Памятка Требования к содержанию научной работы

Итак, введение должно включать в себя:
– формулировку темы;
– актуальность исследования;
– проблему исследования;
– объект, предмет;
– цель, задачи;
– гипотезы;
– методы исследования;
– этапы исследования;
– структуру исследования;
– его практическую значимость;
– краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Первая глава обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. Каждая глава может содержать в себе несколько параграфов рассматривающие изучаемое понятие, его виды, типы, структуру, причины того или иного явления и т.д.
Вторая-третья главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не большее 1–2 страниц. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...».
Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)».
Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода; последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.






МОАУ «СОШ № 6 г. Орска»

Памятка
Для учащихся
«Требования к содержанию
научной работы»



Составители:
Науменко Е.В.





2015г




В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела:

введение
основная часть
заключение
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.
Объект исследования это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.
Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «раскрыть», «выявить» и т.д.,
При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить»,«определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество три-пять.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как их описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно в формулировке задач.
Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.
Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей).
Проработав тему в результате изучения специальной литературы, можно приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «Если, то.»; «Так , как»; «При условии что», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Таким образом, введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.
Рисунок 9