
-
18

5
Итоговое занятие
3
-
3


Итого
216
71
145













«Продвинутого уровня» обучения


Наименование разделов
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика

1
Теория журналистики
27
11
16

2
История мировой журналистики
12
4
8

3
Жанры публицистики
69
24
45

4
Язык журналистики
48
16
32

5
Номер газеты
27
9
18

6
Этические принципы журналистики
12
4
8

7
Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении.
12
4
8

8
Влияние СМИ на общественность
6
2
4

9
Итоговое занятие
3
-
3


Итого
216
74
142

III. Календарно-учебный график

«Стартового уровня» обучения


занятия

п/п
Название темы, раздела
Всего часов
В том числе
Форма
контроля
Дата
Примечание





Теория
Практика

план.
факт.


1-3

Вводное занятие
3
3
-






І
Основные характеристики журналистского материала
51
16
35





4-6
1
Тема материала
3
1
2





7-9
2
Факт для заметки
3
1
2





10-12
3
Идея материала
3
1
2





13-15
4
Идея материала – рассказать о положительном опыте
3
1
2





16-18
5
Идея материала – обсудить проблему
3
1
2





19-21
6
Идея материала – повлиять на настроение, чувства людей
3
1
2





22-24
7
Методы сбора информации. Наблюдение
3
1
2





25-27
8
Беседа
3
1
2





28-30
9
Композиция материала. Лид
3
1
2





31-33
10
Основная часть
3
1
2





34-36
11
Заключение
3
1
2





37-39
12
Виды лидов
3
1
2





40-42
13
Заголовок. Информационный. Образный
3
1
2





43-45
14
Типы заголовков
3
1
2





46-48
15
Как написать хороший материал?
3
1
2





49-51
16
Журналистская этика
3
1
2





52-54
17
Контрольная работа
3
-
3
Тест №1





ІІІ
Жанры
51
16
35





55-57
1
Заметка
3
1
2





58-60
2
Информация
3
1
2





61-63
3
Черты современной информации
3
1
2





64-66
4
Шкала ценности информации
3
1
2





67-69
5
Опрос

1
2





70-72
6
Обработка результатов
3
1
2





73-75
7
Зарисовка о природе
3
1
2





76-78
8
Язык зарисовки
3
1
2





79-81
9
Зарисовка о человеке
3
1
2





82-84
10
Контрольная работа
3
-
3
Тест №2




85-87
11
Стилистические приемы
3
1
2





88 – 90
12
Интервью
3
1
2





91 - 93
13
Работа с текстом
3
1
2





94 - 96
14
Вступление
3
1
2





97 - 99
15
Анонс
3
1
2





100-102
16
Работа журналиста над проблемой
3
1
2





103 -105
17
Заметка на обсуждение. Заметка-отклик
3
1
2





106 -108

Итоговое занятие
3
-
3
Итоговая аттестация






Итого:
108
35
73







«Базового уровня» обучения


занятия

п/п
Название темы, раздела
Всего часов
В том числе
Форма
контроля
Дата
Примечание





Теория
Практика

план.
факт.


1-3

Вводное занятие
3
3
-






I
История журналистики
3
1
2





4-6
1
Газета «Ведомости»
3
1
2






II
Оформительское дело
93
37
56





7-9
1
Анализ материалов периодической печати
3
1
2





10-12
2
Анализ материалов периодической печати
3
1
2





13-15
3
Анализ материалов периодической печати
3
1
2





16-18
4
Основы оформительской работы
3
1
2





19-21
5
Иллюстративное оформление газеты
3
1
2





22-24
6
Виды иллюстраций
3
1
2





25-27
7
Репортажный снимок, рисунок
3
1
2





28-30
8
Портрет
3
1
2





31-33
9
Пейзаж
3
1
2





34-36
10
Фотоэтюд
3
1
2





37-39
11
Карикатура
3
1
2





40-42
12
Дружеский шарж
3
1
2





43-45
13
Монтаж
3
1
2





46-48
14
Заставка
3
1
2





49-51
15
Виньетка
3
1
2





52-54
16
Роль рисунка в газете
3
1
2





55-57
17
Рамки и линейки в газете
3
1
2





58-60
18
Функции фотографии в газете
3
1
2





61-63
19
Особенности шрифта
3
3
-





64-66
20
Выбор шрифтов
3
2
1





67-69
21
Выбор шрифтов
3
1
2





70-72
22
Выбор шрифтов
3
2
1





73-75
23
Выбор шрифтов
3
1
2





76-78
24
Выбор шрифтов
3
2
1





79-81
25
Выбор шрифтов
3
1
2





82-84
26
Графическое оформление газеты
3
1
2





85-87
27
Дизайн газеты
3
2
1





88 – 90
28
Классический дизайн газеты
3
1
2





91 - 93
29
Черты различных дизайнов
3
2
1





94 - 96
30
Современный дизайн газеты
3
1
2





97 - 99
31
Контрольная работа
3
-
3
Тест №1





III
Жанры публицистики
96
30
66





100-102
1
Знакомство с жанрами публицистики.
3
2
1





103 -105
2
Беседа
3
1
2





106 -108
3
Статья
3
1
2





109 -111
4
Передовая статья
3
1
2





112-114
5
Статья, обобщающая опыт работы
3
1
2





115-117
6
Проблемная статья
3
1
2





118-120
7
Проблемная статья
3
1
2





121-123
8
Критическая статья
3
1
2





124-126
9
Репортаж
3
1
2





127-129
10
Событийный репортаж
3
1
2





130-132
11
Тематический репортаж
3
1
2





133-135
12
Постановочный репортаж
3
-
3





136-138
13
Фоторепортаж
3
2
1





139-141
14
Фоторепортаж
3
1
2





142-144
15
Интервью
3
2
1





145-147
16
Интервью-монолог
3
1
2





148-150
17
Интервью-диалог
3
2
1





151-153
18
Интервью-диалог
3
1
2





154-156
19
Коллективное интервью
3
2
1





157-159
20
Интервью-зарисовка
3
1
2





160-162
21
Заметка
3
2
1





163-165
22
Заметка информационного характера
3
1
2





166-168
23
Заметка типа делового описания
3
1
2





169-171
24
Заметка типа художественного описания с элементами повествования
3
1
2





172-174
25
Информационная заметка с отрицательным содержанием
3
1
2





175-177
26
Заметка на темы, связанные с оценкой поступков
3

3





178-180
27
Заметка на дискуссионную тему
3

3





181-183
28
Заметка-благодарность
3

3





184-186
29
Заметка-вопрос
3

3





187-189
30
Заметка-просьба
3

3





190-192
31
Путевая заметка
3

3





193-195
32
Путевая заметка
3

3





196-213
IV
Выпуск школьной газеты
18
-
18





214-216

Итоговое занятие
3
-
3
Итоговая аттестация






Итого:
216
69
147


























«Продвинутого уровня» обучения

занятия

п/п
Название темы, раздела
Всего часов
В том числе
Форма
контроля
Дата
Примечание





Теория
Практика

план.
факт.



І
Теория журналистики
27
11
16





1-3
1
Введение в специальность.
3
3
-





4-6
2
Роль и место периодической печати.
3
2
1





7-15
3
Функции журналистики.
9
3
6





16-24
4
Школьная пресса.
9
3
6





25-27
5
Экскурсия «Кто делает газету?»
3
-
3






II
История мировой журналистики
12
4
8





28-30
1
Выпуск первых газет в Китае.
3
1
2





31-33
2
Выпуск первых газет в Европе.
3
1
2





34-36
3
История развития радиовещания.
3
1
2





37-39
4
История развития тележурналистики в России.
3
1
2






III
Жанры публицистики
69
24
45





40-42
1
Жанры периодической печати.
3
1
2





43-51
2
Отчет.
9
3
6





52-66
3
Обозрение.
15
6
9





67-69
4
Корреспонденция.
3
1
2





70-72
5
Дискуссия.
3
1
2





73-75
6
Ток-шоу.
3
1
2





76-78
7
Пресс-конференция.
3
1
2





79-81
8
Очерк.
3
1
2





82-87
9
Очерк портретного характера.
6
2
4





88-93
10
Проблемный очерк.
6
2
4





94-99
11
Событийный очерк.
6
2
4





100-105
12
Путевой очерк.
6
2
4





106-108
13
Эссе.
3
1
2






IV
Язык журналистики
48
16
32





109-111
1
Сущность слова.
3
1
2





112-114
2
Слово и понятие.
3
1
2





115-117
3
Многозначность слова.
3
1
2





118-120
4
Профессиональная лексика.
3
1
2





121-123
5
Активный словарь.
3
1
2





124-126
6
Пассивный словарь
3
1
2





127-132
7
Язык газеты. Авторский почерк.
6
2
4





133-138
8
Журналистский текст.
6
2
4





139-141
9
Язык литературы.
3
1
2





142-147
10
Стилистика: изобразительно-выразительное средство языка
6
2
4





148-150
11
Цитирование.
3
1
2





151-153
12
Многоточие.
3
1
2





154-156
13
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
3
1
2






V
Номер газеты
27
9
18





157-159
1
Формат издания.
3
1
2





160-162
2
Объем издания.
3
1
2





163-165
3
Название и его оформление.
3
1
2





166-168
4
Композиционно-графическое моделирование газеты. Вёрстка.
3
1
2





169-171
5
Редактирование текста.
3
1
2





172-174
6
Литературное редактирование.
3
1
2





175-177
7
Теория и практика литературной правки.
3
1
2





178-183
8
Новые технологии в оформлении газеты.
6
2
4






VI
Этические принципы журналистики
12
4
8





184-186
1
Этика и мораль.
3
1
2





187-189
2
Поступок и мотив.
3
1
2





190-192
3
Эстетика.
3
1
2





193-195
4
Требования к журналисту.
3
1
2






VII
Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении.
12
4
8





196-198
1
Общность в функциях, целях, задачах, жанрах.
3
1
2





199-201
2
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении.
3
1
2





202-204
3
Сочетание записи и прямого эфира.
3
1
2





205-207
4
Главенство фактора изображения на телевидении.
3
1
2






VIII
Влияние СМИ на общественность
6
2
4





208-210
1
Роль газеты в воспитании патриотизма.
3
1
2





211-213
2
Роль СМИ в формировании нравственности.
3
1
2





214-216

Итоговое занятие
3
-
3
Итоговая аттестация






Итого:
216
74
142





IV. Содержание программы
«Стартового уровня» обучения

Вводное занятие (3 ч.)
Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами, с правилами работы и поведения, с правилами по технике безопасности. Анкетирование обучающихся.
Раздел I. Основные характеристики журналистского материала (51 ч.)
Тема 1. Тема материала.
Теория. Что такое тема материала? Дать понятие о теме материала. Знакомство с широкой и узкой темами. Знакомство с поверхностной темой. Знакомство с глубокой темой.
Практика. Определение темы на основе данного текста. Различать темы по широте в заданных материалах. Распознать поверхностную тему в газетных заметках. Распознать глубокую тему в газетных заметках.
Тема 2. Факт для заметки.
Теория. Понятие о факте. Обсуждать какие факты можно выбрать для заметки.
Практика. Выбирают факты для заметки.
Тема 3. Идея материала.
Теория. Знакомство с идеей материала. Познакомить с идеей материала – сообщить новость. Знакомство детей с идеей материала, как исправить недостаток. Знакомство с идеей материала – расширить кругозор.
Практика. Определить идею материалов.
Тема 4. Идея материала – рассказать о положительном опыте.
Теория. Знакомство с идеей материала – исправить недостаток.
Практика. Распознать идею материала в тексте.
Тема 5. Идея материала – обсудить проблему.
Теория. Знакомство с идеей материала – обсудить проблему.
Практика. Распознать идею материала в тексте.
Тема 6. Идея материала – повлиять на настроение, чувства людей.
Теория. Знакомство с идеей материала – повлиять на настроение, чувства людей.
Практика. Распознать идею материала в тексте.
Тема 7. Методы сбора информации. Наблюдение.
Теория. Знакомство с методами сбора информации. Наблюдение.
Практика. На основе наблюдения написать заметку.
Тема 8. Беседа.
Теория. Знакомство с таким методом сбора информации как беседа.
Практика. Провести беседу, и исходя, из этого отобрать нужную информацию для заметки.
Тема 9. Композиция материала. Лида.
Теория. Знакомство с композицией материала. Понятие лида.
Практика. Распознать лид в данном в тексте.
Тема 10. Основная часть.
Теория. Знакомство с композицией материала. Понятие основная часть.
Практика. Распознать основную часть в данном в тексте.
Тема 11. Заключение.
Теория. Знакомство с композицией материала. Понятие заключение.
Практика. Определить заключение в данном в тексте.
Тема 12. Виды лидов.
Теория. Знакомство с видами лидов (Одним ударом. Цитата. Повествование).
Практика. Определить виды лидов в данном в тексте.
Тема 13. Заголовок. Информационный. Образный.
Теория. Знакомство с заголовком: информационный, образный.
Практика. Определить заголовки в данном в тексте.
Тема 14. Типы заголовков.
Теория. Понятия: заголовок-тема. Заголовок-идея. Заголовок-противопоставление. Заголовок-перечисление. Специально созданная двусмысленность. Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого). Фразеологизм, крылатая фраза, слова из песни, пословицы, иногда переделанные. Заголовок-фраза из текста.
Практика. Определить типы заголовков в данном материале.
Тема 15. Как написать хороший материал?
Теория. Беседа о том, как написать хороший материал.
Практика. Написать заметку.
Тема 16. Журналистская этика.
Теория. Беседа о журналистской этике.
Тема 26. Контрольная работа.
Практика. «Основные характеристики журналистского материала».
Раздел II. Жанры (51 ч.)
Тема 1. Заметка.
Теория. Знакомство с заметкой.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Информация.
Теория. Знакомство с информацией.
Практика. Написать информацию.
Тема 3. Черты современной информации.
Теория. Знакомство с характерными чертами современной информации.
Практика. Написать заметку.
Тема 4. Шкала ценности информации.
Теория. Интересность темы. Новость для читателя. Раскрытие темы. Интересный лид. Отношение автора к факту. Краткость.
Практика. Определить шкалу ценности информации в данном материале.
Тема 5. Опрос.
Теория. Знакомство с опросом (Устный. Письменный).
Практика. Составить опрос.
Тема 6. Обработка результатов.
Теория. Что такое обработка результатов?
Практика. Обработка результатов по данному материалу.
Тема 7. Зарисовка о природе.
Теория. Как написать зарисовку о природе?
Практика. Написать зарисовку.
Тема 8. Язык зарисовки.
Теория. Каков язык зарисовки?
Практика. Написать зарисовку.
Тема 9. Зарисовка о человеке.
Теория. Как написать зарисовку о человеке?
Практика. Написать зарисовку о человеке.
Тема 10. Контрольная работа.
Практика. Выполняют тест №1.
Тема 11. Стилистические приемы
Теория. Знакомство со стилистическими приемами. (Метафора).
Практика. Написать заметку, используя стилистические приемы.
Тема 12. Интервью.
Теория. Знакомство с интервью.
Практика. Составить интервью.
Тема 13. Работа с текстом.
Теория. Правила работы с текстом.
Практика. Составить текст.
Тема 14. Вступление.
Теория. Знакомство с вступлением.
Практика. Написать заметку.
Тема 15. Анонс.
Теория. Знакомство с анонсом.
Практика. Составить анонс.
Тема 16. Работа журналиста над проблемой.
Теория. Что такое работа журналиста над проблемой?
Практика. Составить материал на любую по выбору проблему.
Тема 17. Заметка на обсуждение. Заметка-отклик.
Теория. Что такое заметка на обсуждение, заметка-отклик?
Практика. Написать заметку по выбору.
Итоговое занятие (3 ч.)
Практика. Анкетирование на тему: «Мои творческие успехи».




















Содержание «базового уровня» обучения

Вводное занятие (3 ч.)
Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами, с правилами работы и поведения, с правилами по технике безопасности. Запись данных об обучающихся. Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
Раздел I. История журналистики (6 ч.)
Тема 1. Газета «Ведомости».
Теория. Газета «Ведомости». Выпуск первой газеты «Ведомости» в России при Петре
· в XV
·
·
· в.
Раздел II. Оформительское дело (93 ч.)
Тема 1. Анализ материалов периодической печати.
Теория. Что такое анализ материалов? Как делать анализ материалов периодической печати?
Практика. Просмотр материалов периодической печати для анализа; выбор наиболее лучших решений, их обсуждение. Выбор материалов СМИ. Читательский дневник. Сбор материалов СМИ в альбом.
Тема 2. Основы оформительской работы.
Теория. Понятие об основах оформительской работы. Правила и режим работы.
Практика. Работа на ПК.
Тема 3. Иллюстративное оформление газеты
Теория. Знакомство с иллюстративным оформлением газеты.
Практика. Оформление газеты (просмотр школьных газет, анализ подобных иллюстраций)
Тема 4. Виды иллюстраций
Теория. Понятия репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции.
Практика. Использовать различные виды иллюстраций в публицистических материалах.
Тема 5. Роль рисунка в газете.
Теория. Знакомство с рисунком в газете.
Практика. Выбор рисунка в газете по данному материалу.
Тема 6. Рамки и линейки в газете.
Теория. Понятия рамки и линейки в газете.
Практика. Работа над выпуском газеты.
Тема 7. Функции фотографии в газете.
Теория. Функции фотографии в газете.
Практика. Использование фотографии в газете.
Тема 8. Особенности шрифта.
Теория. Знакомство с различными шрифтами.
Тема 9. Выбор шрифтов.
Теория. Разнообразный шрифт. Использование разнообразных шрифтов для оформления газеты. Знакомство с классическим шрифтом. Виды современного шрифта. Виды современного шрифта в различных изданиях периодической печати. Выбор шрифта для различных по содержанию статей. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление плаката.
Практика. Упражнения в написании классическим шрифтом. Упражнения в написании современным шрифтом.
Тема 10. Графическое оформление газеты.
Теория. Знакомство с графическим оформлением газеты.
Практика. Графическое оформление газеты.
Тема 11. Дизайн газеты.
Теория. Знакомство с дизайном газеты. Классический дизайн газеты. Черты различных дизайнов. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет.
Практика. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, главных черт. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Сделать дизайн газеты (1 лист).
Тема 12. Контрольная работа
Практика. «Оформительское дело».
Раздел III. Жанры публицистики (96 ч.)
Тема 1. Знакомство с жанрами публицистики.
Теория. Знакомство с жанрами публицистики.
Практика. Беседа. Умение вести беседу.
Тема 2. Статья.
Теория. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья.
Практика. Написание статьи. Анализ работ.
Тема 3. Репортаж.
Теория. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж.
Практика. Написание репортажа.
Тема 4. Фоторепортаж.
Теория. Беседа о фотографии в газете.
Практика. Сделать фоторепортаж.
Тема 5. Интервью.
Теория. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка.
Практика. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Анкетирование. Подготовка интервью.
Тема 6. Заметка.
Теория. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметка на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба. Путевые заметки.
Практика. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.
Раздел IV. Выпуск школьной газеты (18 ч.)
Практика. Поиск, получение, запрос информации. Подготовка материалов и выпуск школьных газет. Распространение газет.
Итоговое занятие (3 ч.)
Практика. Выпуск газеты с отчетом работы объединения «Юный журналист».















Содержание «продвинутого уровня» обучения

Раздел I. Теория журналистики (27 ч.)
Тема 1. Введение в специальность.
Теория. Журналистика как профессия. Журналистика - это актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.
Тема 2. Роль и место периодической печати.
Теория. О роли и месте периодической печати.
Практика. Поиск материалов на данную тему.
Тема 3. Функции журналистики.
Теория. О функциях журналистики.
Практика. Написать статью.
Тема 4. Школьная пресса.
Теория. О пресс-центре.
Практика. Экскурсия «Школьная медиатека» (библиотека, компьютерный класс, видеозал).
Тема 5. Экскурсия «Кто делает газету?»
Практика. Экскурсия в редакцию «Огни Курумкана».
Раздел II. История мировой журналистики (12 ч.)
Тема 1. Выпуск первых газет в Китае.
Теория. Древние цивилизации мира. Древний Китай. Выпуск первых газет в Китае. Краткий обзор.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Выпуск первых газет в Европе.
Теория. Выпуск первых газет в Европе. Краткий обзор.
Практика. Написать заметку.
Тема 3. История развития радиовещания.
Теория. История развития радиовещания. Краткий обзор.
Практика. Написать заметку.
Тема 4. История развития тележурналистики в России.
Теория. История развития тележурналистики в России. Краткий обзор.
Практика. Написать заметку.
Раздел III. Жанры публицистики (69 ч.)
Тема 1. Жанры периодической печати.
Теория. О жанрах периодической печати. Общий обзор.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Отчет.
Теория. Отчет общий (прямой). Отчет тематический. Отчет с комментариями.
Практика. Написание отчета. Анализ работ.
Тема 3. Обозрение.
Теория. Обзор печати. Тематический обзор. Общий обзор. Информационный обзор.
Практика. Подготовка обзора.
Тема 4. Корреспонденция.
Теория. О корреспонденции.
Практика. Написание корреспонденции.
Тема 5. Дискуссия.
Теория. Умение вести дискуссию.
Практика. Выбрать тему и подготовить вопросы для дискуссии.
Тема 6. Ток-шоу.
Теория. О ток-шоу.
Практика. Просмотреть ток-шоу на выбор и проанализировать.
Тема 7. Пресс-конференция.
Теория. Понятие о пресс-конференции.
Практика. Просмотреть пресс-конференцию на выбор и проанализировать.
Тема 8. Очерк.
Теория. Понятие об очерке.
Практика. Написать очерк.
Тема 9. Очерк портретного характера.
Теория. Об очерке портретного характера.
Практика. Написать очерк. Анализ работ.
Тема 10. Проблемный очерк.
Теория. О проблемном очерке.
Практика. Написать проблемный очерк.
Тема 11. Событийный очерк.
Теория. О событийном очерке.
Практика. Написать событийный очерк.
Тема 12. Путевой очерк.
Теория. О путевом очерке.
Практика. Написать путевой очерк.
Тема 13. Эссе.
Теория. Понятие об эссе.
Практика. Написать эссе.
Раздел IV. Язык журналистики (48 ч.)
Тема 1. Сущность слова.
Теория. Понятие о сущности слова.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Слово и понятие.
Теория. Знакомство со словом и понятием.
Практика. Распознать слова и понятия в данном тексте.
Тема 3. Многозначность слова.
Теория. Понятие о многозначности слова.
Практика. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Тема 4. Профессиональная лексика.
Теория. Понятие о профессиональной лексике.
Практика. Овладение профессиональной лексикой.
Тема 5. Активный словарь.
Теория. Понятие об активном словаре.
Практика. Словари и справочники, их тематика и использование в газете.
Тема 6. Пассивный словарь.
Теория. Понятие о пассивном словаре.
Практика. Словари и справочники, их тематика и использование в газете.
Тема 7. Язык газеты. Авторский почерк.
Теория. Понятие об авторском почерке.
Практика. Написать публицистический материал.
Тема 8. Журналистский текст.
Теория. Понятие о журналистском тексте.
Практика. Написать публицистический материал.
Тема 9. Язык литературы.
Теория. Понятие о языке литературы.
Практика. Распознать в данном материале.
Тема 10. Стилистика: изобразительно-выразительное средство языка.
Теория. О стилистических фигурах, тропах.
Практика. Написать заметку, используя изобразительно-выразительные средства языка.
Тема 11. Цитирование.
Теория. О цитировании.
Практика. Использование цитат в заметках.
Тема 12. Многоточие.
Теория. О многоточии.
Практика. Использование многоточия в заметках.
Тема 13. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Теория. О классификации речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Практика. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
Раздел V. Номер газеты (27 ч.)
Тема 1. Формат издания.
Теория. О формате издания.
Практика. Определить формат издания по данному материалу.
Тема 2. Объем издания.
Теория. Об объеме издания.
Практика. Определить объем издания по данному материалу.
Тема 3. Название и его оформление.
Теория. О названии и оформлении газеты.
Практика. Придумать интересные названия газеты.
Тема 4. Композиционно-графическое моделирование газеты. Вёрстка.
Теория. О композиционно-графическом моделировании газеты.
Практика. Верстка номеров газет.
Тема 5. Редактирование текста.
Теория. О редактирование текста.
Практика. Редактирование текста.
Тема 6. Литературное редактирование.
Теория. О литературном редактировании.
Практика. Редактирование текста.
Тема 7. Теория и практика литературной правки.
Теория. О литературной правке.
Практика. Редактирование текста.
Тема 8. Новые технологии в оформлении газеты.
Теория. О новых технологиях в оформлении газеты.
Практика. Редактирование текста
Раздел VI. Этические принципы журналистики (12 ч.)
Тема 1. Этика и мораль.
Теория. Про этику и мораль.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Поступок и мотив.
Теория. Про поступок и мотив.
Практика. Написать заметку.
Тема 3. Эстетика.
Теория. Про эстетику.
Практика. Написать заметку.
Тема 4. Требования к журналисту.
Теория. О требовании к журналисту.
Практика. Написать заметку.
Раздел VII. Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении. (12 ч.)
Тема 1. Общность в функциях, целях, задачах, жанрах.
Теория. Об общности в функциях, целях, задачах, жанрах.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Особенность учета фактора времени на радио и телевидении.
Теория. Об особенностях учета фактора времени на радио и телевидении.
Практика. Написать заметку.
Тема 3. Сочетание записи и прямого эфира.
Теория. О сочетании записи и прямого эфира.
Практика. Написать заметку.
Тема 4. Главенство фактора изображения на телевидении.
Теория. О главенстве фактора изображения на телевидении.
Практика. Написать заметку.
Раздел VIII. Влияние СМИ на общественность (6 ч.)
Тема 1. Роль газеты в воспитании патриотизма.
Теория. О роли газеты в воспитании патриотизма.
Практика. Написать заметку.
Тема 2. Роль СМИ в формировании нравственности.
Теория. О роли СМИ в формировании нравственности.
Практика. Написать заметку.
Итоговое занятие (3 ч.) Практика. Участие в итоговой конференции.
V. Методическое обеспечение программы
для обучающихся «стартового уровня» обучения
Тест №1
1) Темы бывают по широте:
поверхностные;
широкие;
глубокие;
узкие.
2) Факт – это
правда;
вымысел;
лид;
новость.
3) Идеей называется
то, о чем пишется материал;
то, с какой целью, зачем написан материал;
небольшой рассказ журналиста об одном событии;
любой материал в газете.
4) К методам сбора информации не относится
наблюдение;
работа с документами и письменными источниками;
беседа;
заголовок.
5) К какому типу относится данный заголовок «Ребята, давайте жить дружно!»?
заголовок-вопрос;
заголовок-цитата;
заголовок-перечисление;
заголовок-противопоставление.
Тест №2
1) Заметка – это
выяснение мнения большого количества людей по одному вопросу;
короткий рассказ корреспондента об одном факте;
разговор журналиста с собеседником, предназначенный для СМИ;
пересказ содержания одним предложением.
2) Информация – это
небольшой рассказ журналиста об одном событии;
то, о чем пишется материал;
необычное, интересное вступление;
художественное описание природы, человека, обстановки, мыслей.
3) На какой вопрос в информации журналист не отвечает?
что?
где?
как?
зачем?
4) Что не относится к шкале ценности информации?
интересность темы;
подготовка материала;
новость для читателя;
раскрытие темы.
5) Что не относится к композиции материала?
лид;
основная часть;
противоречие;
заключение.
Итоговая аттестация (для итогового занятия).

·. Портфолио каждого воспитанника.

·
·. Номера газет. Количество публикаций воспитанников в школьной газете.

·
·
·. Анкетирование на тему: «Мои творческие успехи».
Вопросы для итоговой аттестации:
1) Какие темы (по широте и глубине) самые лучшие? Почему?
2) Какую тему: широкую, узкую, глубокую, поверхностную – лучше всего выбрать для заметки?
3) Как называется недавно произошедший факт, известный немногим людям?
4) Что такое идея?
5) Какие идеи могут быть у материала?
6) Отчет. Роман. Разговор. Учебник. На что из перечисленного больше всего похож язык заметки?
7) Какой метод сбора материала самый лучший?
8) Зачем рекомендуется составлять план перед тем, как писать заметку?
9) Какие типы заголовков вы знаете?
10) Почему надо начинать любой материал с лида?
11) Что придумывает журналист, определив тему и идею материала?
12) О чем пишут в лиде, основной части и заключении материала?
13) Какие правила оформления заметки вы знаете?
14) Какие 4 основных права есть у журналиста, и что они означают?
15) Что такое журналистская этика? Какие основные ее положения вы знаете?





























Для обучающихся «базового уровня» обучения
Тест №1
1) Найдите неверное понятие:
журналистика – это литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах;
журналистика – это периодические издания;
журналистика – это актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время;
журналистика – это употребление в языке газеты слов и выражений официально-делового стиля.
2) Газета «Ведомости» была создана при
Иване Грозном;
Петре
·;
Екатерина
·
·;
Елизавете
·
·.
3) Хороший материал не включает в себя
язык, близкий к разговорному;
очень длинные предложения;
ясно и четко сформулированную мысль;
тему, соответствующую идее.
4) Журналист не имеет право:
искать информацию;
получать информацию;
распространять информацию;
искажать информацию.
5) Заголовок-парадокс – это
специально созданная двусмысленность;
сочетание несочетаемого;
крылатая фраза;
фраза из текста.
Итоговая аттестация (для итогового занятия).

·. Портфолио каждого воспитанника.

·
·. Номера газет. Количество публикаций воспитанников в районной газете.

·
·
·. Выпуск газеты с отчетом работы объединения «Юный журналист».
Вопросы для итоговой аттестации:
1) Какие виды иллюстраций вы знаете?
2) Расскажите о роли рисунка в газете?
3) Перечислите функции фотографии в газете?
4) Отчего зависит выбор шрифтов?
5) Что такое дизайн газеты?
6) Назовите виды современного шрифта?
7) Что такое монтаж?
8) Назовите основные правила беседы?
9) Какой бывает статья?
10) Чем отличается событийный репортаж от тематического?
11) Как называют собеседника в интервью?
12) Почему не рекомендуется журналисту задавать еще раз такие вопросы, на которые получен ответ?
13) С каким типом собеседника беседовать труднее всего? Почему?
14) Что такое заметка в узком и широком значении?
15) Почему информация обычно короче заметки?



















Итоговая аттестация для обучающихся «продвинутого уровня» обучения
(для итогового занятия).

·. Портфолио каждого воспитанника.

·
·. Номера газет. Количество публикаций воспитанников в республиканских и др. СМИ

·
·
·. Участие в итоговой конференции.
Вопросы для итоговой аттестации:
1) Как журналист использует понятие жанра в своей творческой деятельности?
2) Какие важнейшие отличительные черты жанров газетной публицистики вы знаете?
3) Какие жанры новостной информации используются в газете?
4) Каким должен быть заголовок?
5) Какие типы заголовков вы знаете и используете?
6) Каковы цели обращения журналиста к диалогическим жанрам?
7) Чем рецензия и обзор СМИ отличаются от других ситуативно-аналитических жанров публицистики?
8) В чем особенность путевого очерка?
9) Когда употребляется многозначность слова?
10) В чем заключается формат издания?
11) Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами публицистики? Что является в них предметом отображения?
12) Что вы относите к сатирическим жанрам публицистики? Каковы их значение и основные жанровые признаки?
13) Какие жанры публикаций других типов вы знаете?
14) Каковы жанровые особенности эссе в газете?
15) Как вы понимаете словосочетание «язык газеты»?











Список литературы:
для педагога
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.-146с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. –М., 1998. – 126с
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е классы).-М.,1977.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-144с
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.,1994.


для воспитанников
1. Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с
2. Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2000.-640с
3. Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.-688с
4. Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: Гепта-Трейд,1995.-640с
5. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979.-431с
6. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
7. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
8. Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
9. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144с










15