Доклад Метод педагогического наблюдения при оценке сформированности личностных качеств обучающихся: теория, практика, опыт применения


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
Метод
педагогического наблюдения
при оценке
сформированности личностных качеств обучающихся:
теория, практика, опыт применения
Тайшет-2013г.
С 2011-2012 учебного года педагогический коллектив МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» работает над педагогическим экспериментом. Механизм определения развития личностных качеств обучающихся. Одной из экспериментальных площадок выбрана Школа раннего эстетического развития «Теремок», в которой дети 4-6 лет занимаются по 2-х годичной программе.
Основная цель программы: формирование у детей дошкольного возраста творческого воображения, коммуникативных навыков обучения, художественного вкуса, воспитание эстетического восприятия произведений искусств как первого этапа формирования художественной и общечеловеческой культуры ребенка.
Целевые личностные качества для каждой экспериментальной площадки (творческого объединения) определены разные;
В Школе раннего эстетического развития «Теремок» это:
Деятельность:
- Способность преодолевать трудности;
- Умение выражать свои мысли;
- Умение вычленять из проблемы задачу и решать её.
2. Способности интересы:
- Навыки самовыражения;
- Активность;
- Любознательность.
3. Жизненные ценности, мировоззрение:
- избирательность в поведении и поступках;
4. Мир человеческих отношений:
- Навыки общения;
- Умение слушать и понимать;
- Уважительное отношение к другим;
- Умение дружить;
- Умение работать в команде.
5. Внутренний мир:
- Уверенность в себе;
- Развитие рефлексии.
6. Физические возможности:
- Привычка к здоровому образу жизни;
- Знание своих физических возможностей и особенностей;
- Ценностное отношение к своему здоровью.
При оценке сформированности личностных качеств обучающихся Школы раннего эстетического развития «Теремок» используется такой метод опытно—экспериментальной исследовательской работы как «Педагогическое наблюдение».
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения. К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
- только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;
- позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
- наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
- в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);
Наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
- недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
- так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его на начальном этапе исследования, в совокупности с другими методами (опросы, анкетирование, тестирование).
- возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
- пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
- когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
- когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
- когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например анкетирования;
- когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
- когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.
Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.
Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения - это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным "эталоном", который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.
Решая эту проблему, следует иметь в виду, что она характерна не только для педагогических наблюдений, но в равной мере и для естественнонаучных, и социологических. Другими словами, она является проблемой философии. Марксистская философия решает эту проблему положительно, доказывая, что если выводы наблюдения подтверждаются практикой, то при всех элементах субъективизма оно может объективно отражать реальную действительность. Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения.
Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.
Педагогическое наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих "не только смотреть, но и видеть". Не случайно говорят: умение искусно наблюдать - это талант. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.
Исследователь должен иметь опыт педагогической работы, причем в той области педагогического труда, которая явится предметом его изучения. Тренеру трудно полноценно проанализировать урок физической культуры в общеобразовательной школе и, наоборот, учителю - тренировочное занятие.
Разработка методики наблюдения направлена на то, чтобы путем разнообразных технических приемов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.
С этой целью исследователь прибегает: к многократным проверочным наблюдениям; к сопоставлению своих наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников; к одновременному наблюдению одних и тех же элементов педагогического процесса разными лицами; к сбору информации с помощью других методов; к использованию различных технических устройств, способных объективно фиксировать те или иные элементы наблюдаемого явления, тем самым уменьшая степень возможных искажений (к таким регистрирующим средствам, в какой-то мере заменяющим наблюдателя, относятся видеоустановки, кинофильмы, магнитофоны).
Для фиксации результатов педагогического наблюдения в Школе раннего эстетического развития «Теремок» были разработаны специальные бланки, в которых используется система кодируемых единиц наблюдения. Кодируемыми эти единицы называются потому, что для быстроты записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т.е. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения. Это позволяет, например, вместо фразы «ребенок общается со всеми ребятами, отзывчив на просьбы, любит помогать и принимать помощь от других» поставить условный знак в соответствующей графе. Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным (социологи его называют дескриптивным) и оценочным.
Частотный способ состоит в том, что исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Например, в результате подобной регистрации может быть установлено, что ребенок во время занятия неоднократно употреблял вежливые слова и в общении с детьми, и в общении с педагогом. Этот способ регистрации встречается наиболее часто, так как бывает невозможно тому, или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например, в метрических единицах или баллах.
Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица будет выражена в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Таким образом, оценочный способ более информативен, а потому к нему следует прибегать всегда, когда можно.
Перечисленные методологические и организационные сложности педагогических наблюдений объясняют сравнительную редкость их применения. Однако, преодолев указанные трудности, можно превратить субъективный (по некоторым признакам) метод в достаточно объективный, способный вскрывать определенные закономерности обучения.