Методические рекомендации по отслеживанию результативности формирования навыка чтения у обучающихся начальных классов.


Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский
Дидактические требования к уроку чтения
Критерии его оценки
Насколько рассматриваемый урок дает детям определенную сумму знаний.
Какое воздействие оказывает на учащихся.
В какой мере продвигает детей в овладении ЗУН, специфичными для данного учебного предмета.
Какова методическая целесообразность в использовании разных видов и способов проведения урока, его построения, соответствующей целевой устремленности.
Учителю
Помни!
При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик способен не только достигнуть ориентировочных показателей по темпу чтения, но и превзойти их.
Внеклассное чтение
Рекомендации программы
Советы учителя
Самостоятельно прочитанная книга
Создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему чтению.
38341305194935Выразительность
0Выразительность
318142551446950063145894454029005935345194754500155433126973310017423651332827Осознанность, понимание
Осознанность, понимание
4119245878840Способ чтения
Способ чтения
42221156565900028829002359025Итог –
сформированная внутренняя речь
00Итог –
сформированная внутренняя речь
2975610228219000135064565659000Компоненты навыка чтения11563353775710Правильность
Правильность
56292752758052Темп, скорость чтения
Темп, скорость чтения

Учителю
Помни!
Судить о навыке чтения только по одной его стороне неправильно и неточно!
Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов.
Проверка сформированности
умений и навыков чтения
207010262255Сложна
Требует охвата нескольких сторон в применении навыка чтения и учёта специфики текста
0Сложна
Требует охвата нескольких сторон в применении навыка чтения и учёта специфики текста
3557270244475Деликатна
Требует создания атмосферы участливости, повышенного внимания к ребёнку
00Деликатна
Требует создания атмосферы участливости, повышенного внимания к ребёнку
6880225254000Трудоёмка
Сопряжена со значительными затратами сил, времени, с подготовкой места проверки, текстовых материалов, измерителей времени
0Трудоёмка
Сопряжена со значительными затратами сил, времени, с подготовкой места проверки, текстовых материалов, измерителей времени

Формы проверки
ИндивидуальнаяФронтальная
- текущая- текущая
- в процессе рубежного контроля- самопроверка
- в процессе рубежного контроля
Вид проверяемого чтения
ВслухПро себя
Чтение вслух
Позволяет прояснить уровень сформированности навыка чтения, когда все стороны, качества, компоненты, из которых слагается этот навык, становятся ощутимыми.
2 вида произношения и чтения
ОрфографическоеОрфоэпическое
«Дают коровы молоко»«Дают каровы малако»
Учителю
Помни!
По содержанию текста нужно задать 1-2 вопроса, ответить на которые надо путём нахождения в тексте определённого предложения, в котором заключён ответ. Ученик записывает его. Можно и попросить записать толкование одного слова из текста.
М.У. учителю
Помни!
Стремись приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого.
Н.А. Корф
Выразительность чтения
Использование пауз
Логические и психологические ударения
Нужная интонация
Громкое и внятное чтение
Виды пауз
Психологические
Логико-грамматические
Ритмические
Два вида выразительного чтения
1 вид 2 вид
Выразительность Выразительное чтение
как компонент навыка чтениякак высший тип чтения
Второй вид применим
К художественным произведениям;
На итоговых этапах работы над текстом, когда текст проанализирован и понят учащимся
Учителю
Помни!
При проверке сформированности навыка чтения используют измерительные приборы:
- хронометры;
- секундомеры;
- одно – или двухминутные песочные часы.
Индивидуальная текущая проверка
Сопутствует каждодневным урокам чтения.
Это:
проверка д/з;
первоначальное чтение нового текста;
чтение дополнительного отрывка.
Методика проведения
Подбирается текст чаще всего тот, что был задан в качестве д/з.
В своём экземпляре учебника учитель пронумерует слова.
С началом чтения заметить положение секундной стрелки на часах.
По прошествии 1 минуты зафиксировать слово, которое в данный момент будет читать ученик.
Отметить цифрой общее количество слов, прочитанных за одну минуту в регистрационную тетрадь.
Зафиксировать ошибки в отношении правильности чтения, допущенные учеником, а также замечания, относящиеся к другим сторонам чтения.
Итоговая рубежная проверка
Проводится эпизодически в конце четверти, полугодия, года.
Носит строго индивидуальный характер.
Для проверки достаточен один и тот же текст.
Он подбирается в соответствии со стандартами.
Методика проведения
Выбирается текст
Ученику предлагается начать читать его про себя, а с какого-то абзаца перейти на чтение вслух.
С этого момента измеряется скорость чтения.
Попутно отмечаются ошибки и замечания учителем.
После окончания чтения задаются 2-3 вопроса по содержанию прочитанного.
М.У! Целесообразно проводить в течении 2-х минут:
1-ая минута – этап «вхождения» в процесс чтения
2-ая минута – это контрольное время.
Учителю
Помни!
Надо эпизодически проводить итоговую рубежную проверку в конце четверти, полугодия и года, носящую строго индивидуальный характер.
Учителю!
Помни!
Взыскательно подходить нужно при проведении индивидуальной текущей проверки к чтению ученика, если читаемый текст – домашнее задание.
Проверить прежде всего способ и правильность чтения, затем уже скорость и выразительность.
Индивидуальная проверка в процессе рубежного контроля
Проводится в конце четверти, полугодия, учебного года.
Использовать нужно специально подобранные тексты, отвечающие требованиям стандарта.
Методика проведения аналогична методике проведения индивидуальной текущей проверки.
Нежелательны
Повторное чтение слова или его части.
Но! Не расценивать как ошибку.
Учителю
Помни!
Нельзя одёргивать, повышать голос, делать резкие замечания в процессе проверки сформированности навыка чтения.
Проверка чтения про себя
Выбрать текст.
Пронумеровать слова в учительском экземпляре.
Ученикам предлагается взять в руки простые карандаши.
По команде учителя «Начали читать» - ученики углубляются в чтение.
По прошествии 2 мин. Учитель даёт команду «Стоп».
Каждый ученик должен поставить карандашом точку над словом, на котором его застала команда «Стоп».
Ученик называет это слово, учитель находит его в своей книге по цифре, которой пронумерованы слова, устанавливает количество прочитанных слов.
Это количество делится на 2, и получается, сколько слов ученик прочел за одну минуту.
Фронтальная самопроверка
Ученикам предлагается один и тот же текст по учебнику читать вполголоса на время.
Фронтальная текущая проверка
Учитель в своём экземпляре учебника разделяет текст на несколько частей (по количеству учеников ,чтение которых предполагается проверить).
Пронумеровать слова в каждом отрывке.
Когда подошёл черёд читать заранее намеченному ученику, учитель замечает по секундной стрелке, когда началось ученическое чтение.
Зафиксировать по прошествии 1 минуты слово, которое читает в данный момент ученик.
Иногда временные рамки проверки сужают до 30 секунд.
Фронтальная проверка в процессе рубежного контроля
Рекомендуется использовать контрольные специальные тексты, соответствующие стандарту.
Целесообразно предложить проверяемым ученикам прочитать отдельные тексты из учебников природоведения, русского языка.
Смысловая сторона
Совокупное понимание читающими:
значений большей части слов, употребление в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
содержание каждого из предложений, смысловой связи между ними;
предметного плана содержания абзацев, глав;
основного смысла всего содержания текста.
Учителю
Помни!
Есть два вида плана содержания текста
ПредметныйСмысл предметного37816491386920Описание обстановки, это то, о чём всё это нам
378164921903800действующих лиц, диалоги, говорит, что всем предметным
рассуждения, мысли, планом хотел сказать писатель.
высказывания персонажей,
событийная линия, значения глав,
абзацев.
Причины ошибок
Непонимание текста.
Непонимание значения слов и смысла предложений.
Нетвёрдое усвоение графического образа букв.
Рассогласование процессов зрительного опознания букв.
Самое бездарное дитя может и должно достигнуть сознательности чтения после 7 месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело.
Н.А. Корф
Оценку результативности чтения надо производить так, чтобы охватывались все три сферы умений и навыков чтения – уроки классного чтения, уроки по предметам начального цикла, внеклассное чтение.