Рабочая программа по дополнительному образованию Лепка из солёного теста

Пояснительная записка
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
Существует большое количество образовательных программ по лепки из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с соленым тестом, но это лишь разработки отдельных уроков, тем, рассчитанных в основном на дошкольный уровень обучения. Логическая же последовательность, системность, дающая возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей начального и среднего звена общеобразовательных учреждений отсутствуют. Хотя в последние годы и появились программы, включающие в себя отдельные блоки по работе с соленым тестом. В связи с этим разработанная образовательная программа “Лепка из соленого теста” является педагогически целесообразной и обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения.
Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.










Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.


Задачи:
ознакомить учащихся с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины, керамика, аппликация, вышивка, фитодизайн, лепка из соленого теста;
развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности;
сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
научить работать с соленым тестом;
выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.
Ведущими идеями программы является создание:
условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
Программа рассчитана на учащихся 1–6 классов (7–12 лет).
Сроки реализации составляют один учебный год. Хотя программой и предусматривается возможность дополнительного обучения, связанного с повышением уровня образованности при условии формирования у учащихся в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности. Строится курс из расчета одно занятие в неделю по 2 часа.
По функциям обучения программа подразделяется на три уровня. На первом уровне у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения.
На втором уровне – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.
На третьем уровне у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Данный уровень рассчитан на учащихся с хорошей подготовкой, учащихся 5–6 классов и учащихся желающих продолжить обучение. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.
На первых занятиях педагог диагностирует уровень подготовленности учащихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей для определения программы обучения.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть предложены и самими учащимися. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, праздничное чаепитие, игры и т.д.
Ожидаемые результаты апробации образовательной программы заключаются в формировании у учащихся знаний, умений и навыков.
Знания:
овладение основами знаний в области ДПИ: дымковская, филимоновская, каргопольская и современная авторская игрушка из глины; керамика (терракота, фаянс, фарфор); аппликация из ткани, бумаги, фитодизайн (работа с природными материалами); различные формы сочетания материалов с лепными деталями из соленого теста основные понятия и термины; свойства изученных материалов;
об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний; об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека, понятие о стилизации);
о творческом подходе к работе и об использовании полученных знаний в практической деятельности;
о работе с соленым тестом, о способах и приемах лепки из соленого теста, об использовании дополнительных приспособлениях, о способах сушки изделий из теста, о применении различных эффектов;
о работе с книгой, индивидуальной творческо-поисковая деятельности, о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе;
о работе в коллективе, понятий о взаимовыручки и поддержки, знаний о способах самоорганизации в групповой работе.

Умения и навыки:
применение полученных знаний о народной и современной авторской игрушки из глины; керамики; аппликации; в работе с тканью и иглой, практический навык в использование контурных швов (шов вперед иглу, за иглу); с природными материалами; применение полученных знаний на практике, сочетание изученных видов ДПИ с соленым тестом;
использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, знаний основных цветов, цветового круга, сочетания цветов, умение работать с палитрой; применение на практике проектировочной деятельности (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применение стилизации в работе с соленым тестом;
умение учащихся творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения;
в работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста);
работы с книгой, индивидуальной творческо-поисковой деятельности, умение оценивать свою работу и корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе.
Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Направленные на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс. Кроме того, в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.
Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях.
Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план, включающий в себя 7 разделов, общим объемом 68 часов. В содержании изучаемого курса расписан необходимый минимум теоретических сведений и практических работ по каждому разделу с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся.
Методическое обеспечение образовательной программы “Лепка из соленого теста” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–12 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Так при разработке календарного планирования седьмой раздел может быть детально распределен по темам и фрагментам каждого раздела учебного плана с учетом уровня подготовки и способностей учащихся, материально-техническими возможностями, содержания тем учебного года. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ кружка “Лепка из соленого теста” и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий, отдельные методические аспекты необходимые для проведения занятий.

Техническое оснащение занятий включает в себя:
Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
Доска рабочая;
Рабочие столы (от 8 до 12 штук, в зависимости от количества учащихся), стулья;
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;
Шкаф для хранения материала и инструментов – 1 шт.
Шкаф для хранения иллюстрированной литературы и образцов - 1 шт.
Стенды для размещения образцов и проведение выставок – 4 шт.
Теле и видеоаппаратура, компьютер.


Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера, а также электрических духовых шкафов не являются строгой необходимостью, но все же поможет улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.
В качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев: анализ объекта деятельности и анализ процесса деятельности. Естественно обе группы связаны между собой и позволяют охарактеризовать полученные результаты. Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности курса обучения ведется на каждого ученика, при этом учитывается личность и способности конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности, вовремя выявлять недочеты и корректировать образовательный процесс. При обучении учащихся анализу и самоанализу работы детей не сравниваются и при выполнении заданий поощряются любые успехи. Для выявления уровня развития творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты, анализ которых позволяет отследить результативность образовательной программы.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Лепка из соленого теста”.
В течение учебного года между кружковцами проводятся различные конкурсы, позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. В то же время в рамках школы постоянно проходят тематические выставки. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. Применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся. Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в городских конкурсах, выставках и фестивалях.


Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:
Организацию и проведение открытых занятий для педагогов, учителей и родителей учащихся;
Проведение мастер-классов;
Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, Рождественский ангел, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, выставка работ учащихся к попечительскому совету и т.д.);
Участие в школьных конкурсах;
Участие в городских и областных конкурсах, выставках.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 раздел
Технология выполнения изделий из соленого теста
Темы:
Знакомство с группой, беседа о курсе.
История возникновения и развития промысла.
Народная и авторская игрушка из глины.
Керамика и керамические изделия.
Знакомство с соленым тестом как с основным материалом для лепки.
Способы лепки и использование дополнительных приспособлений.
формы занятий: беседа, лекция, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, самостоятельные работы.
1 уровень
теоретические сведения: беседа о курсе, знакомство с группой, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская); керамика и керамические изделия (посуда, горшки, кирпичи); знакомство с основным материалом на теоретическом уровне;
способы лепки: вырезание готовыми формочками, конструктивный, пластический, комбинированный, основные приемы лепки, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань).
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, выполнение образцов изделий предложенных учителем, отработка основных приемов и элементов лепки.
2 уровень
теоретические сведения: беседа о курсе, знакомство с группой, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская и филимоновская); современная авторская игрушка из глины; керамика и керамические изделия (терракота, фаянс, фарфор); знакомство с основным материалом на теоретическом уровне;
способы лепки: вырезание по шаблону, конструктивный, пластический, комбинированный, основные элементы лепки, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань), приемы рельефной лепки.
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, отработка основных приемов и элементов лепки, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме.
3 уровень
теоретические сведения: беседа о курсе, знакомство с группой, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская, филимоновская, каргопольская); современная авторская игрушка из глины; керамика и керамические изделия (терракота, фаянс, фарфор); знакомство с основным материалом на теоретическом уровне;
способы лепки: основные элементы и приемы лепки, конструктивный, пластический, комбинированный, приемы рельефной лепки, вырезание по шаблону, изготовление шаблонов, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань), барельеф, контррельеф, рельефные композиции.
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, лепка основных элементов, отработка приемов, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия - проявление индивидуальности.





2 раздел
Формирование основ технического проектирования
Темы:
Понятие рисунка, эскиза, чертежа. Что такое инструкционная карта? Разработка инструкционной карты.
Изображение человека, строение фигуры и лица человека.
Стилизированое изображение человека, растения, животных.
формы занятий: устное изложение, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практические работы.
1 уровень
теоретические сведения: понятие рисунка, эскиза, чертежа; проектировочная деятельность; изображение человека; понятие стилизации; стилизированое изображение растения.
практические работы: выполнение рисунка, эскиза заданного изделия; устный рассказ, последовательность выполнения и разработка будущей работы.
2 уровень
теоретические сведения: понятие рисунка, эскиза, чертежа; разработка инструкционной карты; основы проектировочной деятельности; изображение человека; стилизированое изображение растения и животного.
практические работы: выполнение рисунка, эскиза, формирование умений по разработки и применению инструкционной карты.
3 уровень
теоретические сведения: понятие эскиза, рисунка, чертежа; инструкционная карта и ее применение; основы проектировочной работы; изображение человека (строение человеческой фигуры, пропорциональное расположение частей лица); стилизированое изображение человека, растения, животного.
практические работы: разработка инструкционной карты, эскиза по заданной теме;
выполнение пропорционального построения человеческой фигуры, человеческого лица; стилизация человеческой фигуры.

3 раздел
Технология сушки и обжига изделий из соленого теста
в домашних условиях
Тема:
Обработка изделий из теста в домашних условиях.
Способы сушки изделий из соленого теста.
Эффекты цветовые, подрумянивание, глазирования. Эффекты сдобной выпечки.
Цветное тесто.
формы занятий: лекция, сказка, самостоятельные работы.
1 уровень
теоретические сведения: обработка изделий в домашних условиях;
способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка.
практические работы: определение уровня подготовки изделия к следующему этапу обработки.
2 уровень
теоретические сведения: обработка изделий в домашних условиях;
способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка;
эффекты подрумянивания, цветовые эффекты.
практические работы: определение уровня подготовки изделия к следующему этапу обработки; техническое выполнение различных эффектов.
3 уровень
теоретические сведения: обработка изделий в домашних условиях;
способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка;
эффекты подрумянивания, глазурование, эффекты сдобной выпечки, использование пищевых красителей для приготовления соленого теста разных цветов.
практические работы: определение уровня подготовки изделия к следующему этапу обработки; техническое выполнение различных эффектов, работа с пищевыми красителями.

4 раздел
Технология раскраски изделий из соленого теста
Темы:
Краски и лакокрасочные материалы. Приспособления и инструменты.
Цветовые сочетания, основные цвета, цветовой круг.
Получение произвольных цветов. Работа с палитрой.
Специфика раскраски изделий из соленого теста.
формы занятий: устное изложение, беседа, игра - сказка “Бедная кисточка”, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения по выполнению комплексных работ.
1 уровень
теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; гуашь, акварель, пищевые красители; цветовой круг; ощущение цвета; родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой.
практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста;
2 уровень
теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; пищевые красители, гуашь, акварель, темпера, акриловые краски; ощущение цвета (холодный, теплый); родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой; цветовой круг.
практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста.
3 уровень
теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; пищевые красители, гуашь, акварель, темпера, акриловые краски, лакокрасочные материалы; ощущение цвета (холодный, теплый); родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой; цветовой круг; цветовые признаки: хроматический, ахроматический.
практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста;


5 уровень
Технология сочетания изделий из соленого теста
с природными материалами
Темы:
Фитодизайн. Природные материалы в сочетании с изделиями из соленого теста.
Особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции.
формы занятий: рассказ – объяснение, самостоятельные работы.
1 уровень
теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов.
2 уровень
теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; выполнение отпечатка на тесте; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов.
3 уровень
теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями; декоративные решетки и композиции.
практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; выполнение отпечатка на тесте; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов.

6 раздел
Технология сочетания изделий из соленого теста с тканью
Темы:
Понятие об аппликации, ее применение. Цветовые сочетания, подбор лоскута.
Особенности выкраивания деталей из ткани, приемы работы с иглой.
Простейшие и отделочно-декоративные швы.
формы занятий: Устное изложение, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ.
1 уровень
теоретические сведения: понятие об аппликации, ее применение; аппликация из бумаги и ткани; подбор лоскута, цветовое сочетание; приемы работы с иглой; особенности вырезания деталей из ткани;
теоретические сведения о простейших швах;
закрепление нитки в конце шва;
практические работы: развитие элементарных умений работы с тканью, нитками, иглой;
выполнение простейших швов: шов вперед иглу, шов за иглу;
использование теоретических знаний о работе с тканью.
2 уровень
теоретические сведения: понятие об аппликации, ее применение; аппликация из бумаги, ткани и кожи; подбор лоскута, цветовое сочетание; конструкция нитковдевателя; приемы работы с иглой; особенности вырезания деталей из ткани;
теоретические сведения о простейших и отделочно-декоративных швах;
приемы разметки деталей на ткани;
закрепление нитки в конце шва.
практические работы: развитие элементарных навыков работы с тканью, нитками, иглой; использование нитковдевателя;
выполнение простейших швов: шов вперед иглу, шов за иглу; шов шнурок; тамбурный;
выполнение отделочно-декоративных швов: козлик;
использование теоретических знаний о работе с тканью;
сочетание в одном изделии разных видов декоративно-прикладного творчества: лепка, работа с тканью.
3 уровень
теоретические сведения: понятие об аппликации, ее применение; аппликация из бумаги, ткани, кожи и меха; подбор лоскута, цветовое сочетание; материаловедение: различные виды ткани, их структура и свойства.
теоретические сведения о простейших и отделочно-декоративных швах;
дизайнерский подход к оформлению работы.
практические работы: развитие элементарных навыков работы с тканью, нитками, иглой;
оформление работы с учетом теоретических знаний о дизайнерском подходе;
сочетание в одном изделии разных видов декоративно-прикладного творчества: лепка, работа с тканью.

7 раздел
Творческо-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, анализ работ на творческих встречах и выставках
Темы:
Разработка и выполнение авторских работ.
Коллективные работы, как способ совместной творческой деятельности.
Как работать с книгой?
Что такое оценка и самооценка?
Посещение школьных и городских выставок.
формы занятий: Устное изложение, беседа, дискуссия, сказка «Две сестры» самостоятельная работа учащихся с литературой, самостоятельные наблюдения учащихся, самостоятельные и коллективные работы, работа в парах, экскурсии, управление технологическими процессами.
1 уровень
теоретические сведения: авторская работа, творчество; коллективная работа; творческая деятельность; работа в парах; работа с книгой; критерии оценки работ; самооценка; как найти ошибку в своей работе? как помочь своему товарищу?
практические работы: выполнение авторских и коллективных работ; оценка своих работ и работ товарищей по критериям предложенными учителем.
2 уровень
теоретические сведения: авторская и коллективная работа; как работать в коллективе? творческая деятельность; понятие о взаимовыручки и поддержки; работа с книгой; критерии оценки работ; самооценка своей деятельности; умение анализировать свою работу; как работать с книгой; как найти и вовремя исправить ошибку в своей работе?
практические работы: выполнение авторских и коллективных работ; анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; оценка своих работ и работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в группах; критический подход к работе; отбор работ на выставку.
3 уровень
теоретические сведения: авторская и неавторская работы; коллективная деятельность и работа в коллективе; способы самоорганизации в групповой работе; понятие сопереживания, взаимовыручки и поддержки; самоанализ; критериальный анализ; способы устранения ошибок в работе и корректировка процесса работы; самостоятельная работа с дополнительной литературой.
практические работы: выполнение авторских и коллективных работ; анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; самостоятельная оценка детьми своего творчества; самоанализ, самооценка, оценка работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в парах и группах; критический подход к своей работе; отбор работ на выставку.


Заголовок 1 Заголовок 815