Экспериментирование младшая группа. Наблюдения, опыты, труд.


Сентябрь.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя
2 сентября
4 сентября Наблюдение, опыт, труд за комнатным растением – герань.
Полив, рыхление.
Наблюдение и труд в уголке природы: большие и маленькие цветы, вытирание пыли с листьев комнатных растений, польём цветы водой из лейки.
Проблемная беседа: Что растёт в уголке природы? Зачем нужно мыть листочки? Полив растений. 2 неделя 9 сентября
10 сентября
11 сентября
13 сентября Наблюдение, опыт, труд за комнатным растением – бальзамин.
Полив, рыхление.
Протирание пыли с комнатных растений, полив.
Наблюдение за растениями в групповой комнате и на улице. Сравнить, почему в группе всегда зелёные листочки, а на улице листья начали желтеть и опадать.
Наблюдение за растением - бальзамин. Опыты с водой. Закрепить умение поливать комнатные растения не проливая воды. 3 неделя 16 сентября
18 сентября
20 сентября Наблюдение за фикусом. Обратить внимание на стебли, листья, окраску листьев. Растению нужны свет, тепло, вода и забота: протирание листьев, полив, убрать сухие листья, рыхлить.
Исследование состояния почвы в горшках с растениями, и определение, какие растения нуждаются в поливе, рыхлении, уходе за листьями, подкормке.
Опыт «Вода холодная – тёплая». 4 неделя 23 сентября
24 сентября
25 сентября
26 сентября Наблюдение за геранью. Правильно называть части растения. Беседа про то, что растения живые и им нужны вода, тепло и свет.
Протирание пыли с комнатных растений, полив.
Пересадка растений
Наблюдение за бальзамином. Уход, полив, рыхление. Октябрь.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 30 сентября
2 октября Наблюдение за фикусом: развить наблюдательность, протирать крупные листья у растений совместно со взрослым.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями: бальзамин. 2 неделя 7 октября
9 октября
11 октября Наблюдение за геранью - полив, рыхление, удаление сухих листьев.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями: бальзамин.
Продолжать закреплять знания детей о комнатных растениях: «Вот зацвел бальзамин белым цветом, а это-герань с красными цветами. Обратить внимание на разные формы листьев.
Создадим изображение из осенних листьев-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность, воспитывать чувство прекрасного, содействовать проявлению радости от полученного изображения.
3 неделя 15 октября
16 октября
17 октября
18 октября Полив растений в группе.
Протирание пыли с листьев фикуса.
Экологическая игра «Угадай на вкус».
Полив цветов, рыхление, уборка сухих листьев.
Хоз. быт.труд «Приготовим вкусный салат». 4 неделя 21 октября
23 октября
25 октября Обратить внимание детей на комнатные цветы - что растения нуждаются в поливе, подкормке.
Наблюдение за комнатными растениями: герань.
Работа в природном уголке «Бальзамин» - уточнение знаний о растениях: Почему поливаем, рыхлим? Почему листья желтые? Где стебель? Листья? Цветы?
Беседа – опыт, наблюдение: «Как капли дождя падают на землю? Как шумит дождь?» - показать на примере лейки.

Ноябрь.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 28 октября
30 октября
1 ноября Уход за комнатными растениями – герань: понюхать, полюбоваться цветами, вспомнить как называется.
Д/и: «Найди, назови и расскажи какой он» - комнатные растения.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, уборка в уголке.
2 неделя 11 ноября
13 ноября
15 ноября Наблюдение за геранью - полив, рыхление, удаление сухих листьев.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями: бальзамин.
Труд: протирание пыли с комнатных растений.
3 неделя 18 ноября
20 ноября
22 ноября
Уход за комнатными растениями – Фикус: полив растения, протереть листья от пыли, убрать жёлтые и сухие листья.
Проверить землю у фикуса на избыток влаги.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, уборка в уголке, рассматривание овощей и фруктов, учить отличать по внешнему виду. 4 неделя 25 ноября
27 ноября
29 ноября Наблюдение за ком.растением - «Бегония» с длинными мохнатыми стеблями на которых крупные листья.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями – «Бегония».
Продолжать закреплять знания детей о комнатных растениях – «Бальзамин»-закреплять умение протирать широкие, большие листья.
Труд: протирание пыли с комнатных растений.
Декабрь.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 2 декабря
4 декабря
6 декабря Полив цветов, протирание пыли с листьев крупных растений. О
Беседа о необходимости растений в групповой комнате. Закрепить умения и поддерживать интерес детей ухаживать за комнатными растениями.
Растения которые живут в нашей группе. 2 неделя 9 декабря
11 декабря
13 декабря Обратить внимание детей на комнатные цветы - что растения нуждаются в поливе, подкормке.
Наблюдение за комнатными растениями: герань.
Работа в природном уголке «бальзамин» - уточнение знаний о растениях (Почему поливаем, рыхлим, почему листья желтые? Где стебель? Листья? Цветы?)Опыт «Вода из снега» - развитие любознательности, наблюдательности, приучает к исследовательской деятельности. 3 неделя 16 декабря
18 декабря
20 декабря Наблюдение – посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями, знакомство с бегонией.
Эксперимент: «Тающий лед» - определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Знакомство с примулой. Полив. 4 неделя 23 декабря
25 декабря
26 декабря
27 декабря Наблюдение за ком. Растением - «Бегония» с длинными мохнатыми стеблями на которых крупные листья. Бегония - большое растение и требует особого ухода, листья надо протирать используя «вату», землю вокруг растения необходимо рыхлить.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями - Фикус.
Эксперимент – какие предметы тонут в воде (деревянный брусок, камушек, пенопласт, металлический шарик, пластмассовое яичко).
Продолжать закреплять знания детей о комнатных растениях – «Бальзамин»-закреплять умение протирать широкие, большие листья. Январь.
Неделя Дата Цель Примечание
2 неделя 13 января
15 января
16 января
17 января Наблюдение за ком. Растением - «Бегония» с длинными мохнатыми стеблями на которых крупные листья. Бегония - большое растение и требует особого ухода, листья надо протирать используя «вату»; землю вокруг растения необходимо рыхлить.
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями - Фикус.
Опыт со снегом - на прогулке обратить внимание на белый, пушистый снег и что стало со снегом в тепле.
Продолжать закреплять знания детей о комнатных растениях – «Бальзамин» -совместный труд со взрослым в уголке природы.
Труд: протирание пыли с комнатных растений. 3 неделя 20 января
22 января
24 января Наблюдение - опыт: за свойствами снега продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.
Набл. за комнатными растениями – знакомство с традесканцией – характерные признаки, уход, полив.
«Комнатные растения похожие на кустик» - познакомить ещё с одной растительной группой «куст».
Работа в природном уголке – «Описание комнатного растения». Д/и «Опишите, я отгадаю».Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением.
4 неделя 27 января
28 января
29 января
31 января Наблюдения за комнатными растениями: Фикус, герань - для роста растений нужны земля, вода, воздух.Поисковая деят-сть: научить детей самостоятельно делать выводы: развить пытливость, любознательность (опыты со снегом).
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями «Бегония»-поливать, протирать листья .
Работа в уголке природы: наблюдения за луком (корешки, цвет, перья). Посадка лука. В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
Опыты со снегом–сухой снег стал водой - вода на холоде стала льдом.
Февраль.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 3 февраля
4 февраля
5 февраля
7 февраля «Описание комнатного растения» - составление рассказа о своём любимом растении.
Хоз./быт. труд «Помоем листочки».
Наблюдение за комн. раст. проблемная беседа на тему: «Почему в уголке природы растения зелёные, цветущие, а на улице деревья без листьев?».
Опытно – исследовательская деятельность: «Опыты со снегом - дать знания детям о качестве талой воды.
Работа в природном уголке: совместная работа с воспитателем, поливка, уход. 2 неделя 10 февраля
11 февраля
12 февраля
14 февраля Наблюдения за комнатными растениями: Фикус, герань - для роста растений нужны земля, вода, воздух.Поисковая деят-сть: научить детей самостоятельно делать выводы: развить пытливость, любознательность (опыты со снегом)
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями «Бегония»-поливать, протирать листья .
Эксперимент. Свойства льда и воды: лед тает от тепла, от надавливания, в горячей воде он тает быстрее: вода на холоде замерзает и принимает форму емкости в которой находиться. (закрепление).
Работа в природном уголке: наблюдение за луком (корни, цвет, перья) Рассматривание всходов у овса. 3 неделя 17 февраля
18 февраля
19 февраля
20 февраля
21 февраля Наблюдения за комнатными раст-ми (опыты, труд) – за цветущими растениями: привлекать детей к наблюдениям за комн. раст-ми, за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.
Опыт: «Деревянный брусочек» - Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева.
Опыт: «Песочные часы» - развивать наблюдательность, мышление, интерес к исследовательской деятельности и аккуратность.
Хоз/быт. труд: «Помоем листочки» - ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Хоз./быт труд «Польём цветы» - выполнение поручений.
Работа в природном уголке: « Продолжаем знакомство с бальзамином» - различия и сходство, характерные признаки внешнего вида. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 4 неделя 24 февраля
25 февраля
26 февраля
27 февраля.
28 февраля Наблюдения за комнатными растениями: Фикус, герань - для роста растений нужны земля, вода, воздух (основные части растения: стебель, лист, цветок).Поисковая деят-сть: научить детей самостоятельно делать выводы: развить пытливость, любознательность (опыты со снегом, со льдом, закрепить знания о свойствах воды) пахнет - не пахнет.
Опыт: свойства льда и воды: лед тает от тепла, от надавливания, в горячей воде он тает быстрее; вода на холоде замерзает и принимает форму емкости, в которой находиться.
Беседа о свойствах снега во время подметания.(прогулка).
Работа в природном уголке: наблюдение за луком (корни, цвет, перья). Рассматривание всходов у овса.
Поручения: поменять воду в стаканчиках с луком. Март
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 3 марта
5 марта
7 марта Опыт «Изготовление цветных льдинок» - познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Посадка семян на рассаду. Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу.
«Что в пакете?» - обнаружить воздух в окружающем пространстве.
«Сухие и замоченные семена» - выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость.
Эксперимент «Прокати шарик» - познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.2 неделя 12 марта
14 марта Эксперимент «Игры с соломинкой» - познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Эксперимент «Игры с воздушным шариком и соломинкой» - продолжать знакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Полив комнатных растений, рыхление. Наблюдение за всходом семян. 3 неделя 17 марта
19 марта
21 марта Опыт «Что в коробке?» - познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.Опыт «Надувание мыльных пузырей» - научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Хоз./быт труд «Польём цветы» - выполнение поручений.
Знакомство с новым ком. растением (кливия, зеферантес) – познакомить с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку). Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание ком. раст-ий, учить сравнивать их между собой. Привлекать к уходу за ком раст-ми: полив, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии. 4 неделя 24 марта
26 марта
28 марта Эксперимент «Волшебная кисточка» - познакомить с получением промежуточных цветов путём смешения двух (красного и жёлтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный).Наблюдения за комнатными раст-ми (опыты, труд) – за цветущими растениями: привлекать детей к наблюдениям за комн. раст-ми, за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.
Эксперимент «Капли» - с помощью пипетки перенести воду из чашки в контейнер для льда и обратно в чашку.
Опыт «Музыка и шум» - научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Эксперимент «Бумага её качества и свойства» - научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями. Апрель.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 31 марта
1 апреля
2 апреля
4 апреля
Наблюдение – исследование «Надо ли поливать цветы?» - формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним способом: по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая). Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы. Дид. игра «Найди такой же» - закреплять знания детей о ком. раст-ях. Учить узнавать раст-я по фотографии, картинке, модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.
Проблемная беседа «Для чего нужны растения? Чем они полезны? Что нужно комнатным растениям, чтобы они росли красивыми, зелёными, цветущими?», полив растений детьми – формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями.
«Комнатные растения – наши друзья»
- развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;
- формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;
- учить детей выделять отдельные части растений;
- расширять круг наблюдений за трудом взрослых;
- воспитывать трудолюбие.
4. Опыт «Древесина, её качества и свойства» - научить узнавать вещи, изготовленные из древесины.
2 неделя 7 апреля
9 апреля
11 апреля
Эксперимент « Взбивание пены»- для развития мускулатуры кисти рук.
Продолжать закреплять знания детей о комнатных растениях – «Бальзамин» -совместный труд со взрослым в уголке природы.
Эксперимент «В час по чайной ложке» - способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.
Огород на подоконнике – наблюдение за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями. 3 неделя 14 апреля
16 апреля
18 апреля
Наблюдение «Надо ли поливать растения?» - формировать избирательный подход к поливу растений. Учить различать политые и не политые растения по состоянию земли (липкая – сыпучая, светлая – тёмная). Развивать сенсорный опыт.
Опыт «Выжми мочалку» - развивает мелкую моторику.
Эксперимент «Весёлые человечки играют» - познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами.4 неделя 21 апреля
23 апреля
25 апреля
Наблюдение за рассаживаем цветка – познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений - делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения.
Д/и «Цветовод» - закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений, их названия.
Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных ком. раст-ий: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.
Эксперимент «Наши помощники» - познакомить с органами чувств и их значение (глаза – смотреть, уши – слышать, и. т.д.), с охраной органов чувств.«Мы научились ухаживать за комнатными растениями» - обобщать и закреплять знания детей о ком. рас-ях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними.
Поручения по уходу за ком.раст-ми: полив растений, протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря. Май.
Неделя Дата Цель Примечание
1 неделя 28 апреля
30 апреля
5 мая
7 мая Опыт «Ткань и её качества» - научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит).Наблюдение «Что изменилось?» - привлечь детей к осмотру раст-ий в уголке природы. Обратить внимание на изменения в их развитии (появился бутон, новый листок, и т.п.). связать начавшийся бурный рост растений с приходом весны (увеличением солнечного света и тепла).
Д\и «Узнай растение» - закрепить знания детей о ком. раст-ях. Учить находить раст-е по названию, по описанию-загадке.
Опыт «Свойства солёной воды» .Эксперимент «Поплывёт или утонет» - свойства предметов, основные классификации, мелкая моторика. 2 неделя 12 мая
14 мая
16 мая «Что будет если…» - на основе формирования представлений детей об отношениях растений к воде, теплу и свету, развивать понимание того, как важен правильный уход человека за растениями.
Эксперимент «Починим игрушку» - продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (причёской, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо можем отражать чувства человека (его настроение).
Составление описательных рассказов – учить детей составлять описательные рассказы о комн. рас-ях, опираясь на объект, на модель, по картинке. 3 неделя 19 мая
21 мая
23 мая Опыт – эксперимент «Чудесный мешочек» - научить определять температуру веществ и предметов.
Беседа «Что необходимо чтобы вырастить цветы?» - рассматривание иллюстраций с изображением цветов.
Наблюдение – сравнение комнатного и садового растения – закреплять понятия «комнатные и садовые растения». Учить сравнивать растения, устанавливать сходства и различия. Уточнять условия произростания и жизни комнатных и садовых растений.
Д/и «Что где растет?» - классификация растений (комнатные, садовые, полевые).
Уточнить правила ухода за ком. рас-ями. 4 неделя 26 мая
28 мая
30 мая Опыт «Глина, её качества и свойства» - научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнётся, бьётся, размокает).Труд в уголке природы – систематизировать знания о процессе посадки семян, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материал для работы, определять последовательность трудовых действий.
«Уход за комнатными растениями» - формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически – ориентированной деятельности.