Рабочая программа по дополнительному образованию Художественная обработка древесины.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества




Утверждена заседанием
Педагогического совета
____________________







ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
« ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»

(возраст обучающихся 10-17 лет, срок реализации – 2 года.)









Программа разработана Яниным Алексеем Алексеевичем,
Педагогом дополнительного образования.










Умёт, 2016

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Жизнь заставляет пересмотреть и некоторые концептуальные положения трудовой подготовки в школе. Любой школьник это прежде всего личность. А личность реализуется в различных видах деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому если рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие её индивидуальных качеств.
Мы знакомимся с достижениями наших предков по сохранившимся образцам, ведь дерево не очень стойкий материал, поэтому об их достижениях мы знаем только из истории. Много погибло в пламени многочисленных воин на территории нашей Родины. Но, не смотря ни на что, искусство резьбы по дереву совершенствовалось народными мастерами, профессиональными резчиками, художниками, скульпторами.
Обучение будет успешным, если практической деятельности предшествует формирование мотивов учебно-трудовой деятельности. Мотивации учения способствует ознакомление школьников с изделиями народных мастеров, предприятий народных промыслов и учащихся, привлечение их к самостоятельной проектной деятельности по поиску идеи, созданию композиции, разработке конструкции и технологии изготовления; прагматическая или общественно-полезная направленность результата труда; непосредственное участие в созидательной деятельности по реализации самостоятельно спроектированного изделия.
Внесены разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

Актуальность программы
заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Цель программы:
Основной целью кружка « резьбы по дереву» следует считать самоопределение школьника, развитие творческих способностей, формирование технологической грамотности.
Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Задачи:

1-й год обучения
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.









2-й год обучения
Обучающие:

Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
2. Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;
3. Изучить технологию мозаики;
4. Изучить технологию геометрической резьбы;
5. Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие:

Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

Воспитывающие:

Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

























Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;








Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения
Должны знать:
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;








Организация деятельности кружка
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
Срок реализации программы
2 года.

Форма и режим занятий:

Возраст обучающихся от 10-17 лет.
Состав объединения может быть смешанным.
Количество 9-15 человек
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты


Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация.







Структура программы 1-года обучения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения 144 часа


№п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего
Теория
Практические работы

Вводное занятие.
Входная аттестация.
2
2



Раздел I. Выпиливание лобзиком


1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
2
2


1.2.
Основы материаловедения.
2
2


1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
2
2


1.4.
Виды резьбы по дереву.
2
2


1.5
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
4
2
2

1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
6
2
4

1.7
Сборочные и отделочные работы.
6
2
4

1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
2
2


1.9
Работа над конструкцией изделия.
4
2
2

1.10
Построение орнамента.
4

4

1.11
Отделка изделия.
6
2
4

1.12
Изготовление изделия.
28
2
26


Выставка изделий
2
2



Итого раздел
72
26
46


Раздел II. Художественное выжигание


2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

2


2.2
Декорирование изделий выжиганием.
2
2


2.3
Основы композиции.
4
2
2

2.4
Подготовка заготовок к работе.
4

4

2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

4

2

2

2.6
Основные приёмы выжигания.
8
2
6

2.7
Технология выполнения приёмов выжигания

8

2

6

2.8
Отделка изделия.
8

8

2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

30



30


Итоговое занятие
Итоговая аттестация.
2
2



Итого раздел
72
14
58


Всего
144
40
104



















Содержание программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (72часа)
Вводное занятие. Входная аттестация. (2 часа)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (2 часа). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория (2 часа). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (2 часа). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория . Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет

Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно

Раздел II. Художественное выжигание (72часа)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.
Теория Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.

Тема 2.5. Теория Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно

Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.

Итоговое занятие. Итоговая аттестация. (2 ч.)







Структура программы 2-ого года обучения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения 144 часа

№п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего

Теория
Практические работы


Вводное занятие
Входная аттестация.
2
2



Раздел I. Мозаика


1.1
Виды мозаики по дереву
2
2


1.2.
Материал
2
2


1.3.
Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
2
2


1.4.
Приемы выполнения мозаики
8
2
6

1.5
Орнамент
2
2


1.6.
Сюжетный набор
8
2
6

1.7.
Наклеивание мозаичного набора на основу
8
2
6

1.8
Отделка мозаичного набора
8
2
6


Выставка изделий
2
2



Итого раздел
44
20
24


Раздел II. Резьба по дереву


2.1
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
2
2


2.2
Виды резьбы
2
2


2.3
Материал
2
2


2.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
2
2


2.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
6
2
4

2.6.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
12
2
10

2.7
Контурная резьба
10
2
8

2.8.
Рельефная и скульптурная резьба
12
2
10

2.9
Отделка и реставрация резных изделий
10
2
8

2.10
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
10
2
8

2.11
Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
12
2
10

2.12
Изготовление набора из двух разделочных досок.
18
2
16

2.13
Выставка детского творчества. Итоговое занятие
Итоговая аттестация.
2
2



Итого раздел
100
26
74


Всего
144
46
98





























Содержание программы
Вводное занятие. Входная аттестация. (2 ч.)
Раздел I. Мозаика

Тема 1.1 Виды мозаики по дереву
Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.
Тема 1.2. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины

Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место

Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики
Теория :Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета.

Тема 1.5. Орнамент
Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический

Тема 1.6. Сюжетный набор
Теория: технология выполнения сюжетного набора
Практическая работа: выполнения сюжетного набора

Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея.

Тема 1.8. Отделка мозаичного набора
Теория : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Практическая работа: отделка мозаичного набора

Раздел II. Резьба по дереву

Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.

Тема 2.2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Тема 2.3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.

Тема 2.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Тема 2.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе

Тема 2.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе

Тема 2.7. Контурная резьба
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа: Выполнение орнамента

Тема 2.8. Рельефная и скульптурная резьба
Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.

Тема 2.9. Отделка и реставрация резных изделий
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка

Тема 2.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.

Тема 2.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе



Тема 2.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.

Тема 2.13Итоговое занятие. Итоговая аттестация. (2 ч.)

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.













Ожидаемые результаты:

Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.


Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы.
В ДДТ имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.

































Литература

для педагога:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

для обучающихся:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999
 
·