РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА


РАССМОТРЕНО
на заседании МК
«_____» ________ 2015г.
Протокол № ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
«_____» ________ 2015г.
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 2100
_____________Зиновьева Н.В.
«____» ______________2015г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №2100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(секции, студии, объединения)
дополнительного образования
«ЛЮБИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Автор-разработчик программы:
Гордеева Инна Геннадьевна – педагог дополнительного образования
Возрастная категория: от 7 до 8 лет
Срок реализации данной программы: 1 год (лет)
Направленность: естественно - научная
Уровень программы: базовый
г. Москва
2015-2016
учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной программы.
Содержание и методы обучения кружка “Любители русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Любители русского языка ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи :
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий.
Возраст детей.
Курс изучения “Любители русского языка” рассчитан для учащихся 2 ж класса.
6. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год.
7. Формы и режим занятий.
· лекции;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Методы контроля:
устный или письменный опрос
карточки
краткая самостоятельная работа
практическая или лабораторная работа
тестовые задания
Формы подведения итогов.
Итоги реализации программы представлены двумя этапами.Первое - это тематический вечер - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.На втором этапе проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Перечень разделов, тем Количество часов
всего теория практика
I. Звуки и буквы. 8 4 4
1.1. гласные безударные и ударные 2 1 1
1.2. согласные звонкие, глухие, шипящие, мягкие, твердые 4 2 2
1.3. Перенос слов. 2 1 1
I I. Состав слова 7 3 4
2.1. Родственные (однокоренные) слова. 3 1 2
2.2. Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. 1 0,5 0,5
2.3. Слабая и сильная позиция парных согласных в корне слова. 1 0,5 0,5
2.4. Правописание слов с непроизносимой согласной в корне. 1 0,5 0,5
2.5. Правописание слов с удвоенными согласными в корне. 1 0,5 0,5
III Сложные слова. 3 1 2
3.1. Образование слов способом сложения основ (сложные слова). 1 0.5 0.5
3.2. Правописание соединительных гласных о, е в сложных слова. 2 0.5 1.5
I V Части речи 10 5 5
4.1. Имя существительное: одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число. 2 1 1
4.2. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. 2 1 1
4.3. Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений и числительных. 2 1 1
4.4. Изменение глаголов по временам и лицам 2 1 1
4.5. Употребление в речи наречий. 2 1 1
V. Предложение. 6 3 3
5.1. Обобщение сведений о видах предложений. Различение предложений по цели высказываний. 2 1 1
5.2. Грамматическая основа предложегий. 2 1 1
5.3. Предложения с однородными членами с союзом и без союзов. 2 1 1
ИТОГО: 34 16 18
III.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛЮБИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА».
1. ЗВУКИ И БУКВЫ.
Актуализация фонетического материала в соответствии с изученными правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, мягкие, твердые.
Перенос слов.
2. СОСТАВ СЛОВА.
Родственные (однокоренные) слова.
Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Слабая и сильная позиция парных согласных в корне слова.
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными в корне.
3. СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
Образование слов способом сложения основ (сложные слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных слова.
4. ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное: одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений и числительных.
Изменение глаголов по временам и лицам.
Употребление в речи наречий.
5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Обобщение сведений о видах предложений. Различение предложений по цели высказываний.
Грамматическая основа предложегий.
Предложения с однородными членами с союзом и без союзов.
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.
 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.
V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: 1963 г.
Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.