консультация для воспитателей «Методика художественного чтения и рассказывания детям».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Калининского района города Новосибирска








Консультация для воспитателей
на тему
«Методика художественного чтения и рассказывания детям».









Подготовила учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Челпанова Т.В.


Город Новосибирск, 2014 год.
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие:
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3.  Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности. Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. Выделяют несколько типов занятий: 1.Чтение или рассказывание одного произведения. 2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал. 3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:  - чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;  - чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость. 4.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: -  чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);  - настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);  -  кукольный и теневой театр, фланелеграф;   - диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:   -  оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);   - чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала). Подготовка к занятию включает следующие моменты:  - обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;  - определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;  -  подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.  Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.   В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.   Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.   Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.    Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.  Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»  В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному, не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку, сравнивание героев произведения или их поступков с воспитанниками. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.  Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.
Вопросы можно условно классифицировать так: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша и медведь»); обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).
 В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.  Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст.  Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.  Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
 Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.  Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р. И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.  Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.  Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.  Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.  Следует предостеречь педагогов от моральных бесед и нравоучений в связи с содержанием книги. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.  В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.  Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.  В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается.
  В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.  Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.  Как уже отмечалось выше, одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.








Список книг для детей в 3 и 4 года
Русские народные сказки: Колобок. Курочка Ряба. Морозко. Царевна-лягушка. Василиса Прекрасная. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью (и другие)
Русские народные сказки о животных и волшебные сказки
Русские народные сказки из сборника Афанасьева А. Жар-птица и Василиса-царевна. Морской царь и Василиса Премудрая (и другие) Толстой Л. Три медведя
Ершов П. Конек-Горбунок
Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Барто А. Собрание сочинений в 3 т.
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Каникулы в Простоквашино Чуковский К. Айболит. Бармалей. Бибигон. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Путаница.
Загадки
Сказки народов мира
Токмакова И. Стихи. Счастливо, Ивушкин. В стране «Нигде и никуда».
Михалков С. Дядя Степа. Рассказ о неизвестном герое. Песенка друзей
Маршак С. Вот какой рассеянный. Двенадцать месяцев. Усатый-полосатый. Веселый счет до десяти. Сказка о глупом мышонке. Что такое перед нами (и другие стихи)
Биссет Д. Сказки
Фаллада Г. Фридолин нахальный барсучок. Геометрия для малышей. Шагал один чудак. Настоящий тигр
Цыферов Г. Сказки старинного города. Дневник медвежонка. Про чудака лягушонка
Мур Л. Крошка Енот
Стихи русских поэтов (Жуковский В., Фет А., Плещеев В., Баратынский Е., Тютчев Ф. и другие)
Перро Ш. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Дюймовочка. Огниво. Стойкий оловянный солдатик
Братья Гримм. Госпожа Метелица
Мамин-Сибиряк В. Серая Шейка. Аленушкины сказки
Аксаков А. Аленький цветочек
Одоевский Ф. Мороз Иванович. Городок в табакерке
Даль В. Сказки
Житков Б. Что я видел
Пантелеев Л. Веселый трамвай
Остер Г. Котенок по имени Гав. Сказки про мартышку, слоненка и удава
Носов Н. Незнайка и его друзья. Рассказы
Франс А. Пчелка
Чарушин Е. Про Томку и про всех
Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
Заходер Б. Мохнатая азбука. Ванька-Встанька
Степанов В. Скороговорки. Радуга. Соломенное лето. Свинки на тропинке. Замечательное платье. Подскажи словечко
Берестов В. Выводок. Мы ссорились, мирились. Юла
Мориц Ю. Попрыгать-поиграть
Сеф Р. Лиловое стихотворение
Мошковская Э. Шарик. Я машина. Мальчик в зеркале. Кругом снег
Хармс Д. Удивительная кошка. Странная лошадь
Яснов М. Вот как я семью нарисовал
Сергеев В. Волшебные краски
Алдонина Р. Играем в фигуры
Мазнин И. Муха-сластена
Пляцковский М. Букашка, которая хотела стать большой. Непонятливый львенок. Помощник. Как щенок Тявка учился кукарекать. Конкурс красоты. Длинная шея. Как утенок Крячик свою тень потерял. Ромашки в январе. Трудное задание. Босолапки на кожаном ходу (и другие рассказы)
Экхольм Я. Тутта Карлссон первая и единственная. Людвиг Четырнадцатый (и другие)
Бианки В. Рассказы о животных (Мышонок Пик. Парад животных. Первая охота и другие)
Киплинг Р. Слоненок. Просьба кенгуру. Рикки-Тикки-Тави
Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Карлсон вернулся. Карлсон опять шалит
Успенский Э. Про мальчика Яшу
Усачев А. Оранжевый верблюд. Умная собачка Соня





















Список художественной литературы для детей 4-5 лет.

Пушкин А. Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о медведихе. Сказка о попе и работнике его Балде
Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
Горький М. Воробьишко
Зощенко М. Елка. Показательный ребенок
Маршак С. Великан. Хороший день. Про все на свете. Азбука в стихах Михалков С. Лесная академия
Цыферов Г. Цыпленок. Сказки старинного города
Сапгир Г. Алфавитные считалки. Сегодня, завтра и вчера. Людоед и Принцесса, или Всё наоборот. Раки и рыбы. Веселая математика Кубарика и Томатика
Сеф Р. Муравей. Час рассвета. Чудо
Шим Э. Сорока и Медвежонок
Заходер Б. Жили-были два соседа... Приятная встреча
Пивоварова И. Вежливый ослик. Жил да был. Разговор с сорокой. Тайна Русские народные сказки: Журавль и цапля. Петушок золотой гребешок и чудо-меленка. По щучьему веленью
Барто А. Вот так ребенок
Чуковский К. Тараканище. Барабек. Ежики смеются. Слониха читает Степанов В. Три синицы на кормушке... Куда глядит ворона? Угадай сказку
Сладков Н. Кто как спит. Сорока и медведь. Сорока и мышь. Сорока и заяц
Берестов В. Воробушки
Синявский П. Про грустное и вкусное. Про сердитого шмеля
Григорьев О. Стук. Пальто
Александрова Т. Домовенок Кузька
Яснов М. Вот был бы большим... Я взрослею. Когда я стану школьником
Мошковская Э. Канатом привязали огромного слона...
Остер Г. Эхо. Где лучше бояться?
Кружков Г. Рррры!
Драгунский В. Тайное становится явным
Усачев А. Солидная дама. Как Соня устроила рыбалку
Мазнин И. Почему киты молчат
Лир Э. Чики-Рики-воробей
Лунин В. Я поезд. Утреннее настроение. Даю вам слово!
Аким Я. Яблоко. Мой брат Миша
Квитко Л. Моя бабушка
Токмакова И. Жду. Аля, Кляксич и буква А
Перро Ш. Красная Шапочка
Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса
Братья Гримм. Беляночка и Розочка
Андерсен Г. X. Снежная королева
Богданов М. Мышь
Пришвин М. Этажи леса
Бальмонт К. Детский мир. Стихи
Скребицкий Г. Лесной голосок. Пушок. Воришка
Бианки В. Кто чем поет? Чьи это ноги?
Жуковский В. Стихи
Блок А. Ворона. Зайчик
Сладков Н. Загадочный зверь. Выеденное яйцо. Отчего у лисы длинный хвост?
Сахарнов С. Олень и черепаха. Откуда у тигра на боках черные полосы. Далеко и близко. Почему у кита большой рот
Брюсов В. Стихи
Дуров В. Хрюшка-парашютист
Паустовский К. Степан и Фунтик. Кот-ворюга
Фет А. Бабочка
Толстой А. Воробей
Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























Список книг для детей в 5 и 6 лет

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира
Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филипок. Булька. Мильтон и Булька
Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке
Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Волшебный холм. Новый наряд короля. Дорожный товарищ. Принцесса на горошине. Дочь болотного царя. Калоши счастья. Маленький Клаус и Большой Клаус. Русалочка. Огниво. Сундук-самолет. Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие)
Ершов П. Конек-Горбунок
Маяковский В. Тучкины штучки
Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома
Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж. Старушка
Киплинг Р. Сказки
Аксаков С. Аленький цветочек
Катаев В. Цветик-семицветик
Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной. Подходящий угол. Спасибо! Хомячок
Грозовский М. Сурок
Коваленков А. Почему медведь зимою спит
Пивоварова И. Мой храбрый лев. Волшебная палочка. Про шляпу Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц Пляцковский М. Как ослик Алфавит учился старших уважать. Мамина песенка. Как попался кот на удочку
Лунин В. Когда я взрослым стану
Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога
Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие)
Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...
Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что... Какие бывают подарки
Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик
Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие Бианки В. Лесные были и небылицы
Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова
Берестов В. Знакомый. Заячий след
Барто А. Бестолковый Рыжик
Иванов А. Про Фому и суслика
Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх
Булычев К. Приключения Алисы (Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Миллион приключений. Конец Атлантиды. Подземная лодка. Алиса и крестоносцы. Война с лилипутами
Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Лённеберги
Вестли А. Мама, папа, восемь детей и грузовик
Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман. Сказки тысячи и одной ночи (Семь путешествий Синдбада-морехода. Повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем. История о Медном городе. Абдаллах Земной и Абдаллах Морской. Абу Кир и Абу Сир. Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник. Истории о яйце птицы Рух и сокровищах пирамид и другие)
Гофман Э. Щелкунчик и мышиный король
Шварц Е. Сказка о потерянном времени
Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька
Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка
Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)
Житков Б. Что я видел. Рассказы
Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка Бабич И. Мои знакомые звери Голявкин В. Тетрадки под дождем
Алешковский Ю. Кыш и Двапортфеля
Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши
Коллоди К. Приключения Пиноккио
Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
Губарев В. Королевство кривых зеркал
Хаит А. Приключения кота Леопольда
Научно-популярные энциклопедии для детей








Список книг для детей 6 и 7 лет

Тюхтяевы И. и Л. Зоки и Бада
Толстой Л. Старик сажал яблони. Прыжок. Лев и собачка. Рассказы
Пермяк Е. Самое страшное. Для чего руки нужны
Митта А. Шарик в окошке
Носов Н. На горке
Лунич Д. Четыре девочки
Аким Я. Неумейка.Стихи для детей
Тувим Ю. Про пана Трулялинского
Цыферов Г. Как цыпленок впервые сочинил сказку. Пугало
Абрамцева Н, Грустная история
Русские народные сказки: Петушок и бобовое зернышко. Каша из топора
Чуковский К. Путаница. Доктор Айболит (в прозе)
Перро Ш. Красная Шапочка
Харрис Д. Как Братец Кролик хвоста лишился
Братья Гримм. Боб, Соломинка и Уголек. Бременские музыканты
Барто А. Стихи из цикла «Вовка добрая душа». Мама или я? Две бабушки. Я выросла. Не одна. В школу
Биссет Д. Под ковром
Михалков С. Мой щенок. Смех и слезы. Зайка-зазнайка
Орлов В. Что нельзя купить
Хармс Д. Храбрый еж.
Чарушин Е. Томка. Томка испугался. Тюпа. Сорока. Медвежата
Степанов В. Осторожный снег
Кружков Г. Хорошая погода. Откуда взялись пятерки у старушки. Как шарики мир спасли
Пришвин М. Лисичкин хлеб
Коваль Ю. Букет
Усачев А. Ботинок. Живая книга. Мы играли в паровоз. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек. О чтении. Что такое лето. По тропинке жарким летом. Как сороконожку за лекарем посылали. Пустынная песня. Кого принимают в школу?
Александрова Г. Домовенок Кузька и волшебные вещи (с продолжениями)
Андерсен Г. X. Дикие лебеди
Асбьернсен П. К. Норвежские сказки
Благинина Е. Стихи для детей
Берестов В. Читалочка. У меня в портфеле. Песенка весенних минут. Рыжик. Первое сентября. Первоклассница
Бунин И. Листопад
Введенский А. Дядя Боря говорит.
Ганина М. Тяпкин и Леша
Горький М. Случай с Евсейкой Георгиев С. Елки-палки, или Фельдмаршал Пулькин. Один мальчик, одна девочка. Кошачье заклинание. Похищение бриллианта. Нуф-Нуф. Пузявочки
Герасимова Д. У окна
Долинина Н. Мой капитан. Лембой. Чуча. Как тесен мир. Мы с Сережкой близнецы. Потерялась девочка
Драгунский В. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах. Кот в сапогах. Мотогонки по отвесной стене
Дружков Ю. Приключения Карандаша и Самоделкина
Ежикова 3. Крот и его друзья
Житков Б. Что я видел. Рассказы о животных. Про Пудю. Как я ловил человечков. Что бывало
Журавлева Е. Фунтик
Заходер Б. Собачкины огорчения. Моя Вообразилия
Зощенко М. Смешные истории. Рассказы о Леле и Миньке
Иванов А. Приключения Хомы и Суслика
Козлов С. Трям! Здравствуйте
Кондратьев А. Стихи для детей
Крылов И. Басни
Киплинг Р. Откуда у кита такая глотка
Крюгер М. Голубая бусинка. Привет, Каролинка
Левин В. Глупая лошадь
Лермонтов М. Парус
Линдгрен М. Зайчишка-пушишка
Лукашкина М. Кораблекрушение
Маршак С. Детки в клетке. Декабрь, Пожелания друзьям. Мельник, мальчик и осел
Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк
Махотин С., Дождевая бочка
Мориц Ю. Букет котов
Мошковская Э. Выясняются странные вещи. Я гребу в страну Марабу
Нестайко В. В стране солнечных зайчиков
Некрасов И. Зеленый шум
Олейников Н. Я послал на базар чудаков
Остер Г. Петька-микроб
Одоевский В. Городок в табакерке
Паустовский К. Кот-ворюга, Барсучий нос. Резиновая лодка. Стальное колечко
Петрушевская Л. Детские пьесы.
Сборник рассказов «Пуськи бятые». Сказки
Пивоварова И. Сочинение
Пляцковский М. Приключения кузнечика Кузи. Как утенок Крячик свою тень потерял. Настоящий друг
Прокофьева С. Лоскутик и облако. Остров капитанов. Приключения желтого чемоданчика. Астрель, принцесса Сумерки. Оставь окно открытым. Машины сказки. Какая бывает зима
Пушкин А. Зимняя дорога. Унылая пора! Очей очарованье..
. Самойлов Д. Слоненок пошел учиться. Слоненок-турист
Сладков Н. Сказки леса
Сутеев В. Петя и Красная Шапочка
Сказки народов мира
Токмакова И. Сентябрь. Голубая страна. Скоро в школу
Успенский Э. Чебурашка и Крокодил Гена. Дядя Федор, пес и кот, 25 профессий МашиФилиппенко, Гарантийные человечки. Про мальчика Яшу. Про Веру и Анфису
Фет А. Мама! Глянь-ка из окошка...
Яснов М. В последний раз, Я учусь писать слова. Когда я стану школьником .





























Методика заучивания стихотворений
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
1. Подбор стихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык. «Была на небе румяная тучка и растаяла»,-сказала как-то четырехлетняя девочка, глядя на небо, окрашенное вечерней зарей.
Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Например, когда настает весна, в плане педагог перечисляет стихи, которые он намерен дать детям. К каждому из них подбирается картинка. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомнить, они забудут о нем.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:
вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
обеспечить запоминание,
 научить выразительно читать перед слушателями,
воспитывать любовь к поэзии.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
2. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
образец выразительного чтения,
пример выразительного чтения ребенка,
оценка чтения,
подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
3. Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи. Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.
























Использованная литература:

Гриценко З. Пришли мне чтения доброго: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой. – М.: 2005.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: 2007.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников

15