Рабочая программа по дополнительному образованию Художественная роспись.(хохлома и гжель)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБОУДО
от «___» _____________20__ г. «Дом детского творчества»
Протокол № _______________ ---------------------Е.Н. Уткина
«___» ______________ 20__ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Художественная роспись»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Янин Алексей Алексеевич, педагог
дополнительного образования
р.п. Умёт, 2016 г.
Пояснительная записка
Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и
красоты, и чем с большей заинтересованнстью к нему обращаться, тем многообразнее и глубже он открывается.
Народное творчество – это основа всей художественной культуры народов.
С древности трудовым народом создана высокая культура росписи деревянных
изделий. Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции.
Природа данного вида творчества своими корнями связана с народным
искусством, которое соединяет в себе две важные функции: практическую и
художественную. Произведения декоративно-прикладного искусства
определенным образом отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные
формы народного мастерства. Искусство росписи по дереву тесно связано с
живописью, графикой, скульптурой и архитектурой, так как его
изобразительными средствами являются цвет, линия, форма и пространство.
Специфика творческой деятельности в области росписи по дереву
предполагает приобщение детей к активному труду, привитие любви к
предметному миру, развитие способности понимать истинную ценность
предметов.
Программа «Художественная роспись» включает в себя изучение и овладение
художественными приемами работы по росписи деревянных изделий.
Актуальность программы
Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства.
Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей - это корневая
система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает
современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа,
тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее
время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству.
Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по
традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей,
осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в
единстве сформированием духовно-нравственных качеств личности и
ценностных ориентаций.
Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет
сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им
традиции и мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную
культуру во всем многообразии и многоцветии.
Цель программы
раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством
знакомство учащихся с историей развития народных художественных промыслов.
Задачи программы:
• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;
• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;
• развить способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 144 часа, 2 раза по 2 ч. в неделю. Возрастная категория детей от 10 до 16 лет.
Характеристика ожидаемых результатов
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России ;формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
умение рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути  достижения целей
умение различать виды росписей по дереву;
навыки составлять композицию в разной тематике;
умение аккуратно работать с различными видами красок.
Предметные:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
освоение художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства;
умение отличать различные виды росписей;
освоение знания о народных ремеслах, по средствам росписи по дереву;
навыки исполнения основных приемов и элементов росписей;
формирование начальных знаний по композиции и орнаменту;
Учет и контроль: Проверка усвоения программы производится в форме промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры работ учащихся, организованные в конце каждого раздела занятий, а также участием в выставках и конкурсах. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Педагог Д. Кабалевский в своих трудах писал: «Все дети талантливые, не талантливых детей просто нет».
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие - цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся;
промежуточные - проверяется уровень освоения детьми программы за раздел;
итоговые - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования - устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, тестовые задания;
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом.
В качестве форм подведения итогов по программе используются: конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.
Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Учебный план


п/п
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ
Количество часов Формы
аттестации/
контроля
всего теория
практика Вводное занятие.
Входная аттестация. 2 2 - тестирование
1 Искусство Хохломской росписи.
Из истории Хохломской росписи. Мастера Хохломской росписи. 2 2 - наблюдение
2 Инструменты, материалы и приспособления для выполнения росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности 2 1 1 наблюдение
3 Основные элементы хохломской росписи
4.1. Изучение элементов росписи
использованных мастером при росписи
изделий
4.2. Технология и прорисовка элемента
«осочки», «травинки».
4.3.Технология и прорисовка элемента
«капельки», «усики», «завитки».
4.4. Технология и прорисовка элемента
«кустик», «птица».
4.5. Технология и прорисовка элемента «трилистники», «веточка с ягодками».
4.6. Прорисовка, оживка. Обводка и обрамление. 12
2
2
2
2
2
2
1
1
-
-
-
-
- 11
1
2
2
2
2
2 наблюдение
4 Методическая последовательность
выполнения росписи.
6.1 Травка.
6.2 Яблоко.
6.3 Ягодка.
6.4 Виноград.
6.5 Листик.
6.6 Древко
6.7 Кудрина.
6.8 Верховое и фоновое письмо 20
2
2
2
2
2
2
4
4 1
-
-
-
-
-
-
-
1 19
2
2
2
2
2
2
4
3 наблюдение
5 Виды орнамента Хохломской росписи
7.1 Понятие орнамента, его происхождение и назначение.
7.2. Травяной орнамент, обогащенный
элементами
7.3.Орнамент с ягодками и листочками 16
4
6
6 2
2
-
- 14
2
6
6 наблюдение
6 Виды композиций хохломской росписи.
8.1 Изучение композиционных приемов хохломской росписи
8.2 Разработка эскиза будущего изделия 12
2
10 1
1
- 11
1
10 7 Подготовка изделий к росписи 4 1 3 наблюдение
8 Роспись подготовленных изделий.
10.1 Составление композиций карандашом на альбомных листах.
10.2. Перевод эскиза на кальку и на изделие
10.3.Выполнение росписи на заготовке 28
4
2
22 -
-
-
- 28
4
2
22 наблюдение
9 Окончательная обработка изделий
11.1 Средства для придания поверхности конечных видов и фактур. Способы нанесения лака. Возможные дефекты и способы их устранения. Техника безопасности при
лакокрасочных работах11.2 Обработка изделий лаком 4
2
2 1
1 3
1
2 наблюдение
10 Организация выставки готовых изделий. Промежуточная аттестация. 2 - 2 тестирова-ниеИтого раздел 104 12 92 11 Знакомство с историей Гжельской
керамики, ее производством, работой
художников. 2 2 - наблюдение
12 Инструменты, материалы и
приспособления для выполнения росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности 2 1 1 наблюдение
13 Основные элементы гжельской росписи
15.1 Рассматривание готовых изделий,
ознакомление с композицией, элементами росписи, расположением росписи на изделиях.
15.2 Технология и прорисовка элемента «точки и прямые линии»,
«капельки», «мазок с тенью».
15.3 Мазковая роспись. Цветочек.
15.4. Последовательность росписи птицы.
15.5. Гжельские традиционные орнаменты и бордюры 10
2
2
2
2
2
1
1
-
-
-
-
9
1
2
2
2
2
наблюдение
14 Виды композиций гжельской росписи.
16.1 Изучение композиционных приемов гжельской росписи
16.2 Разработка эскиза будущего изделия
16.3Выполнение росписи на альбомных листах 12
2
4
6 -
-
-
- 12
2
4
6 наблюдение
15
Гжельская керамика. Посуда и предметы быта. Скульптура 2 2 - наблюдение
16
Роспись подготовленных изделий
18.1 Составление композиций карандашом на альбомных листах.
18.2 Выполнение росписи на заготовке 10
2
8 -
-
- 10
2
8 наблюдение
Итоговая аттестация .Организация выставки готовых изделий. 2 2 - тестирова-ниеИтого раздел 40 8 32 Всего 144 46 98 Содержание учебного плана
Вводное занятие. Входная аттестация 2 ч. Ознакомление с целями, программой обучения. Ознакомление с кабинетом для занятий, правилами
внутреннего распорядка, безопасности труда и личной гигиены.
Тестирование.
1 Искусство хохломской росписи. Из истории хохломской росписи.
Мастера хохломской росписи. 2 ч.
Теория. Учащиеся знакомятся с историей хохломской росписи: где и когда
возник промысел Хохлома, какими красками расписывали посуду в старину,
какие приемы росписи сложились в 19 веке, в чем заключаются особенности
хохломской росписи. Узнают о мастерах хохломы, получают знания о
современном искусстве хохломы
2 Инструменты и материалы для выполнения росписи. Организация
рабочего места. 2 ч.
Теория. Применение инструментов применяемых в росписи. Общие
сведения о разновидности деревянных изделий, используемых для росписи.
Правила работы, организация рабочего места. Техника безопасности.
Практика. Организация рабочего места, правильный подбор рабочих
инструментов, кистей, проверка остроты кончика кистей. Определение качества
древесины.
3. Основные элементы росписи. 12 ч.
Теория. Правила по постановке руки. Овладение основными элементами
Хохломской росписи: осочки, травинки, капельки усики, завитки, кустики.
Орнаментальные полосы, травные кустики, цветы, плоды и листья. 22
Все элементы выполняются кистью без предварительной прорисовки
карандашом.
Практика. Выполнение основных элементов росписи.
4. Методическая последовательность выполнения росписи 20 ч.
Теория. Знакомство с методической последовательностью выполнения
росписи, мотивами хохломской росписи: травка, яблочко, ягодка, виноград,
листик древко, кудрина. По каким признакам различают верховое и фоновое
письмо.
Практика. Технологические пробы на бумаге по освоению приемов
хохломской росписи.
5. Виды орнамента Хохломской росписи. 16 ч.
Теория. Понятие орнамента, его происхождение и назначение.
Травный орнамент с использованием всех раннее изученных элементов.
Практика. Упражнения в наведении ведущего стебля «криуля».
Составление травного орнамента с использованием раннее изученных элементов.
6. Виды композиций хохломской росписи. 12 ч.
Теория. Приемы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой
росписи. Разновидности мазка - от каплевидного до штрихового. Стебель как
главный формообразующий элемент композиции. Растительные мотивы в
росписи и их разнообразие. Простейшие композиции росписи. Основные
разновидности птиц, изображение которых применяется в изучаемой росписи.
Последовательность выполнения таких росписей, особенности моделирования
форм. Закраска фона. Последовательность закраски фона.
Практика. Составление простейших композиций.
Упражнения в составлении композиции на бумаге.
7. Подготовка изделий к росписи. 4 ч.
Теория. Породы и свойства древесины. Этапы обработки древесины.
Практика. Ошкуривание и грунтовка деревянного изделия, тонировка
заготовки.
8. Роспись готовых изделий. 28 ч
Практика. Составление композиций карандашом на альбомных листах.
Ознакомление с разнообразием вариантов одного типа композиции на
выбранном изделии. Разработка вариантов росписи для выбранного образца на бумаге. Роспись изделия.
9. Окончательная обработка изделий. 4 ч.
Теория. Средства для придания поверхности конечных видов и фактур.
Способы нанесения лака. Техника безопасности при лакокрасочных работах.
Практика. Обработка изделий лаком.
10. Организация выставки готовых изделий.
Промежуточная аттестация. 2ч.
Подведение итогов. Организация выставки.
11. Знакомство с историей Гжельской керамики, ее производством,
работой художников. 2ч.
Теория. Учащиеся знакомятся с историей гжельской росписи: где и когда
возник промысел Гжели, какими красками расписывали посуду в старину, какие
приемы росписи сложились в 19 веке, в чем заключаются особенности
гжельской росписи. Узнают о мастерах Гжели, получают знания о современном
искусстве гжельской керамики.
12. Инструменты и материалы для выполнения росписи. Организация
рабочего места. 2 ч.
Теория. Применение инструментов применяемых в росписи. Общие
сведения о разновидности деревянных изделий, используемых для росписи.
Правила работы, организация рабочего места. Техника безопасности.
Практика. Организация рабочего места, правильный подбор рабочих
инструментов, кистей, проверка остроты кончика кистей. Определение качества
древесины.
13. Основные элементы росписи. 10 ч.
Теория. Правила по постановке руки. Овладение основными элементами
гжельской росписи: точки и прямые линии, капельки,завитки, кустики. мазок с
тенью, мазковая роспись, росписи птицы.
Орнаментальные полосы, травные кустики, цветы, плоды и листья.
Практика. Выполнение элементов кистью без предварительной
прорисовки карандашом. Выполнение основных элементов росписи.
14. Виды композиций гжельской росписи. 12ч.
Изучение композиционных приемов гжельской росписи. Выполнение
отличительных элементов росписи.
Практика. Разработка эскиза будущего изделия
Выполнение росписи на альбомных листах.
15. Гжельская керамика. Посуда и предметы быта. Скульптура.
Теория(2ч).
16. Роспись подготовленных изделий .Практика(10ч) Роспись бумажных шаблонов, посуды по собственным эскизам.
Итоговая аттестация. Организация выставки готовых изделий. 2ч.
Подведение итогов. Организация выставки.
Список литературы для педагога.
1.Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция ООН О правах ребенка.
3. Требования СанПиН к учебным помещениям и режиму занятий.
4.Григорович А.С., Марциновская Т.Д.. Педагогика и психология: Учеб,
Пособие.- М: Гардарика, 2003г.
5.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.- М., 1982г.
Воспитание личности в коллективе- М., Центр Педагогический поиск, 2000г.
6.Абрамов Г.С. Возрастная психология.- М., 2003
7.Кузин B.C. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Изобразительное искусство М.:Дрофа,2001.
8.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. М.: «Агар»,2000.
9.Кузин B.C. Изобразительное искусство в начальной школе 1 -2,3-4 классы
М.:Дрофа , 1999.
10.Коротеева И.Е. Искусство и ты 1 кл. М. .'Просвещение, 1997
11.Сокольникова В. С, Кузин В. С, Кубышкина Э.И. Учебник для учащихся 5-8
классов в 4-х частях («Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Краткий словарь художественных терминов») Обнинск: Титул, 1996.
12.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.
13.Миловский А.Народные промыслы. М.: Мысль, 1994
14.Иванова С.А., Понамарева Е.А., Деманстрационный материал «Хохлома» ООО
Издательство «АЙРИСпресс» 2007.
15.Иванова С.А., Понамарева Е.А., Деманстрационный материал «Городецкая
роспись» ООО Издательство «АЙРИСпресс» 2007.
16.Величко Н.К., Русская роспись - М., АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011.
Список литературы для учащихся.
1.Емельянова Т., Китаева Л. «Любовь моя, хохлома», Горький, Волго-Вятское
книжное издательство 1981г.
2.Наглядное пособие- альбом с иллюстрациями «Русские узоры», Красные Баки,
1996г Горький, Волго-Вятское книжное издательство 1981г.
3.К.Жегалова. Росписи хохломы.-М. Детская литература 1991г