Рабочая программа по дополнительному образованию кружка Азбука безопасности для детей 5 -6лет

Утверждена
Введена в действие приказом
№________от « 29» августа 2016г.
Заведующий___________Тишина А.В.









Рабочая программа

по организации дополнительного образования
в старшей группе «Теремок»


Кружок «Азбука безопасности»




13 HYP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Рассмотрена и принята на заседании
Педагогического совета МБДОУ №16
Протокол № «1 « от 29.08. 2016г.


Руководитель: Бочкарева С.А
воспитатель 1 квалификационной категории


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа кружка «Азбука безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна : воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.


Цель – Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Основные задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.

Кружок «Азбука безопасности» проводится со всеми детьми группы 2 раза в неделю во вторую половину дня.
На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Детей следует целенаправленно воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

В содержание работы кружка входят:
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
1.Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.

2.Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.

3.Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд

1.2.Мониторинг сформированности готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дороге детей 5-6 лет
Ф.И. ребенка
Элементы дороги
Назначение светофора
Название ближайших к д/с улиц и улицы, на которой он проживает
Правила для пешеходов и велосипедистов
Значение дорожных знаков
Сумма баллов
Сформирован
-ность
%










В каждом диагностическом блоке есть вопросы. Каждый вопрос оценивается отдельно по 3-бальной системе:
3 балла- ребенок с заданием справился правильно, самостоятельно;
2 балла- ребенок с заданием справился, но долго думает;
1 балл- ребенок выполнил задание с помощью взрослого



II.Организационный раздел
Ожидаемые результаты:
уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора, виды транспорта, причины ДТП, правила поведения в транспорте.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
- Участие в конкурсах.

Требования к уровню подготовки воспитанников:
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Ребенок должен иметь представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания

Организация занятий кружка: среда и пятница, продолжительность -25 мин, со всеми детьми.
2.1 Годовое тематическое планирование
Сентябрь

1 неделя
Установочная

2 неделя
«Предварительная диагностика»

3 неделя
«Транспорт»

4 неделя
«Как работают водители»

Октябрь

1-2 неделя
«На улицах города»

3-4 неделя
«Безопасность на улице»

Ноябрь

1-2 неделя
«Правила и безопасность дорожного движения»

3-4 неделя
«Где и как переходить дорогу»

Декабрь

1-2 неделя
«Пешеходы идут по улице»

3-4 неделя
«Переходим проезжую часть улицы»

Январь

1 неделя
-

2-3 неделя
«Знаки дорожного движения»

4 неделя
«Движение и сигналы светофора».

Февраль

1-2 неделя
«Правила поведения в транспорте»

3-4 неделя
«Транспорт на улицах города».

Март

1-2 неделя
«Знаки особого предписания и знаки сервиса»

3-4неделя
«Предупреждающие и запрещающие знаки»

Апрель

1-2 неделя
« Опасности на дороге»

3-4 неделя
«Наши помощники- дорожные знаки»

Май

1 неделя
-

2-3 неделя
«Дорога и дорожная разметка»

4 неделя
Развлечение
«Мы знаем правила дорожного движения».


III. Содержательный раздел

3.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Календарно-тематическое планирование кружка «Азбука безопасности»

Неделя
Тема занятия
Кол-во
Часов
Программное содержание
Материал



СЕНТЯБРЬ


1.Знакомство с уголком ПДД


Познакомить детей с уголком по ПДД, его оснащением, функциями. Совершенствование навыков ориентации на местности.
Материально-техническое оснащение уголка по ПДД в группе и реакриация в ДОУ.

2.Мониторинг уровня сформированности готовности детей к соблюдению ПДД

Получение данных о сформированности готовности детей к соблюдению правил безопасного поведения на дороге, на основании которых будут разработаны формы и методы работы и выстроена стратегия развития данного направления.
Вопросы и задания по мониторингу

3.Конструктивная деятельность «Транспорт».
2
Закрепить виды транспорта. Учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.
Рассматривание виды транспорта

4.Беседа «Как работают водители».
2
Закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. Показать , что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.
Игровые ситуации «Странный водитель»

ОКТЯБРЬ

1-2. «На улицах города»


3-4. «Безопасность на улице»
4



4


Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр.


Закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.
Целевые прогулки, наблюдения


Беседы, рассматривание иллюстраций, Игровые ситуации «Мы идем по улице»

НОЯБРЬ

1-2 неделя
«Правила и безопасность дорожного движения»






3-4. «Где и как переходить дорогу»


4










4










Закрепить знания о правилах дорожного движения. Закреплять знания о двустороннем движении, о правилах дорожной безопасности







Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.
Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел»;
Сюжетно-ролевая игр «Улица»;
Целевая прогулка на перекресток;
Игры с макетом перекрестка.


Слайдовая презентация опасных ситуаций;
Беседа «Переходим проезжую часть улицы»;
ИКТ –игры «Будь внимательным»

ДЕКАБРЬ

1-2. «Пешеходы идут по улице»








3-4. «Переходим проезжую часть улицы»





4









4





Учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». Закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора


Закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку. Формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.




Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь»,
«Я-пешеход»,
Дид.игра «У каждой улицы есть имя»;
Игровая ситуация по карточкам «Умение устанавливать причинно-следственные связи»

Рассматривание плакатов «Дорога на зелёный свет»;
Блиц - вопросы, стихи, пословицы, поговорок - «Лучший пешеход»; Практические упражнения на макете - по схеме макета.

ЯНВАРЬ


2-3. «Знаки дорожного движения»





4. «Движение и сигналы светофора»
4







2


Закрепить знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Проход закрыт», «Пункт питания», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Внимание! Дети».


Закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора для автомобилей и два сигнала светофора для пешеходов.


Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков»;
Соревнование «Дорожные знаки»;
Чтение стихов-загадок о знаках

Дидактическая игра «Веселый светофор»;
Чтение художественных произведений А. Северный «Светофор»


ФЕВРАЛЬ

1-2. «Правила поведения в транспорте»












3-4 . «Транспорт на улицах города».
4














4
Закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых










Закрепить знания о различных видах транспортных средств. Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой.

Беседа «Правила поведения в транспорте»;
Сюжетные картинки «В транспорте»;
Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине
Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна».

Дидактические игры: «Транспорт», «Собери из частей»; Ролевая игра «Автобус»; Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»; Рисование «Машины на наших улицах».



МАРТ



1-2. «Знаки особого предписания и знаки сервиса»



3-4 «Предупреждающие и запрещающие знаки».


4






4



Формировать знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить классифицировать на группы.




Формировать знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить классифицировать на группы.

Дидактические игры и упражнения «Собери знак», «Дорожные знаки»; Лото «Найди пару знаку»; практические занятия на макете

Дидактические игры и упражнения «Собери знак», «Найди и назови», «Какой знак лишний»; Лото «Найди пару знаку»; практические занятия на макете



АПРЕЛЬ


1-2 « Опасности на дороге»








3-4. «Наши помощники- дорожные знаки»
4










4
Формировать представления у детей о правилах дорожного движения на улице, во дворе, на детской площадке







Закрепить знания о дорожных знаках. Учить правильно рассуждать, развивать логическое мышление.
Игровая ситуация «Опасности на дороге»; Чтение Д.Денисова. «Как перейти дорогу»; Беседа «Чем можем – поможем»;
Словесная игра «Продолжи предложение»



Чтение стихов, загадок о дорожных знаках; Игра-соревнование «Дорожные знаки». (Две команды). Дидактическая игра «Угадай знак»; Практические игры на макете.



МАЙ


2-3 «Дорога и дорожная разметка»











4. Развлечение
«Мы знаем правила дорожного движения».

Мониторинг уровня сформированности знаний по ПДД
4













2






Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.










Закрепить представления детей о правилах поведения пешеходов и водителей; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Получить более полную информацию о сформированности готовности детей к соблюдению правил безопасного поведения на дороге на основании проведенной работы
Сюжетные картинки с изображением различных дорожных разметок;
Математическая игра «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».


Итоговое мероприятие с детьми



Вопросы и задания по мониторингу

Всего:
64








Литература:
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2.Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками. / Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
6.Куленева О.В, Насрутдинова Г.Х, Ярусова Е.А. методические рекомендации: Методика проведения мониторинга уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. – Казань: ООО «Фолиант», 2015.






















Описание: Детям рекомендуется соблюдать правила дорожного движения15