Таблицы для наблюдения сформированности умений учиться, сотрудничать и грамотно читать информационные тексты.


Сформированность умения учиться в 4 классе
Краткая инструкция по использованию оценочных листов. Оценочный лист представляет собой таблицу, в первом столбце которой представлены проверяемые умения ( те умения, которыми предположительно овладевает ученик), во втором – характеристика этого умения (что можно увидеть, наблюдая за учеником). В процессе наблюдения нужно поставить оценку соответствующим значком:
«+» - умение сформировано;
«?» - умение частично сформировано;
«- » - умение не сформировано.
Оцениваемые умения Качественные характеристики умения Оценка родителей
Способность принимать учебную задачу, цель При предъявлении практической задачи самостоятельно формулирует учебную цель, вопрос. Умение планировать достижение поставленной задачи, цели. Планирует действия соответствующие поставленной цели. В плане решения учебной задачи предусматривает поиск и нахождение информации. Умение строить способ решения учебной задачи, цели. По собственной инициативе выдвигает гипотезы построения нового способа, стремится проверить обоснованность гипотез. Умение выявлять те практические задачи, для решения которых применим найденный способ. Самостоятельно определяет можно ли использовать найденный способ для выполнения конкретного задания. Умение осуществлять самоконтроль собственной деятельности и контроль совместной деятельности с товарищами в группе Осуществляет самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученным результатом. Обращается к зафиксированному (например, в виде алгоритма или схемы) способу действия для подтверждения того решения, которое считает правильным. Проверяет работу используя правила, словари. Самостоятельно выполняет работу над ошибками. Составляет задания на контроль усвоения на основе схемы способа. Умение оценивать своё продвижение к цели в решении учебной задачи. Может самостоятельно оценивать и аргументировать оптимальность найденного способа решения с опорой на контроль, оценить способ учебной деятельности в целом. Способность определять смысл своей и совместной учебной деятельности, понимать причины успеха\неуспеха. Осознаёт смысл( зачем, для чего это надо), своё продвижение (что нового узнал), успехи (чему научился), затруднения (над чем ещё надо работать) в освоении найденного способа. Сформированность умения учиться в сотрудничестве в 4классе.
Краткая инструкция по использованию оценочных листов. Оценочный лист представляет собой таблицу, в первом столбце которой представлены проверяемые умения ( те умения, которыми предположительно овладевает ученик), во втором – характеристика этого умения (что можно увидеть, наблюдая за учеником). В процессе наблюдения нужно поставить оценку соответствующим значком:
«+» - умение сформировано;
«?» - умение частично сформировано;
«- » - умение не сформировано.
Оцениваемые умения Качественные характеристики умения Оценка родителей
Осознанная готовность к решению познавательных задач в парной (групповой) форме. При появлении задания анализирует его сложность и выбирает форму работы (каждый сам или в группе), доказывая необходимость именно такой формы работы. Умение использовать приёмы понимания точки зрения другого. Анализирует возникающие затруднения, ищет источники информации для её решения, выступает с запросом на консультацию к другому (умеющему). Проверяет понимание товарищем условий познавательной или коммуникативной задачи. Умение формулировать собственное мнение; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника, отстаивая свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Активно выдвигает предложения о выполнении задачи, обосновывает и доказывает свою точку зрения, соблюдая правила поведения и речи. Способность критично относиться к своему мнению. Умение взглянуть на ситуацию с иной позиции. Критично относится к своему мнению, умеет сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого. Формулирует и чётко аргументирует собственное мнение о выполнении задания.Способен взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Умение договариваться и приходить к общему решению. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в работе в принятии общего решения. Умение организовывать и участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы, задавать вопросы, уточняя план действий, выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Распределяет позиции помогает их удерживать участникам группы. Способен сам организовать выполнение задания учителя в группе. При возникновении затруднений у некоторых учащихся в выполнении задания, предлагает помощь в его выполнении. Побуждает другого к выдвижению своих версий, выслушивает его, доказывает правильность или неправильность этих версий. Умение разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Конструктивно действует в ситуации неуспеха, анализирует, почему не удалось цели, и планирует способы их решения. В случае конфликта анализирует его причины, организует совместное принятие общего решения. Умение осуществлять контроль, оценку и коррекцию процесса и результата в работе группы Способен осуществлять взаимопомощь, контроль и оценивание процесса и результата совместной деятельности Сформированность умения работать с информацией (грамотность чтения информационных текстов) в 4 классе.
Краткая инструкция по использованию оценочных листов. Оценочный лист представляет собой таблицу, в первом столбце которой представлены проверяемые умения ( те умения, которыми предположительно овладевает ученик), во втором – характеристика этого умения (что можно увидеть, наблюдая за учеником). В процессе наблюдения нужно поставить оценку соответствующим значком:
«+» - умение сформировано;
«?» - умение частично сформировано;
«- » - умение не сформировано.
Оцениваемые умения Качественные характеристики умения Оценка родителей
Умение самостоятельно ориентироваться в условных обозначениях учебника Используя оглавление, рубрики, разделы, систему условных знаков, подзаголовки, сноски может самостоятельно найти нужную информацию в различных печатных источниках-(включая учебную литературу, справочники, энциклопедии, научно-популярные и художественные издания, СМИ. Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно ориентируется в учебнике, определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения темы, данного раздела, самостоятельно определяет круг своего незнания, планирует работу по изучению нового материала. Умение работать с учебным текстом. Самостоятельно определяет цель, план работы с конкретным текстом, находит факты и события, данные в тексте, как в явном так и в неявном виде (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечания) в прослушанном и прочитанном тексте. Способность самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Может самостоятельно находить нужную информацию при изучении нового, осуществлять выбор источника информации среди известных. Исполь-зует для поиска информации разные виды чтения (просмотровое, выборочное, изучающее, поисковое) Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников ( словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть интернет) Может самостоятельно найти необходимую информацию в разных источниках по ключевым словам, по ав-тору. Сравнить , соотнести информацию, полученную из разных источников по одной и той же теме.Умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений. Перерабатывает найденную информацию, преобразуя её и включая в имеющуюся систему знаний. Может самостоятельно делать выводы по проделанной работе, представлять полученную информацию в форме схем, моделей, таблиц, сообщений. Умение передавать содержание в сжатом, выборочном, в развёрнутом виде, в виде презентации.Может передать информацию, полученную (на уроке) по изученной теме в сжатом, выборочном, развёрнутом виде ( по указанию учителя) Способность оценить найденную информацию Высказывает обоснованное суждение относительно информации. Подвергает сомнению достоверность информации, находит пробелы в информации. Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.