Программа внеурочной деятельности. Кружок Юный архитектор


ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок «Юный архитектор»
автор Яковлева М.А., учитель информатики и ИКТ
МАОУ «МБЛ», г. Саратов
Пояснительная записка
Современное общество как никогда остро нуждается в IT – специалистах, но к сожалению, в рамки учебного процесса невозможно включить все возможные направления компьютерных технологий. Данный кружок является дополнением к урокам по предмету «Информатика и ИКТ» и рассматривает такие понятия как 3D – графика и архитектурное моделирование по средствам программы 3D – моделирования Blender. Программа для 3D моделирования Blender 3D — это мощный пакет для создания компьютерной графики, распространяемый по лицензии открытого программного обеспечения, включающий в себя средства 3D моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео и движок создания интерактивных игр Blender Game Engine. Можно, конечно для реализации этой программы использовать и более простую программу 3D-графики, но чем раньше начинать осваивать профессиональные программы, тем более адаптированный будет школьник при окончании основного общего образования.
Кружок «Юный архитектор» рассчитан для учащихся 5 – 7 классов (в зависимости от того, с какого класса преподается предмет «Информатики и ИКТ»). Рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), длительность изучения 1 год. Можно увеличить количество создаваемых проектов или усложнить проект, тем самым увеличить количество учебных часов до 2 в неделю.
Рабочая программа кружка «Юный архитектор» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере и имеет межпредметные связи с предметами математика и искусство.
Цель кружка: - Познакомить учащихся с программой 3D-моделирования (Blender 3D), научить учащихся создавать архитектурные 3D-модели.
Курс решает следующие учебные задачи:
умение использовать компьютерную грамотность в практической деятельности;
формирование мышления и творческих способностей;
умение проектировать информационные модели;
умение ориентироваться в Декартовой системе координат;
формирование пространственного мышления;
умение разделять модель на геометрические фигуры;
умение использовать компьютер тогда, когда его использование эффективно.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка.
Личностные результаты:
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание графических объектов; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Изучаемые темы программы Blender 3D.
Интерфейс программы.
Интерфейс и основное меню.
Работа с окнами.
Окно 3D-вида.
Настройки программы.
Моделирование.
Добавление объектов и 3D-курсор.
Перемещение, вращение, масштабирование.
Режим редактирования и экструдирование.
Центр объекта и точка вращения.
Панель инструментов.
Панель свойств.
Модификаторы.
Материалы и текстура.
Создание материала.
Работа с нодами.
Наложение текстур.
UV-развертка.
Мир, освещение и камера.
Настройки камеры.
Освещение и типы ламп.
Настройка окружения (мира).
Рендеринг.
Настройка Cycles Render.
Анимация.
Создание анимации.
Сохранение анимации.

Тематическое планирование
№ занятия Тема занятия Содержание занятия Электронные ресурсы Рекомендации по проведению занятия
Раздел 1. Знакомство с программой Blender 3D.
1 Вводное занятие Техника безопасности. Беседа о содержании кружка. Демонстрация возможностей программы Blender 3D. Интерфейс и основное меню программы Blender 3D. Плакат по технике безопасности: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-1-2-tehnika-bezopasnosti.jpgВидеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 1,2).
2 Моделирование. Разбор понятий: моделирование, натурное моделирование, информационное моделирование, 3D-моделирование. Работа с окнами в программе Blender 3D. Плакат: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor6/posters/6-9-1-modeli.jpgВидеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 3).
3 Развитие пространственного воображения. Декартова система координат. Беседа-обсуждение иллюстраций различных объемных геометрических фигур с разных проекций. Разбор сложных фигур на более простые. Окно 3D-вида.
Практическая работа на компьютере «Настройка программы Blender 3D» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 4, 5).
4 - 5 Моделирование натурных моделей. Групповая работа: моделирование простейшего строения с помощью конструктора (типа Lego). Практическая работа на компьютере «Добавление и перемещение объектов в программе Blender 3D» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 6).
6 От натурной модели к информационной. Составление чертежа строения созданного на предыдущем занятии в трех проекциях.
Практическая работа на компьютере «Перемещение, вращение и масштабирование цилиндра» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 7).
7 - 8 Редактирование и экструдирование. Режим редактирования и экструдирование. Обсуждение путей создания стен строения (созданного ранее при помощи конструктора) из куба.
Практическая работа на компьютере «Моделируем стены» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 8).
9 Модификаторы. Демонстрация работы популярных модификаторов.
Практическая работа на компьютере «Преобразование объекта по сценарию» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 9, 10, 11).
10 Материал и текстура. Ввод понятий: материал, нод, текстура. Рисование в графическом редакторе Paint.
Практическая работа на компьютере «Создание и наложение текстуры в виде кирпича» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/http://blender3d.com.ua/texturirovanie-v-blender/ При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 12, 13, 14).
http://blender3d.com.ua/texturirovanie-v-blender/
11 UV-развертка. Ввод понятия UV-развертка. Создание UV-развертки для модели стен.
Практическая работа на компьютере «UV-развертка стен» Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 15).
Раздел 2. Модель дома.
12 - 15 Создание простой модели дома по фотографии. Изучение фотографии. Обсуждение деталей.
Практическое выполнение http://www.woolberg.ru/_mod_files/ce_images/articles/project.jpg При подготовке к занятию можно просмотреть видеоурок: http://www.youtube.com/watch?v=5jYxP6b9Z8A16 Создание лестницы. Практическая работа «Проектирование крыльца» http://allfacades.com /wp-content/gallery/krylco-chastnogo-doma-foto/thumbs/thumbs_454.jpg При подготовке к занятию можно просмотреть видеоурок: http://blender3d.com.ua/modelirovanie-lestnici-v-blender/17 - 18 Наложение текстуры. Практическая работа с моделями созданными на предыдущих уроках (урок 10 - 11). http://www.woolberg.ru/_mod_files/ce_images/articles/project.jpghttp://blender3d.com.ua/texturirovanie-v-blender/ При подготовке к занятию можно воспользоваться ресурсом: изучить Главу 3: http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition. А также повторить материалы к уроку 10.
19 Создание ландшафта. Практическая работа «Создаем газон» 20 Использование изображения в качестве фона. Практическая работа «Создаем окружение» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/c/cf/Gyppeswick_park_panorama.jpg При подготовке к занятию можно воспользоваться ресурсом: изучить Главу 5: http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition.
Раздел 3. Проект «Дом моей мечты»
21 Планирование проекта. Изучение журналов по архитектуре и дизайну.
Составление плана дома.
Поиск в Интернет нужного изображения. 22 - 32 Реализация проекта. Создание модели дома.
Наложение текстур.
Создание ландшафта.
Создание окружения. 31 - 34 Демонстрации и обсуждение готовых проектов.
Список теоретических источников
http://blender3d.com.ua/forums/topic/blender-basics/ - Основы Blender 2.7+
http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition - Основы Blender, учебное пособие, 4-е издание, Джеймс Кронистер.
Прахов А., Blender. Издательство: БХВ – Петербург - 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих.
Список источников программного обеспечения и используемых иллюстраций
http://www.blender.org/download/ - Программа Blender 2.74 Features.
http://www.woolberg.ru – Изображение моделируемого дома.
http://allfacades.com – Изображение моделируемой лестницы.
http://upload.wikimedia.org – Изображение окружения.