Урок литературы 5 кл «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»


Урок литературы
5 класс
Тема: «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цель: закрепить представления о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявив его основную тему – изображение русского солдата-защитника.
Задачи: развивать умение анализировать текст, делать вывода и аргументировать свою точку зрения; воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу; учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке; формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения; развивать эстетический вкус на основе произведений великих художников и композиторов; формировать навыки коммуникативного характера.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с качествами личности, памятка по написанию синквейна, листы с вопросами, индивидуальные листы ответов), мультимедийная презентация, видео ролик с фрагментами Бородинского боя из к\ф «Война и мир», аудиозапись песни С. Прокофьева «Вставайте, люди русские», репродукции картин с изображение Бородинского боя, книги об этом сражении, альбом школы с фотографией выпускника.
Подготовительная работа: доклады «История создания стихотворения «Бородино» и «Военная служба М.Ю. Лермонтова на Кавказе», стихотворение, посвященное русскому солдату.

Учитель 1 КК Наумовец В.Ф.











Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Время
(в мин.)

1
Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока

Оргмомент.
-Здравствуйте, дети!
1.Включает песню «Вставайте, люди русские» С.С.Прокофьева.
-К чему призывает эта песня?
2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся
-Русский народ не раз проявлял чудеса мужества, защищая свое Отечество и на Куликовом поле, и на Чудском озере, и в годы ВОв. Золотой страницей вписано в историю подвигов русского воинства Бородинское сражение.
-Что связано со словом «Бородино»?
-Битва на Бородинском поле тоже является примером мужества русского солдата.
3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока
Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Слушают песню «Вставайте, люди русские» С.С.Прокофьева.
Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО
Выдвигают предположения о теме урока

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.


3 минуты

2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Активизирует знания учащихся.
-Не только историки запечатлевали героические события.
Ребята, искусство всегда отражало жизнь народа. Вот и Бородинское сражение запечатлели не только поэты, художники, но и композиторы. Знаменитый русский композитор создал торжественную увертюру «1812 год».
Это делали и поэты. М.Ю. Лермонтов был вдохновлен подвигом русского народа в войне 1812 года и на 25-тилетний юбилей Бородинского сражения он создал свое произведение.
Создает проблемную ситуацию.
Организует обсуждение содержания выступлений учащихся
-Ребята, Лермонтов тоже был участником военных событий. Только эти события связаны с Кавказом. И сейчас мы прослушаем выступление об этом периоде жизни поэта.
-Какие качества приобрел Лермонтов, находясь на военной службе?
Да, Лермонтову была близка война 1812 года. Он сам ощутил на себе, что такое война. Причем не только ее тяготы, но и что значит сила народа, плечо сослуживца.
Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва

Вспомните начало урока, призывную песню. Представьте, если бы вы жили в то время и Родине нужна была ваша помощь, вы готовы встать на ее защиту?
-Ребята, а вы хотели бы очутиться на месте Бородинского сражения? У нас есть такая возможность.
-Что вас поразило?
-Как держатся солдаты?
-Что испытывает человек на войне?
-Может ли восхищать война?
-А что же все-таки восхищает в этом фрагменте? (Героизм и мужество русского солдата)

Учащиеся слушают учителя и "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове?"

Подготовленные учащиеся рассказывают, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях.

Все остальные учащиеся слушают и отвечают на вопрос: "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?"

































Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве. Отвечают на вопросы.








Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия
Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД:
умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.







10-12 минут

3
Постановка учебной задачи (проблемы)
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения
организовать исследовательскую деятельность














Самостоятельная работа с проверкой
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять полученные знания;
.

Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана".
-Лермонтов интересовался историей своей страны, особенно ее переломными моментами. Будучи настоящим патриотом, он излагал свои наблюдения в поэзии.

Организует исследовательскую работу
Работа с текстом.
- Теперь я предлагаю Вам осуществить исследовательскую работу в группах.
Демонстрирует на слайдах демонстрации задачу исследования.
-У вас на столах листы с вопросами, к которым надо найти ответы из текста стихотворения «Бородино». Кроме этого, листы-подсказки с качествами человеческой личности, где вы можете выбрать подходящие. И листы для ответов.


Слушают учителя.









Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Осуществляют исследовательскую деятельность
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.
Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД: самоопределение
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка


10 минут





















5 минут

4
Построение проекта Работа над смыслом текста












Работа иллюстрациями
Обобщение итогов исследования

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

Организовывает сопоставление иллюстраций и текста
- Ребята, художники тоже изображали события Бородинской битвы на своих полотнах. Вот на плакате вы видите несколько репродукций, изображающих бородинское сражение.
В учебнике вы видите три иллюстрации разных художников. Посмотрите внимательно и найдете отрывок в стихотворении, который относится к изображениям.
Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа.
Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
темы, идеи стихотворения;
характера героев;
роли и значения лирического героя;
смысла поэтического произведения;
Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".
Сопоставление иллюстраций и текста
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: прогнозирование.
Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
Коммуникативные УУД:
умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.





10 минут

6
Рефлексия деятельности
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "русский солдат". Организовывает фронтальную беседу.

Предлагает выбрать домашнее задание





-Ребята, русский солдат, богатырь, как называет его Лермонтов, первым встает на защиту своей земли. Всегда, во все времена именно он являет пример патриотизма.
Вот и наша Россошанская земля богата такими защитниками. В нашей школе учился такой же, как и вы, мальчик, делал уроки, шалил на переменах, окончил школу в 1990 году. А в 1996 – погиб. Защищая родину, на Кавказе. Посмертно ему присужден орден за мужество. Это был Кардашов Александр.
Вечная память всем героям – защитникам Родины.
Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.





















Подготовленный ученик читает стихотворение, посвященное русскому солдату.
Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: доказательство



5 минут

























15