Методические рекомендации. Планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста (ясельная группа, первая младшая группа), дошкольного возраста


Планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста
(ясельная группа, первая младшая группа)
1. Картотека игр (6 комплектов игр) – организация педагогической работы с детьми по всем направлениям его развития.
2. Планирование:
2.1. Планирование игр на неделю - планирование своей работы на неделю и на каждый день
Пример планирования на неделю
Дни недели Время Педагогические задачи Подготовительная
дня работа
Понедельник Утро Прогулка Вечер 2.2. Модель образовательного процесса на неделю (ранний возраст с 1 года до 3 лет)
Образовательная область НОД Кол-во
Социально-коммуникативное развитие Социализация 1
Познавательное развитее Сенсорика/Природный мир 1
Речевое развитие Речевое развитие 1
Художественно-эстетическое развитие Изодеятельность:
- рисование/лепка;
- конструирование/аппликация 1
1
Музыкальная культура 2
Театрализованная деятельность 1
Физическое развитие Физическая культура 1
ОБЖ, ЗОЖ 1
Итого: 10
2.3. Журнал наблюдений за деятельностью детей – наблюдение за развитием ребенка, определение проблемных полей в планирование деятельности.
Сережа К.
Дата Вид деятельности, игры
15.10.07. Общение со сверстниками - отказывается играть, стесняется.
16.10.07. Общение со сверстниками - толкает детей, отказывается от игры.
17.10.07 Общение со сверстниками - отказывается играть, увлечен занятием с
3. Совместная работа педагогов и родителей
3.1. Анкета по выявлению запросов родителей.
3.2. Анкета «Информация о ребенке».
3.3. Стенд «Информация для родителей»:
- «Объявления»;
- «Наш распорядок дня»;
- «Чем мы сегодня занимались»;
- «Советы и рекомендации родителям»;
- «Уголок (кабинка) с фотографией ребенка:
День рождения малыша.
Рост, вес.
Личные достижения.
Интересная информация (забавные высказывания и пр.).
Конверт для приватной информации.
И др. информация.
- «Экспозиция коллективных, индивидуальных работ (рисунки, поделки, постройки);
- «Почтовый ящик» для родителей.
3.4. Родительские собрания – определение тем совместно с родителями:
- на начало года;
- ежемесячные родительские собрания (2-3- в год).
3.5. Совместные праздники.
3.6. Совместные встречи, клубы, тренинги.
3.7. Профилактическая работа:
- информирование родителей о проблемах защиты прав ребенка;
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- работа по коррекции детско-родительских отношений.
3.8. Период адаптации ребенка в ДОУ.
3.8.1. Совместная работа воспитателей и родителей:
- посещение семьи ребенка;
- встречи на игровых площадках;
- групповые встречи с детьми, обсуждение с родителями распорядка дня, режима;
- консультирование;
- анкетирование.
3.8.2.Организация адаптации в группах кратковременного пребывания, до поступления ребенка в детский сад.
3.8.3. Комплектование групп – 2-3 ребенка в неделю.
3.8.4. Педагогический мониторинг:
- карта адаптации (ежедневно в период адаптации сентябрь-октябрь);
- карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста (1 раз в месяц, ноябрь-декабрь);
- индивидуально-групповая карта развития по пяти направлениям развития ребенка (январь-май, не реже 1 раза в неделю).
3.9. Спортивный уголок.
Карта адаптации (ежедневно в период адаптации сентябрь-октябрь)
Планирование образовательной деятельности в дошкольных группах
1. Картотека художественных текстов для чтения детям.
2. Перечень игр с правилами на физическую компетентность:
- 3-4 года;
- 4-5 лет;
- 5-7 лет.
3. Игровые материалы для сюжетных игр.
4. Материалы для изодеятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
5. Примерный набор материалов для познавательно-исследовательской деятельности.
6. Примерный набор материалов для двигательной деятельности.
- НОД на физическое развитие на свежем воздухе для детей 5-7 лет 1 раз в неделю.
- каникулы январь-февраль (1 неделя) – НОД эстетического цикла (музыка, спорт, ИЗО).
7. Планирование общественно полезного труда (старший дошкольный возраст). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.:- по самообслуживанию;
- по элементарному художественно-бытовому труду (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям);
- труд на природе.
8. Планирование:
8.1. Модель образовательного процесса на неделю (дошкольный возраст с 3 до 7 (8) лет)
Образовательная область НОД Кол-во (подготовительная группа) логопед
Социально-коммуникативное развитие Социализация 1
Познавательное развитее ФЭМП 1 (2)
Природный мир 1
Речевое развитие Речевое развитие 1 (2)
Художественно-эстетическое развитие Изодеятельность:
- рисование;
- лепка;
- конструирование/аппликация 1
1
1
Музыкальная культура 2
Театрализованная деятельность, СРИ и режиссёрская игра 1
Физическое развитие Физическая культура 2
ОБЖ, ЗОЖ, двигательная активность на свежем воздухе 1
Итого: 13 (15)
Примечание: Непосредственная образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.
9. Внутренний мониторинг становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка – оптимизация образовательной работы с группой дошкольников, индивидуализация образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
- регулярные наблюдения педагога за детьми, в процессе непосредственно образовательной работы (календарный план);
- карты развития детей (индивидуальные альбомы, журналы, маршрут и т.п.).
10. Совместная работа педагогов и родителей
10.1. Анкета по выявлению запросов родителей.
10.2. Анкета «Информация о ребенке».
10.3. Стенд «Информация для родителей»:
- «Объявления»;
- «Наш распорядок дня»;
- «Чем мы сегодня занимались»;
- «Советы и рекомендации родителям»;
- «Уголок (кабинка) с фотографией ребенка:
День рождения малыша.
Рост, вес.
Личные достижения.
Интересная информация (забавные высказывания и пр.).
Конверт для приватной информации.
И др. информация.
- «Экспозиция коллективных, индивидуальных работ (рисунки, поделки, постройки);
- «Почтовый ящик» для родителей.
10.4. Родительские собрания – определение тем совместно с родителями:
- на начало года;
- ежемесячные родительские собрания (2-3- в год).
10.5. Совместные праздники.
10.6. Совместные встречи, клубы, тренинги.
10.7. Профилактическая работа:
- информирование родителей о проблемах защиты прав ребенка;
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- работа по коррекции детско-родительских отношений.
Карты развития детей (индивидуальные альбомы, журналы, маршрут и т.п.).