Женский головной убор



ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ ООШ № 1)












Женский головной убор (кокошник.)









Авторы:
Руководитель: Хасанова З.З.,
учитель ИЗО

















г.Ноябрьск
2015г.



Содержание
Введение.
Глава 1. Историческая страница.
Глава 2. Беседа с прохожими.
Глава 3. Практическая работа.
Глава 4. Исследование проектной деятельности.
Глава 5. Рефлексия.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение 1.
Приложение 2.







































Паспорт проекта.
Предметное направление: изобразительное искусство.
Возрастная категория: 6-7 классы.
Секция: творческие
Название проекта: Женский головной убор (кокошник.)
Цель проекта: Научиться самостоятельно добывать информацию, уметь анализировать, творчески мыслить и знать культуру своего народа.
Задачи проекта:
-пробудить интерес к истории создания головного убора
-научить работать поэтапно, предвидя конечный результат
-формирование знаний и умений по теме. Развитие самостоятельности.
Аннатация: За последние десятилетия в обществе произошли большие изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни. Готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
На уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность.
Сроки проведения: октябрь-март 2014-2015 уч.год.
Проблема, решению которой посвящен проект: современный рынок завален различными видами головных уборов. Нам захотелось изучить истоки возникновения головных уборов и возможно ли применить элементы украшения в современной моде.
Этапы работы над проектом:
1.Посещение библиотеки. Подбор материала, сбор материала в интернете, беседа с людьми.
2. Подбор материала. Отборка и обработка материала.
3. Практическая деятельность. Изготовление кокошника.
Форма представления проекта: творческий отчет
Используемые информационные ресурсы: литература, интернет
Используемые информационные технологии: компьютер, проектор, экран, тетрадь, ручка, картон, цветная бумага, гуашь, кисти.























Введение.
Хотим Вам представить творчески исследовательский проект «Женский головной убор (кокошник.)
В результате этой работы планируем получить:
- самостоятельно изготовить головной убор кокошник
-узнать историю костюма и традиции русского народа, художественное и символическое значение русского женского головного убора.
Цель: Научиться самостоятельно добывать информацию, уметь анализировать, творчески мыслить и знать культуру своего народа.
Задачи:
-пробудить интерес к истории создания головного убора
-научить работать поэтапно, предвидя конечный результат
-формирование знаний и умений по теме. Развитие самостоятельности.
Методы обучения: Беседа, изучение нового материала, демонстрация дидактического материала.
Нам понадобиться: компьютер, проектор, экран, тетрадь, ручка, картон, цветная бумага, гуашь, акварель, кисти, ножницы , клей.
Для дальнейшей деятельности мы разделились на группы.
1 группа –посетили библиотеку. Они занимались подбором материала, сбор материала, брали интервью у прохожих.
2 группа занимались обработкой материала.
3 группа – практическая деятельностью: эскизы кокошников.
Глава 1.Историческая страничка.
Женские головные уборы: женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах назывался по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками.
Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Они нередко украшены изображениями звёзд, солнца, древа и птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка, сорока).
Все это связано с образом неба. Нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю-матушку.
Головной убор в России носили, как правило, замужние женщины. В течение длительного времени складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. Поэтому, сорвать с женщины головной убор, считалось самым грубым оскорблением.
Вы, наверное, слышали слово «опростоволоситься», то есть опозориться.
Нельзя было выходить из дома, заниматься домашними делами с непокрытой головой.
Глава 2. Беседа с прохожими.
Мы опросили 20 прохожих:
Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? (Вышивкой)
Ответили 11 человек
А какими узорами вышивали одежду? (Цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками) 17 человек
А откуда люди брали эти узоры? (Из природы) 5 человек
перечислите головные уборы XV- XVII веков?( повязка, сорока, кика рогатая, венец, кокошник, повой и тд.) 1 человек
Глава 3. Практическая работа.
Для оформления и изготовления кокошника, технику выполнения выбирали сами: гуашевые, акварельные краски, цветная бумага, ножницы. Клей.




План проектной деятельности групп

Этапы
Педагогические задачи
Организационные формы и методы
Деятельность учителя
Средства обучения
Деятельность уч-ся.

Подготовительный

Пробудить интерес к истории создания головного убора
Экскурсии в музей.
Знакомит с проектом, мотивирует уч-ся, помогает в постановке цели
Музей
Постановка цели

Планирование

Научить работать поэтапно, предвидя конечный результат
Коллективное обсуждение
Инструктаж, помощь, обсуждение темы.
Демонстрация иллюстраций
Формулировка темы, определение обязанностей. Обсуждение методов исследования

Исследование
Формирование знаний и умений по теме.
Развитие самостоятельности.
Работа в малых группах
Наблюдение, направление, оказание теоретической и практической деятельности.
Библиотека, интернет, компьютер,
проектор.
Исследовательская деятельность.


Глава 4. Исследование проектной деятельности:
1 группа - ознакомление с правилами пользования Интернет, подбор сайтов
в сети Интернет, отбор на сайтах нужного материала, ознакомление с правилами поведения в библиотеке.
2 группа – ознакомление с материалом собранной первой группой, сортировка материала, ознакомление с правилами работы с компьютером, оформление текста.
3 группа – ознакомление с материалом собранной первой и второй группой, составление эскизов, изготовление эскизов, оформление кокошника.
Глава 5. Рефлексия. Необходимо оценивать себя. Для этого можно использовать такой рефлексивный алгоритм:
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли я собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе. Я помогал товарищам, они помогали мне – чего было больше; авторитетен ли я в вопросе «Какие у меня были затруднения в общении с группой».
Дело – я достиг цели и учения; мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы (для практики, просто интересен); в чём я затруднялся, почему? Как мне преодолеть свои проблемы?
Экономические затраты минимальны., так как все пренадлежности были куплены родителями на занятия по изобразительному искусству.
Заключение: В результате работы над проектом, мы с гордостью можем сказать, что довольны своей работой. Изделия получились оригинальные и красивые, нам удалось удивить и порадовать родителей и друзей. Кроме этого мы познакомились с интересными и необычными видами головных уборов, что расширило наш кругозор.
- На следующий год мы хотим продолжить наш проект и хотим изготовить современные головные уборы с элементами русской вышивки. У нас уже готовы эскизы проекта.
-Спасибо за внимание!

Список используемых источников:
1. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7 http://eurekanext. livejournal.com/53083.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
4. http://old.iro.yar.ru/dist_p/iso/index.htm
5.Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
6.Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998..
7.Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» № 2, 2010.
8.Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993..
9.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) - Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2008.