Методические рекомендации по формированию и отслеживанию УУД в начальной школе.

Чупина Елена Викторовна
Заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №14

Тема: «Организация работы учителя по формированию и отслеживанию УУД у младших школьников»

Слайд 2.

«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя».
Элберт Хаббарт

Это высказывание, сказанное ещё в 19 веке, четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Слайд 3.

На XI губернаторских чтениях, которые прошли в городе Тюмени академик РАН, ректор Московского института открытого образования Алексей Семёнов отметил: «Ребёнок даже с очень ограниченными возможностями, готов к школе с самого рождения. Он появился на свет способным к учению, к познанию себя, постижению мира И это детское любопытство необходимо сохранить». У каждого ребёнка есть свой уровень способностей, некая перспектива. И развитие человека следует оценивать, сообразуясь именно с этим, соизмеряя способности именно с теми результатами, которые прогнозируем к каждому индивиду. Поэтому требуется большая индивидуализация образования разных детей. Причём всех. Для этого необходимы чёткие механизмы, которые позволят этой цели достичь. Важно создать коридор развития, внутри которого каждый ребёнок будет заниматься успешно.
Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает.  В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и сформировать универсальные учебные действия.
          В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
      Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Мы все прекрасно понимаем, что работать над формированием, развитием, созданием чего-либо вслепую невозможно, необходимо осуществлять контроль за процессом. Необходим контроль и при формировании УУД. Причём отслеживание процесса формирования универсальных учебных действий необходимо осуществлять индивидуально.

Слайд 4.

В нашей школе проводится в системе мониторинг уровня сформированности УУД: психологический и педагогический. В результате работы выстроилась циклограмма мониторинга:


Вид диагностики
Сроки
Инструментарий

Стартовая диагностика
сентябрь
1.Пособие «Учимся учиться и действовать» 1 класс
2. Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» 2 класс Е.В.Бунеев и др. (ОС «Школа 2100»)
Комплексная работа

Текущая диагностика
декабрь
Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» 2 класс Е.В.Бунеев и др. (ОС «Школа 2100»)
Комплексная работа


Декабрь
Март
Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» 2 класс Е.В.Бунеев и др. (ОС «Школа 2100»)
Интегрированная работа


В течение учебного года
Тематические контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению

Итоговая диагностика
Апрель
1.Пособие «Учимся учиться и действовать» 2 класс
2. «Итоговая комплексная работа 2 класс» О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.


Сегодня я более подробно хочу остановиться на организации работы учителя по педагогическому сопровождению обучающихся.
Разработка критериев овладения младшими школьниками определёнными уровнями образовательных достижений становится необходимостью. При этом важно не увлечься процессом контроля и оценивания ради самого процесса. Его приоритетная цель – повышение уровня образовательных достижений каждого ученика и качества начального образования в целом. Система контроля и оценки призвана не столько фиксировать результат, сколько предоставлять необходимую информацию для повышения качества образовательного процесса.



Слайд 5.

Обязательным условием функционирования системы контроля и оценки образовательных достижений является цикличность осуществления составляющих её действий. Внутри каждого цикла должны присутствовать: согласование целей контроля и оценки со всей системой обучения, сбор данных, их анализ и интерпретация, принятие на основе результатов анализа необходимых решений, направленных на повышение эффективности обучения.
Ещё одно условие максимальной эффективности функционирования данной системы – чёткое согласование целей начального образования и объектов системы контроля и оценки образовательных достижений.
Алгоритм работы учителя по формированию УУД:
Проведение диагностики и обработка данных, заполнение индивидуальных карт обучающихся. Распределение обучающихся по группам.
Подбор упражнений и заданий на формирование конкретного умения на уроке и во внеурочной деятельности.

Работа по формированию УУД начинается с проведения стартовой диагностики, которая проводится в сентябре. Я проводила эту диагностика во 2 классе по двум пособиям:
1.Пособие «Учимся учиться и действовать» 1 класс
2. Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» 2 класс Е.В.Бунеев и др. (ОС «Школа 2100») (Комплексная работа).

Слайд 6.

Следующий этап – обработка результатов. Многих педагогов этот этап пугает, а некоторые вообще считают его бессмысленной тратой времени. Однако я считаю, что он очень важен, так как даёт не только информацию в целом по классу, но и конкретно по каждому ребёнку.
В результате обработки результатов мониторинга у меня появились следующие документы, которыми я пользуюсь в течение первого полугодия:
1. Сводная ведомость результатов стартовой диагностики.
2. Индивидуальные карты развития УУД.
3. Программа работы на первое полугодие (деление детей на подгруппы).

Мониторинг уровня сформированности метапредметных (регулятивные и познавательные) УУД у обучающихся 2А класса
Дата – сентябрь 2012г.

Ф.И. обучающегося
Регулятивные УУД
Познавательные УУД




Умение выбирать (ставить) цель (задание №5)
Умение планировать учебную деятельность на уроке (задание №6)
Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства (учебник, инструменты и т.д.) (задание №7)
Умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции (задание №8)
Умение определять необходимую для решения задачи информацию (задание №9 (1))
Умение определять источник необходимой для решения задачи информации (задание №9(2))
Умение определять необходимую для решения задачи информацию (задание №9 (3))
Умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков (задание №10)
Умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказке (задание №11)
Умение определять истинные и ложные высказывания (задание №12)
Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы (задание №13)


















Индивидуальная карта развития ребёнка
(хранится в портфеле достижений)

Мониторинг уровня сформированности метапредметных (регулятивные и познавательные) УУД у обучающегося 2А класса
_________________________ (Ф.И. ученика)

Дата
Регулятивные УУД
Познавательные УУД



Умение выбирать (ставить) цель (задание №5)
Умение планировать учебную деятельность на уроке (задание №6)
Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства (учебник, инструменты и т.д.) (задание №7)
Умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции (задание №8)
Умение определять необходимую для решения задачи информацию (задание №9 (1))
Умение определять источник необходимой для решения задачи информации (задание №9(2))
Умение определять необходимую для решения задачи информацию (задание №9 (3))
Умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков (задание №10)
Умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказке (задание №11)
Умение определять истинные и ложные высказывания (задание №12)
Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы (задание №13)
Выводы по результатам мониторинга
(уровень)

Сентябрь













Декабрь




























Выводы на конец учебного года: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Программа формирования УУД на перовое полугодие 2012-2013 уч.года
Регулятивные УУД
УУД
Не сформировано (Ф,И,)
УУД
Не сформировано (Ф.И.)

Умение выбирать (ставить) цель

Умение планировать учебную деятельность на уроке


Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства (учебник, инструменты

Умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции


Познавательные УУД
Умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции

Умение определять необходимую для решения задачи информацию


Умение определять источник необходимой для решения задачи информации

Умение находить закономерности в расположении фигур двух и более признаков


Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы

Умение определять истинные и ложные высказывания


Умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказке





Слайд 7.

Следующий этап является основным в работе учителя - это ежедневная работа по побору заданий, способствующий формированию УУД в целом по классу и конкретно у каждого ученика. Приведу несколько примеров заданий, способствующих формированию УУД на уроках математики.

Слайд 8.

Пример №1.
Дополни отрезок АЕ до 1 дм.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1 вариант:
На начальном этапе формирования умения планировать свою деятельность можно совместно с детьми составить план выполнения задания.
В результате обсуждения на доске появляется план выполнения задания (умение планировать свою деятельность):
1. Измерить длину отрезка АЕ.
2. Записать результат измерения в первое «окошко».
3. Найти длину отрезка, которым нужно дополнить отрезок АЕ, чтобы
получился 1 дм.
4. Отложить этот отрезок от точки Е на луче.
5. Обозначить его другой конец буквой.
Дети выполняют задание по плану. Проверка выполнения задания снова проводится по плану (умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции).

2 вариант: Если задание выполняется самостоятельно, то при проверке результатов самостоятельной работы, полезно обсудить последовательность действий учащихся при выполнении задания
-С чего вы начали выполнение задания? (Измерили длину отрезка АЕ)
-Как вы действовали дальше? (Записали результат измерение в первое «окошко»)

Слайд 9.

Если педагогическая цель не только формирование предметного умения, но и проверка уровня сформированности умения планировать свою деятельность, то задание может быть дополнено. Для проверки базового уровня можно предложить детям выбрать правильный вариант алгоритма действий:
1. Измерить длину отрезка АЕ.
2. Записать результат измерения в первое «окошко».
3. Найти длину отрезка, которым нужно дополнить отрезок АЕ, чтобы
получился 1 дм.
4. Отложить этот отрезок от точки Е на луче.
5. Обозначить его другой конец буквой.

1. Найти длину отрезка, которым нужно дополнить отрезок АЕ, чтобы
получился 1 дм.
2. Измерить длину отрезка АЕ.
3. Записать результат измерения в первое «окошко».
4. Обозначить его другой конец буквой.
5. Отложить этот отрезок от точки Е на луче.



Слайд 10.

Повышенный уровень – расставить по порядку действия.

Найти длину отрезка, которым нужно дополнить отрезок АЕ, чтобы
получился 1 дм.


Измерить длину отрезка АЕ.


Записать результат измерения в первое «окошко».


Обозначить его другой конец буквой.


Отложить этот отрезок от точки Е на луче.


Слайд 11.

Пример №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Данное задание направлено на формирование не только умения решать текстовые задачи, но и на развитие:
умения сохранять учебную цель, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
умение определять для решения задачи необходимую информацию;
умения преобразовывать информацию из текста в символическую, знаковую;
Важно при формировании каждого умения формировать умение контролировать себя и оценивать.

Считаю, что проведение только стартовой и итоговой диагностики не позволяет учителю отслеживать процесс развития УУД у каждого ребёнка. Необходима текущая диагностика. С этой целью я провожу тематические контрольные работы по разным предметам с обязательным включением заданий на отслеживание УУД.
Так же в конце первого полугодия (декабрь) проводится интегрированная работа с подробным анализом. В результате составляется программа формирования УУД на второе полугодие.
Далее снова составляется программа работы на второе полугодие и цикл повторяется.

Слайд 15.

Кроме отслеживания метапредметных УУД, необходимо отслеживать и предметные результаты.
Отслеживание предметных умений проводится по всем предметам. Учитель фиксирует результаты обучающихся в таблице (Б - сформировано на базовом уровне, красное окошко – не сформировано), проводит коррекционную работу по устранению пробелов и вносит изменения по каждому ученику (указывает дату, когда ученик справился с заданием).

Трёхзначные числа
2А класс

Ф.И.
12.10.12г. Сложение и вычитание круглых чисел вида 100+300, 400-200.
12.10.12 Вычитание вида 100-1, 100-10, 100-100
12.10.12 Умение переводить единицы в сотни и десятки и наоборот.
18.10.2012 Графическое изображение трёхзначных чисел
18.10.2012 Запись чисел в сотнях, десятках и единицах
18.10.2012 Запись трёхзначных чисел
18.10.2012 Соседи числа

Иванов
Б
Б
Б
Б
23.ноя
23.ноя
23.ноя

Сидоров
Б
Б
Б
Б
23.ноя
19.окт
19.окт


18.окт
18.окт
18.окт
19.окт
23.ноя
Н
Б


Б
Б
Б
Б
Б
19.окт
19.окт


Б
Б
Б
Б
23.ноя
Н
Б


Б
Б
18.окт
Б
23.ноя
19.окт
Н


Б
Б
18.окт
Б
Б
Б
Б


Б
18.окт
18.окт
Б
Б
Б
Б


Б
Б
18.окт
Б
Б
19.окт
Б