Методическая разработка по теме Мои увлечения (техника коллажа)

Конспект занятия
по теме: Знакомство с техникой коллаж

Программа «Художественное творчество», 3 год обучения.
Раздел: Коллаж
Разработала педагог Сухарева Ю.В.

Цель раздела: Развитие творческий способностей через овладение техникой коллаж
Тип занятия: получение новых знаний
Цель занятия: развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка, через знакомство с техникой коллажа.
Задачи:
Дать понятие коллажа, раскрыть особенности его выполнения и художественные возможности.
Учить выполнять коллаж, используя иллюстрации, фотографии, полиграфические материалы.
Развивать умение создавать композицию, цветовое зрение. Развивать мелкую моторику рук, умение анализировать, монологическую речь.
Воспитывать любознательность, аккуратность, интерес к искусству.
Выполнить работу на тему «Мир моих увлечений» в технике плоскостного коллажа.
Материалы: газеты, журналы, фотографии, лист плотной бумаги А-4, ножницы, клей, карандаш, краски, цветные карандаши.
Наглядный материал: портреты Есенина, Моцарта, Перова.
Раздаточные материалы: справочный материал о коллаже.

Ход занятия
Организационный момент.
Настрой на работу.

Мотивация.
- Ребята, я хочу рассказать вам сегодня три истории об удивительных людях, талант которых был признан во всем мире.
Ваша задача не просто послушать, но и подумать: что помогло этим людям найти свой жизненный путь, раскрыть свой талант?
История 1:
- В одном небольшом русском городе в семье барона Григория Криденера родился мальчик. Назвали его Василием. Уже в раннем детстве, взяв палочку или кусочек угля, маленький Вася выводил разные рисунки. Отец, заметив склонность ребенка к выведению разных линий, решил отдать его в писцы (профессия в то время уважаемая и почетная). Однако фантазёру и выдумщику Васе было скучно из урока в урок писать буквы. И вот как-то на одном из уроков он нарисовал пером и чернилами муху. И здесь произошло неожиданное! Учитель, заметив муху на листе бумаги, попытался её прихлопнуть. Именно в этот момент все поняли, как талантлив маленький Вася. Когда мальчик вырос, как вы думаете, кем он стал?
- Верно, он стал известным русским художником: Василием Перовым.
/ показывает портрет Перова /
История 2:
- Теперь перенесемся в Австрию, в далёкий город Зальцбург. Перед нами дом одной богатой и известной дамы. В окнах горит свет. У крыльца собираются кареты и экипажи из них выходят дамы в пышных платьях и кавалеры. Гости проходят в комнату и уже с порога слышат звуки фортепиано. Пианист играет легко, заодно – сложно не заслушаться его игрой. Весь вечер гости танцевали под вальсы, мазурки, которые играл искусный музыкант. Но вот вечер подошёл к концу и гости захотели отблагодарить музыканта, как же они удивились, когда к ним вышел мальчик 8 лет и звали его Вольфганг Амадей Моцарт. Ребята, кем стал маленький Амадей, когда вырос?
- Верно! Теперь гениальную музыку Моцарта знают во всем мире.
/ показывает портрет Моцарта /

История 3:
- В Рязанской области, селе Константиново в церковно-приходской школе учился необычный ученик. Маленький Сережа без конца что-то сочинял, то стишок про кошку Мурку, то песенку про соседку Танюшку. Шли годы, Сержа рос, росло в месте с тем и его увлечение. К 17 годам набралось стихов на целую книгу. И вот в один из солнечных весенних дней, Сережа берет гармошку отца, свои записи и уезжает в Москву. И вскоре вся Россия узнает его стихи: про белую березу, черемуху душистую, голубую Русь. Стал мальчик сочиняющий песенки и стишки великим русским поэтом Сергеем Есениным.
- Итак, ребята, о ком мы узнали из историй?
- Что любили делать в детстве В.Перов, А. Моцарт, С. Есенин?
- Ребята, а теперь главное, нашли ли мы ответ на наш вопрос: Что помогло этим людям стать талантливым художником, музыкантом, поэтом? (Увлечения)
- Ребята, теперь сделаем вывод: Важны ли увлечения в жизни человека? Почему?
- Именно потому, что наши увлечения так важны для каждого из нас. Они помогают нам и отдохнуть, расслабиться и выразить себя. Сегодня мы посвятим им наше занятия.
- Наша цель: Выразить себя, своё я через мир увлечений.
/ показывает портрет Есенина /

3. Основная часть. Теоретические основы.
- Поможет нам осуществить эту задачу сегодня техника коллажа.
- Знакомо ли вам слово Коллаж?
- Делали ли вы работу в такой технике?
- Кто скажет, что это такое Коллаж?
- Проверим нашу догадку. У каждого на парте лежит справочный материал.

Прочитаем его. Каждый про себя. И ответим на вопрос: что же такое коллаж?
Работа с текстом.
- Что такое коллаж?
- Какие материалы можно использовать?
- Чем можно «дополнить» коллаж?
- Как вы думаете, коллаж относиться к классическому искусству ( что относиться?) или к современному? Почему?
- Повторим, что такое коллаж, кто как понял. (3-4 чела)
- Итак, что такое коллаж мы поняли, и из чего его делают тоже. Осталось теперь только увидеть как выполняется коллаж.
Сначала проанализируем последовательность выполнения коллажа.
Анализ последовательности работы.
Идея.
Подбор материала.
Компоновка.
Наклеивание.
Оформление.
Каждый этап работы разбирается детьми.
Показ педагога.
(с комментарием у доски)

4. Практическая часть.
- Теперь вы можете начать работу над своим коллажем. Каждый из вас личность не похожая на всех остальных. Вы в мире такие одни. И ваша работа должна отразить вашу индивидуальность. Двух одинаковых работ получиться не может.
В конце занятия мы устроим выставку (соберем коллекцию). У нас получится уникальная коллекция коллажей, отражающих ваши увлечения. Посмотрев и эти работы, мы попробуем заглянуть в будущее, увидеть, кто кем из вас может стать. Поэтому ваши работы должны быть не только оригинальными, но и понятными (читаемыми).
- Повторим Т.Б. при работе с клеем, ножницами.

5. Выставка / Рефлексия.
По окончании работы все коллажи собираются в «каталог». Ребята пытаются угадать, у кого какие увлечения, кто кем может стать.
Автор работы отвечает на вопросы:
- Каков был замысел?
- Удался ли он? (Если нет, почему?)
- Какие возникли трудности?

Итог занятия
Дети убирают свои рабочие места.

Литература:
15