Факультативный курс по физической культуре «Подвижные игры» (1-4 класс)


Факультативный курс по физической культуре
«Подвижные игры» (1-4 класс)
Количество часов в неделю-1 час.
Количество часов в год-34 часа.
пояснительная записка
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
-учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание программы
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Медведь спит, «Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1-4 классе:
Иметь представление о двигательном режиме;
Знать:
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Тематическое планирование 1-4 класс
Кол-во часов тема
развитие и формирование качеств у учащихся игры оборудование
1 Мир движений формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья «Игра белок», «Разведчики», « Щенок» кубики, мелки, обручи, скакалки
1 Красивая осанка формирование правильной осанки и развитие навыков бега «Хвостики». «Паровоз» гимнастические палки, ленточки. Скакалки
2 Учись быстроте и ловкости развитие ловкости; воспитание чувства ритма «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.
1 Сила нужна каждому развитие силы и ловкости «Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками» мешочки, скакалка, коврики
1 Ловкий. Гибкий развитие гибкости и ловкости «Снип –Снап», «Быстрая тройка» гимнастические палки, скакалки
1 Весёлая скакалка развитие ловкости и внимания «Медведь спит, «Весёлая скакалка» кубики, скакалки
1 Сила нужна каждому развитие выносливости и силы «Очистить свой сад от камней», мешочки, мячи
1 Развитие быстроты развитие быстроты «Командные салки», «Сокол и голуби» мячи, скакалки
1 Кто быстрее? развитие скоростных качеств, выносливости «Найди нужный цвет», «Разведчики» мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
1 Скакалочка - выручалочка развитие силы «Удочка с приседанием», скакалки, коврики
1 Ловкая и коварная гимнастическая палка развитие быстроты и ловкости «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
1 Команда быстроногих «Гуси – лебеди» развитие силы и ловкости «Лиса и куры», обручи, гимнастические палки, скакалки
1 Выбираем бег развитие скоростных качеств, ловкости «Кто быстрее?», «Сумей догнать» мяч, фишки, флажки
1 Метко в цель развитие меткости и координации движений «Метко в цель», «Салки с большими мячами» кегли, малые мячи, большие мячи
1 Путешествие по островам развитие меткости и координации движений «Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте» мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
1 Развиваем точность движений развитие глазомера и точности движений «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» гимнастические палки, мяч
1 Горка зовёт развитие физических качеств выносливости и ловкости «Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик» ледянки
1 Зимнее солнышко развитие выносливости и ловкости Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик ледянки
1 Зимнее солнышко развитие выносливости и ловкости «Кто быстрее приготовиться» ледянки
1 Штурм высоты развитие выносливости и быстроты «Штурм высоты» флажки
1 Снежные фигуры развитие выносливости и ловкости «Салки» флажки
1 Закрепление. Игры на свежем воздухе развитие выносливости и ловкости «Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся 1 Мы строим крепость развитие физических качеств выносливости и ловкости «Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся лопатки, санки
1 Мы строим крепость развитие физических качеств выносливости и ловкости Игры по желанию учащихся лопатки, санки
1 Игры на снегу развитие выносливости и скоростных качеств « Горелки». Игры по желанию учащихся флажки
1 Удивительная пальчиковая гимнастика развитие ловкости и быстроты «Метание в цель», «Попади в мяч» теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
1 Развитие скоростных качеств развитие скоростных качеств и меткости «Быстро в строй», командные «колдунчики» мячи
1 Развитие выносливости развитие выносливости, быстроты и реакции «Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки» мяч, гимнастическая палка
1 Развитие реакции развитие быстроты, скорости, реакции «Пустое место», «Часовые и разведчики» мешочки с песком
1 «Удочка» развитие быстроты и выносливости «Удочка», «Не урони мяч» булавы, мяч, фишки
1 Прыжок за прыжком развитие быстроты, ловкости, выносливости «Прыжок за прыжком» флажки, эстафетная палочка
1 Мир движений и здоровья развитие скоростных качеств, ловкости «Хвостики», «Падающая палка» ленточка, гимнастическая палка, мячи
1 Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми развитие ловкости и быстроты «Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками» Методическое обеспечение.
1.В.К.Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.
3. Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
4. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
5. Г.А. Воронин. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО,
2007 г.