Программа по дополнительному образованию

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №12 им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА














«Азбука путешествий»
(программа дополнительного образования
для учащихся 6-7 классов)


Срок реализации – 2 года





Автор: Кролик Н.Н.,
учитель географии
МОУ гимназии №12
им. Г.Р. Державина







Тамбов
Дополнительная образовательная программа по географии «Азбука путешествий» разработана для учащихся 6-7-х классов и ориентирована на расширение мировоззренческих представлений учащихся, а в дальнейшем и на подготовку учащегося основной школы к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.

Цель дополнительной образовательной программы «Азбука путешествий»:
- реализация региональной образовательной политики;
- допрофессиональное самоопределение учащихся основной школы.

Задачи:
* Расширение кругозора учащихся в образовательной области «география».
* Знакомство с профессионально-ориентированными умениями и навыками в рамках профессий топограф, краевед, геолог, метеоролог, геодезист, эколог и т.д.
* Формирование умений: ориентироваться на местности без применения приборов, без карты, с картой и компасом, по небесным светилам, в самых различных условиях; производить простейшие измерения на местности; проводить фенологические наблюдения.
* Привитие навыков культурного поведения в природе, бережного отношения к окружающей среде.
* Развитие творческой активности, вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность.
* Оздоровление учащихся.

Программа выполняет роль практико-ориентированной помощи в приобретении географических знаний, помогает оценить свой образовательный потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Программа рассчитана на 1 (2ч. в неделю) или 2 года (1ч. в неделю) обучения, позволяет школьникам попробовать себя в различных видах деятельности. Она является актуальной в рамках интегративного образования, так как формирует навыки математических измерений и вычислений, знакомит с сезонными изменениями в жизни животных и растений, способствует укреплению здоровья и физической выносливости. Разработка данной программы отражает региональную образовательную политику, способствует усилению региональной составляющей в учебно-воспитательной работе школы.
Навыки ориентирования на местности, проведения простейших измерений, наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, необходимы широкому кругу профессий и любому человеку в повседневной жизни, особенно находящемуся в экстремальной ситуации. Люди самых разнообразных профессий: геодезисты, географы, топографы геологи, краеведы, туристы, охотники и, не говоря о военнослужащих армии и флота, могут оказаться в таких условиях, когда умение примериться к местности, найти нужное направление без компаса и карты или другие навыки могут иметь весьма большое значение. Учащиеся приобретают очень важные полезные навыки, необходимые им не только в повседневной жизни, работе, походе, но и для защиты Родины.
Данный курс могут проводить учителя географии, педагоги дополнительного образования, педагоги начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения: проблемные, поисковые, диалоговые, игровые, проектные.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме: лекции, беседы, экскурсии, видеоуроки, практические занятия, занятия на местности, исследования, защита рефератов, что способствует повышению учебно-познавательной мотивации учащихся и стремление проявить самостоятельность и инициативность.
Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы по теме «Ориентирование на местности», раздаточный иллюстративный материал по начальному курсу географии, компасы, простейшие приборы для работы на местности, карта «Звездное небо», электронный учебник по начальному курсу географии.

Планируемые результаты:

Предполагается, что по окончании изучения данной образовательной программы учащиеся смогут определить свое местонахождение без применения компаса и карты по небесным светилам, по ветру, по памяти, по сигналам, зданиям, часам, используя живые ориентиры (по подсолнухам, ягодам, муравейникам, лишайникам и т.д.), ориентироваться по карте и компасу, проводить простейшие измерения: определять крутизну склона, расстояние до недоступного предмета, широту местности, определять изменение погоды по народным приметам.
С результатами работы учащиеся могут принять участие в выставках поделок из природного материала, соревнованиях по ориентированию, учебно-исследовательских конференциях.


Учебно-тематический план

№ п/п
Темы, разделы
Количество часов



Всего
Теор. з.
Прак.з.
Зан.на
местн.
Экскурсии

1
Введение
1
1




2
Компасы
1
0,5
0,5



3
Азимут
3
1
1
1


4
Измерение и построение угла на плане
2
0,5
0,5
1


5
Виды ориентиров
2
1

1


6
Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах
3
1

1
1

7
Особые случаи ориентирования
3
1
1

1

8
Определение сторон горизонта
1


1


9
Ориентирование на местности
3
1

2


10
Изображение на чертеже направлений
2
0,5
1,5



11
Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам
3
1

1
1

12
Измерение расстояний на местности
4
1
1
2


13
Определение недоступных расстояний
4
1

2
1

14
Эклиметр. Определение крутизны склона
2
1

1


15
Масштаб карты
2
1

1


16
Глазомерная съемка
5
1

4


17
Ориентирование по карте
9
2
2
4
1

18
Определение широты местности
2
1

1


19
Фенологические наблюдения
5
2
2

1

20
Исследования природы
10
2
2
4
2

21
Экскурсии и походы
5
2
1

2


Итого
72
22,5
12,5
27
10






Содержание учебной информации

Введение. Сущность ориентирования на местности. Применение ориентирования людьми разных профессий. Древние корни ориентирования.
Компасы. Назначение компаса. Виды компасов. Измерение дирекционного угла компасом. Правила обращения компасом.
Азимут. Понятие азимут. Применение азимута для ориентирования на местности.
Определение азимута по карте, по заданным азимутам, на местности. Построение угла на бумаге.
Виды ориентиров. точечные, линейные, площадные. Ориентирование по ориентирам.
Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах: ориентирование по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам.
Особые случаи ориентирования: живые ориентиры, ориентирование по памяти, искусственные ориентиры, ветер.
Определение сторон горизонта (лабораторно-практическое занятие): горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по местным признакам.
Ориентирование на местности (лабораторно-практическое занятие): Определение сторон горизонта по компасу. Порядок действий при работе с компасом. Определение азимута по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. Хождение по азимуту.
Изображение на чертеже направлений (лабораторно-практическое занятие): Изображение направлений на плане местности. Определение точки стояния.
Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам (лабораторно -практическое занятие): Следы ветра на деревьях и других предметах. Определение сторон горизонта по солнцу. Ориентирование по коре деревьев, по лесным просекам, по лишайникам, муравейникам и т.д.
Измерение расстояний на местности различными способами (рулеткой, шагами, глазомером). Определение недоступных расстояний построением треугольника, способом засечек.
Определение крутизны склона. Эклиметр.
Масштаб карты. Определение расстояний по плану местности, изображение расстояний в определенном масштабе.
Глазомерная съемка местности. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Ориентирование по карте. Определение направлений, расстояний, географических объектов.
Определение высоты Солнца над горизонтом. Определение широты местности.
Фенологические наблюдения. Гидрометеонаблюдения. Наблюдения за растениями, животными и птицами. Растения-приборы.
Организация экскурсий и походов. Подготовка, использование комплексного прибора В.И. Заборского. Исследования почвы, растений, животного мира, водоемов. Определение уровня загрязнения окружающей среды при помощи природных индикаторов (мхов, лишайников, водных растений и микроорганизмов и др.)
Подготовка результатов работы (камеральная обработка): схемы, планы местности, результаты исследований окружающей среды, обозначение на карте районов исследований.



Методическое обеспечение

Разработка некоторых практических заданий и работ на местности:

Тема: Компас

Основание содержание учебной информации:
Компасы. Вид компасов. Измерение углов. Луч. Окружность. Прямой угол. Транспортир. Треугольник.
Основные умения и навыки:
Умения и навыки работать с компасом, определять направления по компасу.
Ожидаемые результаты обучения:
Применение умений и навыков работы с компасом в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

I. Закрепление правила пользования компасом.
1. Положить компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
2. Стрелка должна быть неподвижной.
II. Выполнение заданий.
1. Пользуясь компасом, определите:
а) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса
б) направление, в котором находится дверь класса
в) в каком направлении от окна расположен стол класса
г) направление, в котором находится ваш дом

Тема: Азимут.

Основное содержание учебной информации:
компас. Измерение углов. Луч. Транспортир. Азимут.
Основные умения и навыки:
умения и навыки определения азимутов.
Ожидаемые результаты обучения:
применение знаний по определению азимутов в практической деятельности.

Описание практической работы:

I. Правила пользования компасом
1. Сориентировать компас.
2. Направить визир на объект.
3. Произвести отчет азимута (т.е. определить градусное расстояние от 0 0 до визируемого предмета по часовой стрелке.
II. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.
III. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.
Определить азимут направления на юг.
Назовите азимут юго-восточного направления.
Какому направлению соответствует азимут 3150?
Какому направлению соответствует азимут 3600?
Определите азимут левого дверного переплета класса.
Определите азимут правого от них переплета окна, расположенного около учительского стола.
Определите азимут направлений на последние парты первого, второго и третьего рядов.

Тема: Определение сторон горизонта.

Основное содержание учебной информации:
горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по растениям.
Основные умения и навыки:
умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.
Ожидаемые результаты обучения:
применение знаний по определению сторон горизонта в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

I. Подготовка к практической работе
1. Ответьте на вопросы:
– Что называется горизонтом?
– Какой горизонт на севере? Юге? Востоке? Западе?.
– В какой стороне горизонта местности холмистая, а в какой плоская?
– Что такое ориентирование?
II. По компасу определите стороны горизонта (вспомнить прием работы с компасом)
1. Сориентировать компас.
2. Определение направлений на предметы

III. Определите азимуты сторон горизонта и стороны горизонта по азимуту. Стороны горизонта Азимут Азимут Стороны горизонта
Юг 0о
Северо-запад 270о
Юго-восток 45о
Восток 220о


Тема: Изображение направлений на чертеже

Основное содержание учебной информации:
изображение направления на плане местности. Определение точки стояния.
Основные умения и навыки:
умения и навыки определения направления на плане местности и изображения различных направлений на чертеже.
Ожидаемые результаты обучения:
применение знаний по определению направлений по плану в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

I. Подготовка к практической работе
1. Изобразите на листе бумаги в левом верхнем углу стрелку «С-Ю».
2. В центре листа поставьте точку, которая будет являться полюсом.
II. Выполнение заданий
1. От точки проведите направление на север, запад, юго-запад, восток, северо- восток.
2. Поставьте точку и проведите от нее направление, соответствующее азимутам 90о, 180о, 0о, 270о, 135о.
3. Поставьте рядом три точки в направлении с запада на восток и от каждой из них проведите линии на север, северо-запад, юго-запад.
III. Выполните задание по карточкам.


Тема: Ориентирование на местности.

Основное содержание учебной информации:
компас. Стороны горизонта. Азимут. Определение азимута. Хождение по азимуту.
Основные умения и навыки:
умения и навыки определения сторон горизонта и ориентирования на местности.
Ожидаемые результаты обучения:
умение применять знания по определению сторон горизонта по компасу, осуществлять движение по азимуту на местности в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Практические работы по ориентированию и определению азимутов направлений проводятся на школьном дворе, а потом во время экскурсий.
Хождение по азимутам – очень увлекательный и полезный вид работы. Овладеть им учащимся несложно. С тем чтобы быстрее приобрели умение и навык хождения по азимутам, следует запомнить последовательность действий.
Учитель записывает это на доске в виде инструкции-памятки:

1. Сориентируй компас.
2. Определите азимут направления на точку стояния № 1.
3. Измерь его расстояние шагами.
4. Перейди в точку стояния.
5. Сориентируй компас.
6. Определите азимут направления на точку стояния № 2 и т.д.
7. Запомни: при переходе от одной точки стояния на другую всегда начинай с ориентирования компаса.

Ходить по азимутам следует начинать в условиях школьного двора, постепенно усложняя задания.
В начале можно предложить ученикам пройти от точки стояния 10-15 шагов по азимуту 360о, 90о, 270о, и.т.д. Затем задания усложняются. Например: пройдя 20 шагов по азимуту 315о, повернуть под углом 90о и пройти 10 шагов. Определите азимут этого направления. В каждой отдельном случае учитель проверяет знания инструкции хождения по азимуту.


Тема: ориентирование по местным признакам.

Основное содержание учебной информации:
определение сторон горизонта по Солнцу, часам, коре деревьев, муравейникам, лишайникам и т.д.
Основные умения и навыки:
умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.
Ожидаемые результаты обучения:
применение знаний по определению сторон горизонта по местным признакам в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

1. Определите на местности стороны горизонта по местным признакам.
2. Приготовьте рассказ по одному из способов нахождения сторон горизонта.




Междисциплинарные связи

Межпредметная связь с другими учебными осуществляется: с историей (история древнего мира), физика (магнитное поле, компас), математика (понятия: угол, луч, треугольник, прямой угол, окружность, единицы измерения, транспортир), биология (раздел «Растения и животные» тема «Сезонные изменения»), астрономия (созвездия), литература (написание мини-сочинения).


Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература для учителя:
Герасимова Т.П. Методическое пособие по географии: 6 класс. М.: Просвещение, 1998 г.
Молодкин П.Ф. Школьное географическое краеведение, Ростов, РГУ, 1980
Куприн А.М. На местности по карте. М.: «Недра», – 1982 г.
Ладилова Н.Н. Дидактический материал по физической географии: 6 класс. М.: Просвещение, – 1998 г.
Максимов Н.А. Раздаточный материал по начальному курсу физической географии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, – 1984 г.
Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА» – 1982 г.
Сиротин В.И. Практические работы по географии. М.: АРТИ, – 2003 г.
Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности, М. «Недра», 1987
Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, – 1990 г.
Элькин Г.Н. Физическая география: 6 класс. Метод. Пособие. С-Петербург. «Паритет», – 2002 г.

Литература для учащихся:
Герасимова Т.П. Начальный курс географии: 6 класс. М.: «Дрофа», – 2004 г.
Куприн А.М. На местности и по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
Сухов В.П. Физическая география: 6 класс. М.: Просвещение, – 2004 г.
Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА», – 1982 г.
15