Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Приглашаем в гости» в средней группе


Цель: создание условий для формирования представлений о быте и традициях русского народа.
Задачи:
- способствовать ознакомлению детей с посудой наших предков;
- побуждать сравнивать старинную и современную посуду;
- продолжать прививать интерес к быту, к русской деревне;
- расширять словарный запас;- активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок;- воспитывать доброжелательное взаимоотношение друг другу, гостеприимство.Словарная работа: чугунок, самовар, ухват, ложки, горшочек, чугунный, деревянный. расписные.
Предварительная работа: рассматривали иллюстрации с изображением быта русского народа, была проведена беседа по теме: «Так жили наши предки».
Методические приёмы:
* игровой (использование сюрпризного момента: переодевание педагога в «Хозяюшку»);
* наглядный (декорации: русская изба, печка, самовар, ухват, чугунок, ложки);
* словесный (наводящие вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадки);
Оборудование:
 Для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, ложки, ухват, горшочек);народный костюм «Хозяюшки» для ведущей;
аудиозапись с русскими народными песнями и плясками.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети под русскую народную мелодию входят в зал.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся».
Дети здороваются.
Воспитатель: « Посмотрите, что у меня в руках?». Индивидуальные ответы детей.
Педагог: «Это русская изба. А хотите отправиться в путешествие и оказаться в русской избе? Тогда произнесите заклинание: 1,2,3 покрутись, в прошлое вернись.
2. Основная часть. 
Дети под русскую народную мелодию произносят волшебные слова. Педагог в это время переодевается в русский костюм (сарафан и платок) и выходит к детям.
Воспитатель- Хозяйка избы: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? (Индивидуальные ответы детей)
Хозяйка избы: Что в избе было самым главным? (Дети отвечают)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
 Какие же предметы еще находились в русской избе?
Хватит молча гостевать —
пора загадки отгадать.
Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«К низу узок, верх широк,
Не кастрюля,…» (чугунок)
Верно, это чугунок. А почему, так говорят? (показывает чугунок).Дети: Потому что он черный.Хозяйка: В чугунке, я варю кашу, похлебку. Он сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, он тяжелый, а ваши мамы, в чем готовят кушать.Дети: В кастрюле.
Хозяйка: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (показывает). Ручка деревянная, а щипцы железные. Хозяйка: А ваши мамы, при помощи чего снимают с печи кастрюли.Дети: При помощи прихваток.
Хозяйка: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. А из какого материала сделан горшок? (Из глины)
Хозяйка: Ребята, из чего еще могли делать посуду люди в древности? (Из дерева). Послушайте загадку и найдите отгадку на столе:«Сама не ем, а всех кормлю» (Ложка)Хозяйка: Посмотрите, какие у меня на столе ложки.Дети: Деревянные, расписные, красивые.Хозяйка: Много работали наши предки: уставали, а отдохнуть им помогала веселая шутка, танец или игра. Даже пословица была: «Делу время – потехе час».
Русская народная игра «Золотые ворота»
Играть могут от 6 до 20 человек. Выбирают 2 водящих, которые встают друг против друга, берутся за руки, поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и змейкой идут через ворота, пока водящие говорят такие слова:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз- запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
После этих слов водящие отпускают руки и те, кто остался в воротах, тоже становятся водящими. Чтобы не быть пойманными, игроки увеличивают темп ходьбы, иногда переходя на бег, а водящие, в свою очередь, тоже меняют темп речетатива. Игра становится более подвижной и веселой.
Хозяйка: «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки (показывает). Какой самовар?Дети: блестящий, железный, красивый, толстый.За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Хозяйка: В обед вся семья собиралась за столом. Младшие дети помогали матери накрывать на стол, расставлять кружки и раскладывать ложки, каждому свою личную. Потом к столу подходил хозяин, резал хлеб, садился за стол. И только после этого, по-старшинству, все занимали свои места. Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать и скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Хозяин следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. При этом гущу из похлебки – супа и особенно мясо или сало можно было зачерпывать только после того, как это сделает глава семейства. Если кто- то из едоков, по рассеянности или какому – либо умыслу нарушал эти правила, то незамедлительно получал ложкой по лбу.
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! А вам уже в садик пора возвращаться?
(Дети повторяют волшебные слова )Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое? Интересно было? Внимательно слушали рассказ Хозяйки? Сейчас проверим.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Молодцы!
Отметить работу каждого ребенка.


Список литературы
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, Санкт-Петербург, 2010 год.
Программа «Приобщение к истокам русской народной культуры» Авторский коллектив: О.Л.Князева, М.Д. Маханева Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий Автор: Н.В. Алешина Издательство:  Учебный Цент Перспектива, 2008
С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской Издательство: ТЦ «Сфера», 2003
Тимофеева Л. П. Загадки в избе, во дворе и в поле Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение
Детский сад №17 г. Арзамас
Методическая разработка конспекта
непосредственной образовательной деятельности
на тему «Приглашаем в гости»
в средней группе
Выполнила
Лаптева Наталья Викторовна
воспитатель
1 квалификационная категория
2017 г. Арзамас