Статья Составляем Формулу Здоровья

Формула Здоровья
Еще в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия». Об этом говорят и родители. В одном из социологических опросов, проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос:
«Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?» 96,4% родителей отметили крепкое здоровье.
Сохранение и укрепление здоровья людей только на 50% определяют независящие от человека причины, такие как экология(20%), здравоохранение и медицина(10%) и наследственность(20%). Остальные 50% состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и его двигательной активности. Медицина занимается не здоровьем, а болезнями, лечением. Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая, школа – это территория здоровья. Поэтому здоровьесбережение – всегда актуально для человека, для общества. Главное действующее лицо, заботящееся о здоровье детей в школе - учитель. Я, как учитель, изучала влияние различных факторов на сохранение и укрепление здоровья своих учеников. Цель моих исследований: определить факторы, способствующие сохранению, укреплению здоровья школьников, составить Формулу Здоровья. Для достижения своей цели я создавала такие условия, чтобы ребенок знал, умел, хотел сохранить здоровье. Многолетний опыт работы по изучению проблемы здоровьесбережения детей в школе показывает, что Формула Здоровья состоит из элементов, частей. Результаты моих исследований таковы.
Первая составляющая Формулы Здоровья - определенный объем знаний о здоровье человека. На уроках биологии я имею прекрасную возможность этот объем знаний о здоровье ученикам дать. На уроках химии ученики знакомятся с веществами, и их влиянием на здоровье.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников на уроках - ещё одна составляющая Формулы Здоровья. Это Техника Безопасности, освещенность, подбор мебели, физкультминутки, дозирование заданий, смена видов деятельности, положительные эмоции, игровые виды деятельности и так далее. То есть я создаю на уроке такие условия, которые можно выразить фразой: «Не навреди!» Условия, чтобы ребенку было безопасно, комфортно. Условия, чтобы на уроке у ребенка не было стрессов, страхов из-за сложного материала, плохой оценки, чтобы он учился с удовольствием, так как положительные эмоции – путь к здоровью.
Мне очень нравятся слова философа Сократа «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сначала сдвинет себя!» Невозможно представить здоровьесбережение без творческой составляющей, невозможно представить, чтобы ребенок сохранил свое Здоровье, занимая пассивную позицию. Творческая деятельность – это ещё одна составляющая Формулы Здоровья. Творческая составляющая - это организация активной внеурочной деятельности по здоровьесбережению. То есть эта составляющая воспитывает у детей культуру здоровья. Для этого организуем с детьми классные часы о здоровьесбережении. Участвуем в проведении антинаркотических месячников, в конкурсах рисунков, плакатов по теме. Дети организуют и проводят различные акции: поменяй сигарету на конфету, витаминизация и т.д. Принимаем участие с детьми в районных мероприятиях по ЗОЖ: в конкурсе агитбригад «Мы за ЗОЖ», в конкурсе электронных презентаций «Мы выбираем Здоровье», в конкурсе электронных газет «Все о ЗОЖ» и т.д. Проводим школьные Научно-Практические Конференции, где каждый класс выступает по определенной теме: правильное питание, вредные привычки, спорт и здоровье, туризм – путь к здоровью, что такое движение, т.е. на таких НПК рассматриваются вопросы ЗОЖ.
Древние сказали: «Хочешь быть здоровым? Двигайся! Хочешь быть красивым? Двигайся! Хочешь быть умным? Двигайся!» Поэтому организация двигательной активности – еще одна составляющая Формулы Здоровья. В школе проводятся Дни Здоровья, различные соревнования (волейбол, мини-футбол, легкоатлетический кросс и т.д.) Двигательная активность – это ещё и трудовая деятельность на пришкольном огороде. Учебный год завершаем походом или туристическими соревнованиями. Совершаем с детьми экскурсии по родному краю.
Для расширения знаний детей о влиянии различных веществ на организм человека провожу элективные курсы по биологии, химии (9, 10-11 классы): «Химия в огороде», «Вещества в нашем доме», «Продукты питания», «Элементы жизни». Программы элективных курсов предусматривают активную практическую деятельность детей. Если ребенок добудет знания сам, он запомнит это очень хорошо. Ученики занимаются собственными исследованиями. Исследовательская деятельность – еще одна составляющая Формулы Здоровья. Темы исследований связаны с сохранением Здоровья. «Почему огурец горький?» «Как сохранить урожай без химии?» «Что нужно знать о том, что мы едим?» «Почему овощи не всегда вкусные?» «Йод в продуктах питания», «Холестерин в продуктах питания», «Продукты быстрого приготовления» и т.д. Свои работы юные исследователи представляют на конференциях разных уровней.
И ещё одна составляющая Формулы Здоровья – профориентация выпускника. Ориентация выпускника на такую профессию, которая позволит ему во взрослой жизни заботиться о своем здоровье и о здоровье других людей.

Составленная мною Формула Здоровья выглядит в виде лестницы.
Профориентация
Исследовательская деятельность
Двигательная активность
Творческая деятельность
Условия для сохранения Здоровья
Объем знаний о Здоровье
Я со своими учениками поднимаюсь по ступенькам этой лестницы. Поднявшись по всем ступенькам лестницы, выпускник сохранит и укрепит свое здоровье. А это значит, что обязательно во взрослой жизни он станет успешным.
Таким образом, определены составляющие Формулы Здоровья. На практике Формула Здоровья имеет положительный результат. Выпускники знают, умеют, хотят заниматься здоровьесбережением. Выпускники выбирают профессию по душе. Часто это профессия, которая связана со здоровьесбережением: учитель, биолог, химик, медик, эколог.




15