Модифицированная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Эстрадный калейдоскоп

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Крутовская школа»



РАССМОТРЕНА
на заседании МО классных руководителей
МБОУ «Крутовская ООШ»
Протокол
от «____» августа 2016 г.
№ _____
СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ «Крутовская ООШ»

_______Л.В. Мыцына

____ августа 2016 г.


РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета МБОУ «Крутовская ООШ»

Протокол
от «____» августа 2016 г.
№ _____

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Крутовская ООШ»
от «____» августа 2016 г.
№ ___













МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Эстрадный калейдоскоп»
Срок реализации- 3 года
Возраст учащихся: 10-18 лет
Автор: Берлева Вера Ивановна

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный калейдоскоп» для учащихся 10-18 лет разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный калейдоскоп» Алексеева А.И., педагога дополнительного образования МОУДОД «Станция юных натуралистов», рассмотренной муниципальным экспертным советом управления образования администрации Старооскольского городского округа, протокол от 09.04.2015 №1.
Программа «Эстрадный калейдоскоп» - модифицированная, по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – познавательной, воспитательной и общекультурной; по форме организации – групповой.
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный калейдоскоп» рассчитана на три года реализации, для учащихся 10 - 18 лет.
В современном стремительном мире подрастающее поколение всё чаще сталкивается с проблемами межличностного общения и ограничением творческой реализации своих способностей. СМИ, Интернет ежедневно влияют на сознание детей, насаждая стереотипы и порой рождают псевдокультуру.
Сегодня Россия особенно нуждается в творческих людях. Однако, вступая во взрослую жизнь, молодые люди зачастую видят пропасть между декларируемыми возможностями и реальным положением дел. Такая ситуация часто приводит к нигилизму, снижению жизненного интереса, а порой приводит к депрессии.
Во все времена развитие общества определяли люди, стремящиеся к знаниям, чуткие к изменениям в жизни общества, способные к прорывам в новые области человеческой деятельности. В стране, где долгие годы шло уничтожение неординарной мысли, а образование, воспитание, сами условия жизни сглаживали индивидуальность, требовали конформизма, формировали и поощряли стереотипность мышления. Нужно отдавать себе отчет в том, что никакие социальные перемены к лучшему не состоятся в атмосфере наживы, страха и безверия. Лишь творческие усилия общества, развитие креативности у подрастающего поколения могут вывести страну на новый уровень развития общества.
Программа нацелена на приобщение детей к театральному искусству, воспитывает любовь к литературному творчеству. Ориентирует учащихся на создание авторского материала, который отражает повседневную жизнь.
Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся посредством сценического творчества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, креативного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Использование в учебно-воспитательном процессе «мозговых штурмов» позволяет организовать процесс с наибольшим эффектом для реализации индивидуальных способностей учащихся. Активное участие в концертной деятельности, участие в играх КВН различного уровня и направленности – все это помогает осознать значимость проводимой работы и создаёт у учащихся ощущение радости в процессе обучения, даёт возможность жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По данной программе учащиеся не только «погружаются» в удивительный мир эстрадной миниатюры, но и знакомятся с лучшими КВНовскими традициями. Все это оказывает огромное значение и влияние на развитие умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Актуальность программы состоит в том, что позволяет решать задачи государственной программы по развитию театрального искусства и приоритетных направлений развития образования. При разработке программы были учтены положения постановления Правительства Белгородской области от 23 июля 2012 г. № 302 –пп «О Концепции развития театрального дела в Белгородской области до 2020 года».
Новизна программы состоит в том, что в первый год обучения происходит увеличение количества часов отдельных разделов, а в последующие два года- сокращение. Это связано с особенностями учебного плана школы.
Особенностью программы является то, что она представляет собой синтез классической театральной школы и новейших практических разработок в области эстрадной миниатюры. В разделе креативной практики используются тренинги российских и зарубежных театральных педагогов.
Знания, полученные при изучении программного материала, позволяют учащимся выработать свою точку зрения на многие жизненные события. Избавление от инертности мышления позволяет создать условия творческого отношения не только в гуманитарных, но и точных науках.
Программа «Эстрадный калейдоскоп» даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы и реализовать себя в данном виде творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается:
в утверждении нравственных ценностей в сознании каждого учащегося;
в сохранении и преумножении театральной культуры;
в формировании творческого подхода к различным жизненным ситуациям.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки креативных качеств учащихся, напрвленные на развитие актерских способностей, формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
образовательные:
способствовать формированию необходимых представлений о театральной деятельности и о театре эстрадной миниатюры в частности;
освоить основы написания авторского литературного материала;
формировать представления о разнообразии жанров в театре малых форм;
научить применять полученные знания в практической деятельности;
развивающие:
способствовать развитию:
аналитического и критического мышления;
актерских навыков в рамках театра эстрадной миниатюры;
эстетического вкуса и познавательного интереса;
навыков работы в группе, в команде.
Воспитательные:
создавать условия для:
нравственного становления учащихся;
воспитать нравственные качества личности учащихся на основе коллективного творчества.
Программа адаптирована и учитывает психолого-педагогические, методологические аспекты обучения, развития и воспитания учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Формы и режим занятий
Программа «Эстрадный калейдоскоп» рассчитана на три года обучения. Каждый год – своеобразный «шаг» в понимании театра и восхождении учащегося к творческим высотам.
Режим занятий
Год обучения
Количество часов в год
Количество часов в неделю
Периодичность занятий в неделю в авторской программе/ в рабочей программе

1-ый год
162
4,5
Первая неделя- 2 раза по 2 часа;
Вторая неделя- 2 раза по 2 часа и 1 раз-1 час

2-ой год
162
4,5
Первая неделя- 2 раза по 2 часа;
Вторая неделя- 2 раза по 2 часа и 1 раз-1 час

3-ий год
162
4,5
Первая неделя- 2 раза по 2 часа;
Вторая неделя- 2 раза по 2 часа и 1 раз-1 час


Формы занятий
Год обучения
Количество часов в год
Из них



Теория
Практика

1-ый год
162
10
152

2-ой год
162
10
152

3-ий год
162
10
152

В группы второго и третьего года переводятся учащиеся, успешно прошедшие обучение по программе определенной ступени. Зачисляются также вновь прибывшие дети, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.
Итоговый контроль осуществляется по качеству выступлений на общешкольных мероприятиях, результативности участия в заочных конкурсах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 1 года обучения приобретается первый опыт творческой деятельности, учащиеся должны
знать/понимать:
правила безопасности при работе на сцене и в учебном классе;
артикуляционную таблицу гласных и согласных звуков;
методы преодоления психологической инерции;
уметь:
избавляться от мышечных и телесных зажимов;
концентрировать внимание;
согласованно действовать в парах, трио и т.д;
правдиво и логично действовать на сценической площадке;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
владеть:
культурой поведения на сцене;
голосом, телом, дыханием.
эффективными способами организации свободного времени;
К концу 2 года обучения учащиеся закрепляют приобретённые знания, полученные ранее по всем разделам программы, расширяют свой актерский диапазон, приобретая умение четко говорить и соблюдать ритм. Учащиеся второго года обучения должны
знать/понимать:
правила работы в предлагаемых обстоятельствах;
определение бытовой актуальности и новизны темы;
уметь:
выполнять базовые элементы пантомимы;
говорить четко, выразительно, логично выстраивать разговорную речь;
использовать выразительные средства в этюдных работах;
быстро ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах;
активно участвовать в коллективной сценической работе;
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; 
владеть:
четким произношением заданного текста;
основами изготовления реквизита для миниатюр.
способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
К концу 3 года обучения возрастает творческая активность, повышается общекультурный уровень, появляется чувство ответственности перед друзьями, совершенствуется система ценностных ориентаций. Исполнение актерских работ становится более осмысленным и выразительным. Учащиеся третьего года обучения должны
знать/понимать:
принцип доведения ситуации до абсурда;
связанные и несвязанные ассоциации;
принцип построения ролевой игры;
уметь:
проводить самоанализ деятельности в коллективе;
мгновенно реагировать на словесные воздействия партнеров в ролевой игре;
работать с заданным ассоциативным кругом;
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
владеть:
навыками сочинения шутки по принципу: подача – отбивка – добивка;
актерским поиском индивидуальных особенностей заданного персонажа;
разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п
Название раздела
Год обучения



1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения


Введение в программу. Вводное занятие.
2
3
3


Речевое мастерство
16
9
9


Актерское мастерство
16
9
9


Тренировка коллективной согласованности действий
10
12
12


Пантомима
10
9
9


Мир фантазии
10
9
9


Ее величество Шутка
24
15
15


Практика импровизации
22
30
30


Мозговой штурм
22
32
32


Постановочная работа
30
34
34


Всего:
162
162
162



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения

Разделы и темы программы
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Введение в программу
2
1
1

1.1
Вводное занятие
2
1
1

2
Речевое мастерство
16
3
13

2.1
Подача звука
4
2
2

2.2
Артикуляционная таблица гласных и согласных звуков
2
1
1

2.3
Скороговорки
6
-
6

2.4
Упражнения на работу дыхания
4
-
4

3
Актерское мастерство
16
2
14

3.1
Сценическое внимание
4
2
2

3.2
Работа в предполагаемых кругах внимания
-
-
4

3.3
Сценическое внимание и фантазия в импровизационных конкурсах

2
-
4

3.4
Жизненные наблюдения в актерской практике
4
-
4

4
Тренировка коллективной согласованности действий
10
2
8

4.1
Игра – составляющий компонент актерского ремесла
2
2
-

4.2
Согласованность действий
4
-
4

4.3
Импровизации в заданных группах
2
-
2

4.4
Работа с реквизитом
2
-
2

5
Пантомима
10
-
10

5.1
Работа рук в пантомиме
2
-
2

5.2
Базовые элементы в пантомиме
4
-
4

5.3
Сюжетная пантомима
2
-
2

5.4
Авторская пантомима
2
-
2

6
Мир фантазии
10
2
8

6.1
Психологическая инерция
2
2
-

6.2
Развитие ассоциативности
4
-
4

6.3
Морфологический анализ
2
-
2

6.4
Приемы фантазирования
2
-
2

7
Ее величество шутка
24
-
24

7.1
Построение литературной шутки
8
-
8

7.2
Методики написаня шуток
6
-
6

7.3
Юмористическое клише
10
-
10

8
Практика импровизации
22
-
22

8.1
Ритмы и группы
6
-
6

8.2
Жест и имя
8
-
8

8.3
Жест по кругу
8
-
8

9
Мозговой штурм
22
-
22

9.1
Работа с литературным материалом
4
-
4

9.2
Моделирование ситуаций
18
-
18

10
Постановочная работа
30
-
30

10.1
Построение мизансцен
10
-
10

10.2
Прогонные и генеральные репетиции
20
-
20


Всего:
162
10
152


2 год обучения

Разделы и темы программы
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Введение в программу
3
1
2

1.1
Вводное занятие.
3
1
2

2
Речевое мастерство
9
-
9

2.1
Подача звука
3
-
3

2.2
Артикуляционная таблица гласных и согласных звуков
3
-
3

2.3
Энергетика речи
3
-
3

3
Актерское мастерство
9
3
6

3.1
Сценическая память – составляющая творческого успеха
3
3
-

3.2
Зрительная память
3
-
3

3.3
Тренинги, развивающие сценическую память.
3
-
3

4
Тренировка коллективной согласованности действий
12
-
12

4.1
Игра – составляющий компонент актерского ремесла
3
-
3

4.2
Согласованность действий
3
-
3

4.3
Импровизации в заданных группах
3
-
3

4.4
Работа с реквизитом
3
-
3

5
Пантомима
9
-
9

5.1
Работа рук в пантомиме
3
-
3

5.2
Базовые элементы в пантомиме
3
-
3

5.3
Сюжетная пантомима. Авторская пантомима
3
-
3

6
Мир фантазии
9
3
6

6.1
Теория фантазирования
3
3
-

6.2
Приемы фантазирования
3
-
3

6.3
Игровые методики для развития фантазии
3
-
3

7
Ее величество шутка
15
-
15

7.1
Построение литературной шутки
6
-
6

7.2
Методика написания шуток
3
-
3

7.3
Юмористическое клише
6
-
6

8
Практика импровизации
30
-
30

8.1
Упражнения на развитие восприятия
10
-
10

8.2
Упражнения на развитие непосредственности
10
-
10

8.3
Упражнения на «перемену положения»
10
-
10

9
Мозговой штурм
32
-
32

9.1
Работа с литературным материалом
16
3
13

9.2
Моделирование ситуаций
16
-
16

10
Постановочная работа
34
-
34

10.1
Построение мизансцен
10
-
10

10.2
Прогонные и генеральные репетиции
24
-
24


Всего:
162
10
152


3 год обучения

Разделы и темы программы
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Введение в программу
3
1
2

1.1
Вводное занятие.
3
1
2

2
Речевое мастерство
9
-
9

2.1
Импровизация в речи
3
-
3

2.2
Креативность в речи
3
-
3

2.3
Композиция речи
3
-
3

3
Актерское мастерство
9
3
6

3.1
Маска – инструмент развития творчества
3
3
-

3.2
Подготовительные упражнения для работы с маской
3
-
3

3.3
Техника работы в маске
3
-
3

4
Тренировка коллективной согласованности действий
12
-
12

4.1
Игра – составляющий компонент актерского ремесла
3
-
3

4.2
Согласованность действий
3
-
3

4.3
Импровизации в заданных группах
3
-
3

4.4
Работа с реквизитом
3
-
3

5
Пантомима
9
-
9

5.1
Работа рук в пантомиме
3
-
3

5.2
Базовые элементы в пантомиме
3
-
3

5.3
Сюжетная пантомима. Авторская пантомима
3
-
3

6
Мир фантазии
9
3
6

6.1
Метод Робинзона
3
3
-

6.2
Приемы фантазирования
3
-
3

6.3
Игровые методики для развития фантазии
3
-
3

7
Ее величество шутка
15
-
15

7.1
Построение литературной шутки
5
-
5

7.2
Методики написания шуток
5
-
5

7.3
Юмористическое клише
5
-
5

8
Практика импровизации
30
-
30

8.1
Упражнения на развитие восприятия
10
-
10

8.2
Упражнения на развитие непосредственности
10
-
10

8.3
Упражнения на «перемену положения»
10
-
10

9
Мозговой штурм
32
-
32

9.1
Работа с литературным материалом
16
3
13

9.2
Моделирование ситуаций
16
-
16

10
Постановочная работа
34
-
34

10.1
Построение мизансцен
10
-
10

10.2
Прогонные и генеральные репетиции
24
-
24


Всего:
162
10
152


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Введение в программу – 2 часа
1.1.Вводное занятие – 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения, правила безопасности. Специфика театра эстрадных миниатюр.
Практика: «Первый шаг» - упражнения, выявляющие артистические способности учащихся.
2. Речевое мастерство – 16 часов
2.1. «Подача звука» 4 часа
Теория: Дыхание. Подача звука.
Практика: Выразительное чтение. Скороговорки.
2.2. «Артикуляционная таблица гласных и согласных звуков» - 2 часа
Практика: Таблица гласных звуков. Словесный теннис. Снятие голосовых зажимов.
2.3. «Скороговорки» - 6 часов
Теория: Акценты в работе со скороговорками.
Практика: Скороговорки. «Всех скороговорок не перескороговоришь».
Разминочные упражнения для челюсти и губ. Работа с заданным текстом.
2.4. «Упражнения на работу дыхания» -4 часа
Практика. Работа с согласными звуками. Упражнение «Пух». Упражнения на организацию подсвязочного давления «Выстрел», « Змея», «Автомат». Работа диафрагмы.
3. Актерское мастерство – 16 часов
3.1. «Сценическое внимание – основа способности к публичности творчества актера» -4 часа
Теория: Понятие сценического внимания. Круги внимания. Ближний. Средний. Дальний.
3.2. «Работа в предлагаемых кругах внимания» - 4 часа
Практика: Упражнение «Зоркий глаз». Порядок чисел. Ближний круг. Упражнение «Только без паники». Работа в предлагаемых ситуациях. Средний круг. Упражнение «Слова, слова, слова». Работа в предлагаемых ситуациях. Дальний круг.
3.3. «Сценическое внимание и фантазия в импровизационных конкурсах» - 4 часа
Практика: Упражнение с незнакомой аудиторией «Я очень интересен».
Упражнение «Солнечный зайчик». Концентрация внимания. Работа с реакцией в группе. Упражнение.
3.4. «Жизненные наблюдения в актерской практике» - 4 часа. Практика: «Описание жизненных ситуаций». Работа с реакцией в группе. Упражнение «Описание пейзажа».
4. Тренировка коллективной согласованности действий - 10 часов.
4.1. «Игра – составляющий компонент актерского ремесла» - 2 часа
Теория: Подвижные развивающие игры, как элемент актерского тренинга. Необходимость групповой работы, с музыкой в разных темпо – ритмах.
4.2. «Согласованность действий» – 4 часа
Практика: Упражнения на согласованность действий по внезапному сигналу. Групповые перестроения в различные геометрические фигуры. Подвижные развивающие игры.
4.3. «Импровизации в заданных группах» - 2 часа
Практика: Работа в парах, трио, квартетах. Импровизации на тему: «Город», «Животный мир», «Цирк». Групповая работа с музыкой в разных темпо – ритмах.
4.4. «Работа с реквизитом» - 2 часа
Практика: Работа с мячами, обручами, лентами, масками. Тренинги на координацию движений.
5. Пантомима – 10 часов
5.1. «Работа рук в пантомиме» - 2 часа
Практика: Упражнения на развитие пластичности рук - «Птицы». Упражнение «Факел». Упражнения на развитие пластичности кистей рук.
5.2. «Базовые элементы пантомимы» - 4 часа.
Практика: «Канат», «Шар», «Стекло». «Ходьба». Правильная траектория движения ног и рук.
5.3. «Сюжетная пантомима» – 2 часа
Практика: Упражнения на создание авторских пантомим и зарисовок – «Рынок», «Спорт», «Стройка».
5.4. «Авторская пантомима» - 2 часа
Практика: Пластические этюды на бытовые темы. Этюды, отражающие возрастные особенности персонажей.
6. Мир фантазии – 10 часов
6.1. «Психологическая инерция» - 2 часа
Теория: Понятие психологической инерции. Методы преодоления штампов в мышлении.
6.2. «Развитие ассоциативности» - 4 часа
Практика: Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Прием «Обобщение». Прием «Морфологический анализ». Метод фокальных объектов.
6.3. «Игровые методики для развития фантазии» - 2 часа
Практика: Конструктор игр. Игры со словами. Придумывание сказок.
6.4. «Приемы фантазирования» - 2 часа
Практика: Приемы фантазирования Дж. Родари «Круги на воде»
7. Ее величество шутка – 24 часа
7.1. «Построение литературной шутки» - 8 часов
Практика: Анализ литературных шуток КВН. Шутки классиков.
7.2. «Методики написания шуток» - 6 часов
Практика: Использование мозговых штурмов, при написании сценариев капустника, игры, агиттеатра. Метод непредсказуемой ситуации. Метод словесного описания ситуации.
7.3. «Юмористические клише» - 10 часа
Практика: Инверсия (перевертыши). Каламбур. Афоризм. Создание юмористических зарисовок с помощью заданного клише.
8. Практика импровизации – 22 часа
8.1. «Ритмы и группы» - 6 часов
Практика: Ритмический рисунок. Работа по подгруппам.
8.2. «Жест и имя» - 8 часов
Практика: Использование приема передачи информации совмещенное с перемещением на сценической площадке.
8.3. «Жест по кругу»-8 часов
Практика: Тренинг «Жест по кругу», «Пятнашки», «Детектив».
9. Мозговой штурм – 22 часа
9.1. «Работа с литературным материалом» - 4 часа
Практика: Идеи по кругу. Работа по заданным тематикам в подгруппах.
9.2. «Моделирование ситуаций» - 18 часов
Практика: Постановка «быстрых» миниатюр на сценической площадке. Работа по подгруппам.
10. Постановочная работа – 30 часов
10.1. Практика: «Построение мизансцен» - 10 часов
10.2. Практика: «Прогонные и генеральные репетиции» - 20 часов
2 год обучения
1. Введение в программу – 3 часа
1.1. Вводное занятие – 3 часа
Теория: Цели и задачи обучения, правила безопасности. Специфика театра эстрадных миниатюр.
Практика: Перспективы нового учебного года - планирование. Актерские задачи. Деление по рабочим подгруппам.
2. Речевое мастерство – 9 часов
2.1. «Подача звука» - 3 часа
Теория: Четкость дикции и произношения. Владение взором, темпом речи, устранение «зависаний», наглядность речи.
Практика: Выразительное чтение. Скороговорки.
2.2. «Артикуляционная таблица гласных и согласных звуков» - 3 часа
Практика: Таблица гласных звуков. Словесный теннис. Снятие голосовых зажимов.
2.3. «Энергетика речи» - 3 часа
Практика: Скороговорки. Внутреннее эмоциональное наполнение. Разминочные упражнения для челюсти и губ. Работа с заданным текстом. Яркость речи в заданном образе.
3. Актерское мастерство – 9 часов
3.1. «Сценическая память – составляющая часть творческого успеха» - 3 часа
Теория: Понятие сценической памяти. Необходимость развития зрительной памяти актера. Методика применения сценической памяти в работе актера.
3.2. «Зрительная память» -3 часа
Практика: Упражнения на развитие зрительной памяти. «Поднос с предметами». «Восстановление событий».
3.3. «Тренинги развивающие сценическую память» -3 часа
Практика: Тренинги, развивающие сценическую память - «Кинолента», «Микроскоп», «Импульс», «Калейдоскоп».
4. Тренировка коллективной согласованности действий – 12 часов.
4.1. «Игра – составляющий компонент актерского ремесла» - 3 часа
Практика: Работа в разных группах (пары, трио и т.д.), с музыкой в разных темпо – ритмах.
4.2. «Согласованность действий» – 3 часа
Практика: Упражнения на согласованность действий по внезапному сигналу.
Групповые перестроения в различные геометрические фигуры. Подвижные развивающие игры.
4.3. «Импровизации в заданных группах» - 3 часа
Практика: Работа в парах, трио, квартетах. Импровизации на тему: «Школа», «Рынок», «Спортивные соревнования». Групповая работа в разных жанрах.
4.4 «Работа с реквизитом» - 3 часа
Практика: Работа с мячами, обручами, лентами, масками. Тренинги на координацию движений.
5. Пантомима – 9 часов
5.1. «Работа рук в пантомиме» - 3 часа
Практика: Упражнения на развитие пластичности рук - «Вода». Упражнение «Огонь». Упражнения на развитие пластичности кистей рук.
5.2. «Базовые элементы пантомимы» - 3 часа
Практика: «Канат», «Шар», «Стекло». «Ходьба». Повторение пройденного материала. Правильная траектория движения ног и рук.
5.3. «Сюжетная пантомима» – 3 часа
Практика: Упражнения на создание авторских пантомим и зарисовок – «Больница», «Лес», «Армия». Пластические этюды на бытовые темы. Этюды, отражающие походку и поведение персонажей.
6. Мир фантазии – 9 часов
6.1. «Теория фантазирования» - 3 часа
Теория: Прием фантазированя «Бином фантазии», «произвольная приставка». Методы преодоления штампов в мышлении.
6.2. «Приемы фантазирования» - 3 часа
Практика: Критерии новизны. Ассоциативные загадки. «Творческая ошибка». «Что потом?»
6.3. «Игровые методики для развития фантазии» - 3 часа
Практика: Конструктор игр. Игры со словами. Придумывание сказок Сказки про животных.
7. Ее величество шутка – 15 часов
7.1. «Построение литературной шутки» - 6 часов
Практика: Анализ литературных шуток КВН. Шутки классиков.
7.2. «Методика написания шуток» - 3 часа
Практика: Использование мозговых штурмов, при написании сценариев капустника, игры, агиттеатра. Метод непредсказуемой ситуации. Метод словесного описания ситуации.
7.3. «Юмористические клише» - 6 часов
Практика: Инверсия (перевертыши). Каламбур. Афоризм. Создание юмористических зарисовок с помощью заданного клише.
8. Практика импровизации –30 часов
8.1. «Упражнения на развитие восприятия» - 10 часов
Практика: Тренинги: «Удержать падающего», «Баланс», «Телохранитель», «Реагируем с ходу». Работа по подгруппам.
8.2. «Упражнения на развитие непосредственности» - 10 часов
Практика: Тренинги «Неожиданность за дверью», «Диалоги», «Приветствие», «Шляпа», «Самурай».
8.3. «Упражнения на «перемену положения» - 10 часов.
Практика: Тренинги: «Вечеринка», «Перемена положения в молчании», «Перемена положения с занным текстом», «Выразить отказ телом».
9. Мозговой штурм – 32 часа
9.1. «Работа с литературным материалом» - 16 часов
Практика: Идеи по кругу. Работа по заданным тематикам в подгруппах. Написание шуток для конкурса «Биатлон».
9.2. «Моделирование ситуаций» - 16 часов
Практика: Постановка «быстрых» миниатюр на сценической площадке. Работа по подгруппам. Тренинг «Это еще что»
10. Постановочная работа – 34 час
10.1. Практика: «Построение мизансцен» - 10 часов
10.2. Практика: «Прогонные и генеральные репетиции» - 24 часа
3 год обучения
1. Введение в программу – 3 часа
1.1. Вводное занятие – 3 часа
Теория: Цели и задачи обучения, правила безопасности.
Практика: «Перспективы нового учебного года» - планирование. Актерские задачи. Деление по рабочим подгруппам.
2. Речевое мастерство – 9 часов
2.1. «Импровизация в речи» - 3 часа
Практика: Методы импровизации. Избавление от «публичного зависания». Упражнения на убедительную речь на разные темы.
2.2. «Креативность в речи» - 3 часа
Практика: Словесный теннис. Развитие нестандартности речи и мышления. Метафоричность, образность речи. Развитие активного словарного запаса.
2.3. «Композиция речи» - 3 часа
Практика: Законы речевой динамики. Яркость речи в заданном образе. Стройность речи. Целостность и последовательность. Приемы изящного начала.
3. Актерское мастерство – 9 часов
3.1. «Маска как инструмент развития творчества» - 3 часа
Теория: Понятие сценической маски. История маски. Профессиональные маски. Имидж. Типология.
3.2. «Подготовительные упражнения для работы с маской» -3 часа
Практика: « Передача гримасы по кругу», «Архитектура лица», «Скульптор и глина», « Работа над частями тела».
3.3. «Техника работы в маске» -3 часа
Практика: «Зеркало», «Круг», «Исследование объекта впервые», «Клише».
4. Тренировка коллективной согласованности действий – 12 часов.
4.1. «Игра – составляющий компонент актерского ремесла» - 3 часа
Практика: Работа в разных группах (пары, трио и т.д.), с музыкой в разных темпо – ритмах.
4.2. «Согласованность действий» – 3 часа
Практика: Упражнения на согласованность действий по внезапному сигналу. Групповые перестроения в различные геометрические фигуры. Подвижные развивающие игры.
4.3. «Импровизации в заданных группах» - 3 часа
Практика: Работа в парах, трио, квартетах. Импровизации на тему: «Утро», «Детектив», «Спортивные соревнования». Групповая работа в разных жанрах.
4.4. «Работа с реквизитом» - 3 часа
Практика: Работа с мячами, обручами, лентами, масками. Тренинги на координацию движений.
5. Пантомима – 9 часов
5.1. «Работа рук в пантомиме» - 3 часа
Практика: Упражнения на развитие пластичности рук. Упражнения на развитие пластичности кистей рук. Фазовая работа с частями тела.
5.2. «Базовые элементы пантомимы» - 3 часа
Практика: «Канат», «Шар», «Стекло». «Ходьба». Повторение пройденного материала. Правильная траектория движения ног и рук.
5.3. «Сюжетная пантомима» – 3 часа
Практика: Упражнения на создание авторских пантомим и зарисовок – «Рыбалка», «Театр», «Праздник». Пластические этюды на бытовые темы. Этюды, отражающие походку и поведение персонажей.
6. Мир фантазии – 9 часов
6.1 «Метод Робинзона» - 3 часа
Теория: Прием «Наоборот», «Связки антонимов». Методы преодоления штампов в мышлении.
6.2 «Приемы фантазирования » - 3 часа
Практика: Критерии новизны. Ассоциативные загадки. «Обобщение приемов фантазирования»
6.3 «Игровые методики для развития фантазии» - 3 часа
Практика: Конструктор игр. Игры со словами. Придумывание сказок. Сказки про птиц.
7. Ее величество шутка – 15 часов
7.1 «Построение литературной шутки» - 5 часов
Практика: Анализ литературных шуток КВН. Шутки классиков.
7.2 «Методики написания шуток» - 5 часов
Практика: Использование мозговых штурмов, при написании сценариев капустника, игры, агиттеатра. Метод непредсказуемой ситуации. Метод словесного описания ситуации.
7.3 «Юмористические клише» - 5 часов
Практика: Инверсия (перевертыши). Каламбур. Афоризм. Создание юмористических зарисовок с помощью заданного клише.
8. Практика импровизации –30 часов
8.1. «Упражнения - разминки» - 10 часов
Практика: Тренинги: «Удержать падающего», «Баланс», «Телохранитель», «Реагируем с ходу». Работа по подгруппам.
8.2. «Упражнения на развитие композиционного мышления» - 10 часов
Практика: Тренинги: «Чувство целого», «События в картине», «Скульптурная композиция», «Завершение истории».
8.3. «Упражнения на «перемену положения» -10 часов
Практика: Тренинги: «Вечеринка», «Перемена положения в молчании», «Перемена положения с занным текстом», «Выразить отказ телом».
9. Мозговой штурм – 32 часа.
9.1. «Работа с литературным материалом» - 16 часов
Практика: Идеи по кругу. Работа по заданным тематикам в подгруппах. Написание шуток для конкурса «Биатлон».
9.2. «Моделирование ситуаций» - 16 часов
Практика: Постановка «быстрых» миниатюр на сценической площадке. Работа по подгруппам. Тренинг «Это еще что»
10. Постановочная работа – 34 часов
10.1. Практика: «Построение мизансцен» - 10 часов
10.2. Практика: «Прогонные и генеральные репетиции» - 24 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадный калейдоскоп» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, развивающих игр и тренингов, в ходе которых учащиеся могут анализировать и моделировать различные ситуации. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои актерские способности, умение анализировать жизненные ситуации.
Формы и методы образовательного процесса
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей, специфики в построении образовательной программы и возраста учащихся. Выделяются следующие формы работы:
ролевая игра и учебная игра;
занятие – погружение;
занятие – образ;
занятие-соревнование;
занятие-конкурс;
открытые занятия;
тематические задания в группах;
практическое занятие;
викторина;
беседа;
практические занятия по актерскому мастерству;
организация и проведение игр КВН;
практические занятия по написанию авторского литературного материала в режиме «мозгового штурма»;
работа с литературой, аудио, Интернет-матералами и другими материалами по предмету под руководством педагога и самостоятельно;
посещение выставок, музеев, фестивалей КВН;
самостоятельная работа дома по заданию педагога и личной инициативе.
Для наилучшего усвоения программного материала необходимо соединение различных форм деятельности в ходе одного занятия.
Весь образовательный процесс по данной программе построен на учебно-игровой деятельности и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Программой предусматриваются интегрированные занятия, которые:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учщихся;
способствуют формированию умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
способствуют развитию творческой активности через раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации образовательной программы «Эстрадный калейдоскоп» имеются: помещение для занятий, оборудование (реквизит, ноутбук, СД -диски с театральными тренингами).
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Мн.: Современное слово, 1998.
Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники / С.В. Гиппиус. – М.;Л.: Искусство, 1967.
Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Речь, 2001.
Горчаков, Н.М. Станиславский о работе режиссера с актером / Н.М. Горчаков. – М.: ВТО, 1958.
Ершов, П.Е. Технология актерского искусства. Очерки / П.Е. Ершов. – М.: ВТО, 1959.
Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: 1989.
Петров, В.А. Нулевой класс актера / В.А. Петров. – М.: Советская Россия, 1985.
Потемкина, О.Ф., Потемкина, Е.В. Тесты для подростков/ О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. - М.: Аст-Пресс Книга, 2006.
Рождественская, Н.В., Толшин, А.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. – СПб.: Речь, 2006.
Рудестам, К. Практические упражнения по групповой психотерапии/ К. Рудестам. – М.: Пер. с англ. СПб., 1992.
Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент, характер, личность/ П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: 1986.

Перечень электронно-методических материалов
Интернет ресурсы
PSYLIB® – К. С. Станиславский. Работа актера над собой-/http://psylib.org.ua/books/stank01/txt02.htm
Сценическое искусство - http://vocabulary.ru/dictionary/.
Советы к овладению речевым мастерством.- http://www.scorcher.ru/art/ritorica/ritorica1.php
Психофизический тренинг" М. Корзун- http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7054 Гиппиус - Школа актерского мастерства- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Oleinikov.Net -СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ АКТЕРА -http://www.oleinikov.net/page.php?id=2411
Уроки вдохновения- http://lib.rus.ec/b/210873/read
М. Марфин Что такое КВН - http://lib.rus.ec/b/175733/read
Мир фантазии - http://www.trizway.com/laboratory/
Видео-уроки пантомимы Студия "Гнозис" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Журнал «Пантомима» - http://www.mimes.ru/allchanges/





15