Статья Сущность понятия педагогическая технология, критерии её отбора и реализация в учебном процессе


Сущность понятия «педагогическая технология», критерии её отбора и реализации в учебном процессе
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани-руемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качест-ве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В настоящий момент в массовой практике выбор современных педагогических технологий происходит из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия реализации:
1) педагог, который прошел курс обучения по данной технологии;
2) в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;
3) подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);
4) в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.
Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации, а так же необходимо учитывать представленные требования, предъявляемые к выбору современным педагогическим технологиям:
- диагностическая формулировка целей;
- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;
- оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;
- воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при выборе какой-либо педагогической технологии, следует опираться на критерии и требования, предъявляемые к её выбору.