Конспект урока по литературному чтению на тему Маленькие и большие секреты страны Литературии. 4 класс.


4 класс.
Литературное чтение.
УМК «Перспектива».
Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Цели: обобщить знания учащихся по разделу «Жить по совести, любя друг друга»; развивать память, творческие способности обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные: сформированность умения работать с текстом по изученному разделу; Метапредметные:
Регулятивные - формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные - ориентирование в системе знаний, умение отличать новое от уже известного; умение анализировать литературный текст, определять главную мысль.
Коммуникативные – совместное решение в паре, в группе поставленной задачи, оформление своей мысли в устной и письменной речи, доказательство своей точки зрения.
Личностные: активное участие на уроке, воспитанность, внимательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник «Литературное чтение, 4 класс» / Л.Ф. Климанова и др.- М: Просвещение, 2014; «Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс» / Т. Ю. Коти - М: Просвещение, 2014; карточка МЭНЭДЖ МЭТ на столах, номера столов, электронный таймер, карточки с заданиями, выставка книг.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Посмотрите на МЭНЭДЖ МЭТ и поздоровайтесь с партнёром по плечу, по лицу, пожелайте хорошего настроения. Запомните свой номер, букву и номер стола.
ТИМ ЧИР (девиз для поднятия настроения).
- Класс! Вы готовы к работе?
2. Речевая разминка.
- Ребята, прочитайте стих самостоятельно.
(Ученики каждого стола читают данный стих с определённой интонацией: вопросительной - №1, утвердительной - №2, с грустью - №3, с радостью - №4, сердито - №5).
Я учусь в четвёртом классе,
Свою школу я люблю.
Как приду, всем сразу «здрасьте»
На весь класс я прокричу.
Я всегда учу уроки
И в кружки ещё хожу.
Свою школу очень милой
Я, ребята, нахожу.
- Участники под №5 прочитайте стихотворение с интонацией (Учитель может выбрать участников и другого стола).
2. Актуализация знаний.
РЕЛЛИ РОБИН (Два партнёра по лицу, подумав, поочерёдно обмениваются ответами на следующие вопросы).
- Как вы поняли смысл стихотворения?
- Как бы вы его озаглавили?
- Какое необычное, интересное слово вы нашли?
- Любите ли вы свой класс, свою школу?
- Прочитайте тему урока, определите его задачи.
(На каждый вопрос заслушиваются ответы участников разных групп).
3. Работа по теме урока.
КОНЭРС (Не обсуждая с другими учениками, записывают название угла на листке бумаги, подходят к углу и находят партнёра не из своей команды. Обсуждают в парах, почему выбрали данный угол). - Какие черты характера вы цените в людях? Что для вас является главным?
Четыре угла:
1) доброта, отзывчивость;
2) терпение, сила воли;
3) скромность, застенчивость;
4) смелость, храбрость.
По выбору учителя ребята объясняют, почему выбрали данный угол, какие черты характера они ценят в людях.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (подумай – запиши – обсуди по очереди в команде).
- Проверим, насколько вы хорошо знаете авторов и их произведения. Вам нужно узнать их только по одной фразе.
На интерактивной доске ребята читают фразы из произведений.
1. «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович» (А. Толстой «Детство Никиты»).
2. «Весело текли вы, детские года! Вас не омрачали горе и беда» (И. Суриков «Детство»).
3. «Мама, я сегодня был храбрый – я хотел спасти мальчика» (М. Зощенко «Самое главное»).
4. «Но плечо к плечу, плотной стеной ребята молча шли на Женю» (А. Гайдар «Тимур и его команда»).
5. «Приехали мы снова наверх и опять поскорей вниз» (Н. Носов «Метро»).
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА (рассматривают понятие с разных сторон).
- Какие произведения вы прочитали: стихи, рассказы, сказки, притчи? (Рассказы)
- Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от других жанров? Дайте определение, используя альтернативный вариант модели Фрейера. (Учащиеся записывают определение, характеристики, примеры, противоположные примеры).
СИНГЛ РАУНД РОБИН (учащиеся проговаривают ответ на данный вопрос по кругу один раз).
- Что значит «жить по совести»? Можем ли сказать, что совесть – чувство ответственности за свой поступок перед людьми? (Выслушиваются варианты ответов учащихся).
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Кто на уроке достиг высоких результатов?
- Что нужно сделать, чтобы получить высокую оценку?
- Пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке «смайликами», лежащими у вас на столах.
ТИМ ЧИР (девиз для поднятия настроения).
- Ай да мы – молодцы! Потрудились от души
5. Задание на дом.
1) Учебник, ответы на вопросы №4, №5, №6, стр. 154.
2) Творческая тетрадь, стр. 50-52. Написать рассказ о том, как вам удалось простить обиду.
3) Сделать постер на тему «Жить по совести, любя друг друга».
Дополнительный материал к уроку.
Задание №1: Прочитайте самостоятельно стих с определённой интонацией:
Я учусь в четвёртом классе,
Свою школу я люблю.
Как приду, всем сразу «здрасьте»
На весь класс я прокричу.
Я всегда учу уроки
И в кружки ещё хожу.
Свою школу очень милой
Я, ребята, нахожу.
Задание №2: Используй структуру РЕЛЛИ РОБИН (Два партнёра по лицу, подумав, поочерёдно обмениваются ответами на следующие вопросы).
- Как вы поняли смысл стихотворения?
- Как бы вы его озаглавили?
- Какое необычное, интересное слово вы нашли?
- Любите ли вы свой класс, свою школу?
- Прочитайте тему урока, определите его задачи.
Задание №3: Используй структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (подумай – запиши – обсуди по очереди в команде).
1. «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович» ( ).2. «Весело текли вы, детские года!
Вас не омрачали горе и беда» ( ).3. «Мама, я сегодня был храбрый – я хотел спасти мальчика»
( ).
4. «Но плечо к плечу, плотной стеной ребята молча шли на Женю»
( ).
5. «Приехали мы снова наверх и опять поскорей вниз»
( ).