Технологическая карта по обучению грамоте на тему Алфавит, 1 класс


Подготовил: учитель начальных классов, Афонькина И.Н.
Класс: 1
Предмет: обучение грамоте
Тема: «Алфавит».
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Цель: закрепить имеющиеся знания об изученных буквах и звуках.
Задачи урока:
-образовательные: выявить уровень усвоения изученных букв и звуков, которые они обозначают; выявить уровень усвоения знаний о различии букв и звуков; расширять кругозор младших школьников.
-развивающие: развитие фонематического слуха; развитие логического мышления (операции анализа, сравнения, обобщения); развитие абстрактного мышления через использование в работе звуковых моделей; развивать диалогическую речь через ведение беседы с одноклассниками и учителем.
-воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать любознательность, уважение к учителю и друг другу; воспитывать культуру поведения; воспитывать положительную учебную мотивацию.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем; осознание языка как основного средства общения людей.
Предметные: учащиеся учатся: различать звуки и буквы, гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки; производить звуко-буквенный анализ слов; закрепление изученных букв и звуков; продолжить обучение составлению схем слов; чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Метапредметные:
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; учатся осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения в свою работу, если она расходится с эталоном; в сотрудничестве с учителем определять тему урока.
Познавательные: учащиеся учатся: ориентироваться в учебнике; понимать информацию представленную в виде рисунков, схем; моделировать языковые единицы, такие как слово; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
Коммуникативные: учащиеся учатся: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.
Этапыурока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
осуществляемыедействия I. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная Приветствие. Проверка готовности к уроку Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок -самоопределение (л)
-смыслообразование (Л)
-целеполагание (Р)
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II. Актуализация опорных знаний Фронтальная, групповая Словесный, практический Беседа -Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько звуков?
-Сколько гласных звуков?
-Сколько букв, обозначающих гласные звуки?
-Сколько согласных?
-А теперь проверим, как вы знаете алфавит. По цепочке будем называть имена букв. Отвечают на вопросы учителя.
-сравнение, обобщение (П)
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
-аргументация своего мнения (К)
III. Постановка целей и определение темы урока Фронтальная
Словесный
Беседа -Ребята, обратите внимание на записанные слова. Слова «азбука», «алфавит» имеют одинаковое значение. Так называют буквы, расположенные в определенном порядке. Слово «азбука» - русское, «алфавит» - греческое.
-Кто может назвать тему урока? Определяют тему урока. -постановка и формулирование проблемы (П)
IV.Построение проекта выхода из затруднения
Фронтальная, словесный. -Какую задачу мы перед собой поставим? Повторить, что мы знаем об изученных буквах и звуках, которые они обозначают. Закрепить полученные знания.. -анализ, сравнение, обобщение (П)
-определение основной и второстепенной информации (П)
-структурирование знаний (П)
Физкультминутка
Индивидуальная. Практический
V.Работа по теме урока Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный.
-Откройте учебник на стр.100.
(первичное прочтение стихотворения).
-Проверьте по алфавиту, все ли здесь буквы представлены? Каких не хватает?
-Как автор называет буквы?
-А теперь давайте потренируемся называть место букв в алфавите.
-Назовите третью букву с начала алфавита? С конца? Назовите буквы, которые стоят после букв «й» и «ф». какие буквы стоят перед «м» и «щ»? назовите пять букв по алфавиту, начиная с «д», «н». Ответы на вопросы учителя. -извлечение необходимой информации (П)
-моделирование (П)
-использование знаково-символических средств (П)
-построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
-формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)
-выполнение действий по алгоритму (П)
-контроль, коррекция, оценка (Р)
Физкультминутка Индивидуальная. Практический
VI.Продолжение работы по теме урока Фронтальная, парная.
Практический, словесный -А теперь послушайте стихотворение, которое называется «Алфавит».
Азбука – это военный парад.
Буквы-солдаты построены в ряд:
Встали, застыли: «Сейчас позовут!..»
Гласные ждут. И согласные ждут.
Даже шипящие выйдут в поход,
Если услышат команду: «Вперед!»
Ждать им приходится вовсе немного,
Знают, уверены: скоро в дорогу!
Им бы с парада уйти поскорей:
Книги зовут их, тома словарей!..
Люди дадут им команду – и сразу,
Мигом построятся в четкую фразу.
Надо – опять перестроятся враз,
Очень охотно исполнять приказ.
Первыми ставят обычно высоких.
Рядом поменьше ровняются в строки.
Строчка – шеренга, страница – отряд:
Твердо, уверенно буквы стоят.
Умный, увидев, поймет их мгновенно:
Фраза за фразою – вот и поэма!
Хитростей буквы в себе не таят,
Ценят, однако, упорных ребят.
Чувствуют сразу ребят боевых,
Шествием строчек встречают таких,
Щедро объятья раскрыть им готовы
Эти солдаты печатного слова.
Юным секрет их премудрый открыт,
Ясно, что делать: учи алфавит! . -извлечение необходимой информации (П)
-моделирование (П)
-использование знаково-символических средств (П)
-построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
-формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)
-выполнение действий по алгоритму (П)
-контроль, коррекция, оценка (Р)
VI.Рефлексия деятельности. Итог урока Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический
-Теперь давайте вернемся к нашим задачам. Что мы сегодня узнали нового? Что повторили? Что вспомнили? Что больше всего понравилось? Что вызвало трудности?
-Достаньте ваши квадратики и покажите. Зеленый – все понял, все выполнил. Желтый – некоторые задания вызвали трудности. Красный – ничего не получилось, ничего не понял.
Подведение итогов урока.
Рефлексия своей деятельности.
-рефлексия способов и условий действия (П)
-самооценка на основе критерия успешности (Л)
-адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью