«Как вывести свою формулу эффективности урока?»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Выступление на тему:
«Как вывести свою формулу эффективности урока?»
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Составитель: учитель истории
Величко Оксана Викторовна
Когалым 2016
Начало ХХІ века ознаменовано напряженным поиском нового миропонимания, новых перспектив развития компетентной личности, способной создать свой жизненный проект, ответственно относиться к жизни. «Школа – это пространство жизни ребенка; здесь он не готовится к жизни, а полноценно живет, и потому вся деятельность учебного заведения строится так, чтобы способствовать становлению личности как творца и проектировщика собственной жизни». Особенности нынешнего образования заключаются в том, что оно направлено не на удовлетворение потребностей, а на развитие возможностей и способностей человеческой личности, на процессах самопознания,саморазвития, самореализации. Потому я поставила цель познакомить всех присутствующих коллег с проблемой над которой работаю около 6 лет«Интерактивные технологии кооперативного обучения» (слайд 2). Благодаря, которой и выработала собственную формулу эффективного урока.
Впервые- эта форма обучения появилась  в Древнем Китае и восходит примерно к третьему тысячелетию до нашей эры (слайд 3).  Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу кооперативного обучения.Эвристический метод преподавания-это один из важнейших принципов Конфуция, известный уже в Древней истории педагогики. Он отметил, что только приведя ученика в состояние активного мышления, учитель может заинтересовать его, привлечь внимание и помочь ему открыть ворота в мир знаний. Конфуций считал, что «эрудиция» начинает появляться у того, кто, обладая духом исследования, много задает вопросов и много слушает, видит, познает. Все это приводит к оживленной работе мозга и только так, можно получать знания из практики, получать материал из первых рук, укреплять память, превращать чувственные восприятия в рациональные. Также великий педагогиспользовал дифференцированный подход к учащимся. Преподавание Конфуция было целенаправленно. Он принимал во внимание возраст, характер, способности, интересы ученика. Такой подход преподавания сохранял общие требования, нормы и вместе с тем помогал обнаружить и воспитать талант каждого в отдельности.
У Конфуция есть известное высказывание: «Повторение дает новые знания». Смысл его заключается в том, что частое повторение изученного помогает углубить знания, которые раньше были восприняты поверхностно, узнавать что-то новое, что раньше ускользало от внимания.
В странах Европы, США актуальным и распространенным является кооперативное обучение, которое эффективно используется на разных уровнях системы образования благодаря исследованиям и практическим разработкам Э. Аронсона, Д. Джонсона, Р. Джонсона, С. Кагана, Э. Коэна, Н. Мэддена,Р.Славина,Э. Холубека, Ш. Шарана, И. Шарана и других ученых.
 В отечественной педагогике в последней четверти XX века эту проблему разрабатывали 3. И. Васильева, М. Д. Виноградова, С. И. Иванова, В. В. Котов, X. Й. Лийметс, И. Б. Первин и др. В 1970-1980 годах в советской дидактике эта форма обучения именовалась "коллективное обучение"
Кооперативное обучение - особая форма работы в небольших группах, которая активизирует социальные процессы во время процесса обучения. Большое значение имеет развитие группы в организованную команду со своими индивидуальными характером (слайд 4). С помощью различных приемов и групповых видов работ воспитывается ответственность каждого отдельного участника за учебный процесс в группе.
В школьной системе образования кооперативное обучение рассматривается как социальный процесс, в котором «благодаря разноплановому сотрудничеству учащихся группы приобретаются знания, умения и навыки» (слайд 5).
Кооперативное обучение базируется на следующих принципах:
социальные цели - это общие цели всех членов группы;
личная ответственность каждого участника группы;
неоднородный состав группы. Группа состоит из учащихся разного уровня успеваемости, разными способностями и навыками;
одинаковая степень ответственности всех членов группы;
взаимная поддержка;
завязывание и поддержание хороших рабочих (и не только) отношений между членами группы;
социальные навыки: умение слушать, уважать мнение оппонента, выражать критику с целью исправления ошибок (слайд 6).
Задачи учительского состава (слайд 7):
учитель наблюдает за процессом кооперативной работы в группах, анализирует происходящее и дает группам оценку относительно результата их работы и качества сотрудничества.
Магические пустячки
Старайтесь никогда не применять слово «разделяться»: помните, ученики ОБЪЕДИНЯЮТСЯ! Из объединенных учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастают объединенная страна, государство, нация.
Все, что предлагают ученики, может быть принято и обсуждено. Не следует говорить им, что это «правильный ответ» или «неправильный ответ», надо лишь помочь обработать информацию и принять собственные решения. Наблюдайте, чтобы никто из учеников не оставался вне обсуждения (слайд 8).
Абсолютно неоспоримо преимущество активных методов обучения, что видно из данной схемы: наименьших результатов можно достичь.Эти данные подтверждаются исследованиями современных психологов (слайд 9). По их оценкам , старший школьник может, читая глазами, запомнить 10% информации, слушая – 26%, рассматривая – 50%, обсуждая – 70%, личный опыт – 80%, совместная деятельность с обсуждением – 90%, обучаядругих–95%. Исходя из вышесказанного можно сформулировать кредо интерактивного обучения, несколько изменив слова великого китайскогопедагогаКонфуция:То, что я слышу, я забываю.То, что я вижу и слышу, я немного помню.То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.Важнее всего – научить, нежели просто рассказать (хотя этот метод проще, доступнее, быстрее). А этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.Я, говорим «да» интерактивным методам, потому что это:Высокая мотивация! Прочность знаний! Творчество и фантазия! Коммуникабельность! Активная жизненная позиция! Командный дух! Ценность индивидуальности! Свобода самовыражения! Акцент на деятельность! Взаимоуважение! Демократичность!На сегодняшний день четкая классификация интерактивных технологий обучения в научной литературе отсутствует. Определим их условную рабочую классификацию по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии. В зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников выделим четыре группы:
Интерактивные технологии кооперативного обучения
Интерактивные технологии коллективно-группового обучения
Технологии ситуативного моделирования
Технологии решения дискуссионных вопросов.
К первой группе интерактивных технологий (технологиям кооперативного обучения) относятся(слайд 10):
Работа в парах;
Ротационные (изменяемые) тройки;
Два – четыре – все вместе;
Карусель;
Работа в малых группах
Аквариум.
Вторая группа - технологии коллективно-группового обучения, среди которых назовем следующие:
Обсуждение проблемы в общем кругу;
Микрофон;
Незаконченное предложение;
Мозговой штурм;
Обучая – учусь;
Ажурна пилка;
Анализ ситуации;
Решение проблем;
Дерево решений.
К технологиям ситуативного моделирования относятся такие виды:
Симуляция или имитационные игры;
Упрощенное судебное слушание;
Общественные слушания;
Разыгрывание ситуации по ролям.
Технологии решения дискуссионных вопросов включают:
Метод ПРЕСС;
Займи позицию;
Смени позицию;
Непрерывная шкала мнений;
Дискуссия;
Оценочная дискуссия;
Дебаты.
Когда целесообразно использоватьтехнологии ичто формирует они у учеников(слайд 19)1.Работа в парах:Во время усвоения, закрепления, проверки знаний и т.д.Способствует развитию навыков общения2.Два – четыре – все вместе:Во время усвоения и закрепления нового материала с целью его основательного анализа и осмысления. Способствует развитию общения в группе.3.Карусель:Во время интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний.Развивает умения аргументировать собственную позицию.4.Аквариум:Во время закрепления умений и навыков.Способствует развитию общения в малой группе, совершенствует умения дискутировать и аргументировать свое мнение.5.Работа в малых группах :(«Круг идей», «Диалог», «Поиск информации»)Во время закрепления умений и навыков для решения сложных проблем, которые требуют коллективного осмысления .Способствует развитию умений анализировать, обобщать, развитию логического мышления.
Во время подготовки урока потехнологи кооперативного обучения учитель должен придерживаться таких этапов урока:І. Подготовительный этап (принятие решений) На этом этапе учитель должен: точно определить познавательные цели, связанные с внутренними установками; распределить учеников по группам так, чтобы они были неоднородны по составу; учесть тип восприятия, способности и наклон; обдумать создание условий, обеспечивающих оптимальное непосредственное взаимодействие между учениками;спланировать урок; подобрать материал к уроку; подготовить необходимый раздаточный материал; Мотивация;Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;Предоставление необходимой информации;ІІ. Основной этап («запуск» урока) На этом этапе учителю необходимо:объяснить основные понятия;ознакомить с порядком работы;прокомментировать примеры предложенных заданий;дать установку на позитивную взаимозависимость и личную ответственность;задать структуру процесса взаимодействия внутри групп и межгруппового взаимодействия;объяснить, какие навыки групповой работы надо использовать для получения результата;описать критерии успеха.ІІІ. Этап контроля и вмешательства в действия учениковНа этом этапе урока учитель может вмешаться в:распределение (или помочь в распределении) ролей в группах;контакт с каждой группой с целью контроля, все ли ученики правильно поняли поставленную задачу, необходимы ли пояснения ее выполнения;выработка навыков совместной работы и общения.ІV. Этап оценивания результатов, их анализ
На этом этапе учителю не обходимо уделить внимание:организации публичных презентаций достигнутых результатов каждой группой;оценивание достигнутых результатов;анализу результатов работы групп;подведению итогов урока.Подведение итогов, оценивание результатов урока.Одна из самых распространенных структур интерактивного урока, названная схемой Колба: модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.Схема Колба на уроке:(слайд 20)1. Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;2. Закрепление (повторение) пройденного – 20% времени от общей длительности урока;3. Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности ypокa.4. Оценивание – 10% времени от общей длительности урока; 5. Подведение итогов урoка (дебрифинг, рефлексия) 10% времени от общей длительности урока. Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Поясним каждый качественный этап урока более развернуто.Оценивание - важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание (слайд 21).Дебрифинг – подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.Выводы, заключение. Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику(слайд 23):развитие личностной рефлексии;осознание включенности  в общую работу;становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;развитие навыков общения;принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;повышение познавательной активности.
классу:формирование класса как групповой общности;повышение познавательного интереса;развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.учителю:нестандартное отношение к организации образовательного процесса;формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Из технологии интерактивного обучения каждый учитель может взять много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей. Ученики из года в год становятся взрослее, развитее благодаря нетрадиционному подходу к обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, они готовы творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельнее, активнее, общительнее и способны работать на высоком уровне. Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.