Журнал наблюдения и оценки развития детей I младшей группы


МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Журнал наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет
воспитатели _________________________
_________________________
Методические рекомендации для воспитателей
к проведению педагогической диагностики
Наблюдение - это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми».
Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут.педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время веденипя наблюдения помощник воспитателя активно включается в педагогический процесс.
В начале учебного года (в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя.
В конце учебного года (в течение мая) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
Использование «Журнала наблюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.
В «Журнале наблюдения…» прописаны критерии и подкритерии по всем образовательным областям.
Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах.
1- начальная стадия
(Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.)2 – в развитии
(Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивы.) 3 –при умеренной поддержке
(Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.)4 – самостоятельно
(Данное качество или умение у ребенка проявляется часто, самостоятельно, но требуется напоминания взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.)5 – устойчиво
(Данное качество или умение у ребенка проявляется всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.)
Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).
Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка (условно – средний уровень развития).
Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно – низкий уровень развития).
Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики
Этап 1. В «Журнале наблюдения …» в колонне по вертикали проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей).
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).
По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.
В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамики развитии детей согласно образовательным областям.
На итоговом педагогическом совете воспитатели каждой группы предоставляют итоги работы в течении учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:
В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?
В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?
Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
Все ли дети показали динамику развития?
Сводная таблица педагогической диагностики воспитанников I младшей группы №2
в2016/2017 учебном году
№ п/п Фамилия, имя ребенка Образовательные области Итоги (среднее значение)
Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие I II I II I II I II I II I II
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Итого по группе (среднее значение) Карта наблюдения и оценки развития детей I младшей группы №2
Ребенок _____________________________________________________
Уровни показателей (баллы) :1 – начальная стадия, 2 – в развитии, 3 – при умеренной поддержке, 4 – самостоятельно, 5 – устойчиво.
1. Социально – коммуникативное развитие
Критерии развития I II
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
- называет себя мальчиком или девочкой
- знает собственное имя, фамилию, имена родителей
- рассказывает о случаях, праздниках в своей семье 2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
- делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
- отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
- проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками 3. Выражает эмоции приемлемым способом:
- проявляет готовность ждать появления матери
- быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
- выражает чувство словами 4. Самообслуживание:
- умеет при помощи взрослого снимать обувь, одежду; правильно одеваться и обуваться
- умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать сою одежду
- умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
- умеет держать ложку в правой руке 5. Трудовые поручения:
- умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (убирать игрушки)
- умеет выполнять простейшие трудовые действия / поручения (совместно перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.- предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями 6. Воспитание ценностного отношения к труду
-проявляет желание тру4диться
Проявляет интерес к людям разных профессий 7. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
- имеет представление о светофоре и его сигналах
- знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
- в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте 8. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
- знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
- имеет представление о иназначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
- знает правила безопасного обращения с дерью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами 9. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
- знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представление о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
- на прогулку встает в пару, определяет границы площадки
- способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения Всего (среднее значение) 2. Познавательное развитие
Критерии развития I II
1. Проявляет познавательный интерес:
- задает вопросы о мире, событиях, материалах
- проявляет любознательность
- возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении прблем 2. Проявляет интерес к действиям с предметами:
- распознает основные формы предметов (шар, куб)
- различает и называет предметы ближайшего окружения
- подбирает несколько необходимых предметов для игры 3. Классифицирует по признакам:
- сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
- подбирает предметы по цвету, форме, размеру
- различает предметы по форме, цвету, размеру Всего (среднее значение) 3. Речевое развитие
Критерии развития I II
1. Правильно реагирует на речевую информацию:
- понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
- выполняет указания, содержащие два, три и более шагов- следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его 2. Активная речь:
- пользуется предложениями из трех и более слов
- отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
- излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение 3. Говорит понятно для слушателей:
- разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
- активно общается со знакомыми людьми
- использует в речи разные виды предложений 4. Проявляет интерес к художественной литературе:
- легко и охотно соглашается послушать чтение
- просит взрослого просит или рассказать историю
- пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй 5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
- самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
- правильно держит книгу, листает от начала до конца
- воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
6. Видит связь между устной и письменной речью:
- опознает символические обозначения, используемые в группе
- узнает написание своего имени
- имитирует письмо взрослых Всего (среднее значение) 4. Художественно – эстетическое развитие
Критерии развития I II
1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
- просит включить или повторить песню, мелодию, называет ее
- внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песни
- подпевает отдельные слова или фразы 2. Сам пытается музицировать:
- способен узнавать знакомую мелодию, песню
- распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепьяно, может назвать или показать, что звучало)
- использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты 3. Двигается под музыку:
- начинает движения с началом музыки
- двигается в соответствии с характером музыки
- выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики») 4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
- проявляет интерес к изодеятельности- может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5-10 мин
- радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно 5. Воплощает идеи в реальность:
-называет, что нарисовал
- знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
-умеет раскатывать комок глины (пластелина) прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку» 6. Проявляет воображение:
-выбирает разные цвета
- использует разные материалы, размер и цвет бумаги
-умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто) Всего (среднее значение) 5. Физическое развитие
Критерии развития I II
1. Демонстрирует координированные движения:
- умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
- прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
- умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии 2. Удерживает равновесие:
- стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
- проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке
- умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе 3. Использует координированные движения:
- поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
- рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
- выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет крупные детали конструктора 4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
- умеет держать ложкой, пьет из чашки
- с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
- при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место 5. Знает некоторые части тела и их функции:
- называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
- может показать эти части тела 6. Знает предметы, связанные с гигиеной
-знает свой шкафчик
- знает свою кровать
-знает свое полотенце и пр. Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)