Конспект урока по обучению грамоте на тему Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р]. (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
КОНСПЕКТ
урока обучения грамоте
в 1 «Б» классе
Тема: "Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']."

Учителя начальных классов
Савраскиной Л.Н.
Конспект урока обучения грамоте по теме "Буквы Р, р,
обозначающие согласные звуки [р], [р']."
Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи урока:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться писать строчную букву р и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы. Модели, образцов печатных и письменных букв, плакат с проектом «Город букв»
Этапы урока Цель Содержание взаимодействия с учащимися Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность ученика I этап. Организационный момент.
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя -Долгожданный дан звонок,
Начинается урок! (слайд 1)
-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.
-Умницы! (садятся девочки)
-Молодцы! (Садятся мальчики)
-Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. -Успеха и удачи вам! Настрой на работу Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
II этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовить к восприятию нового. -Начнем с разминки.
Чистоговорки.
-Предлагаю поиграть «Назови последнее слово» (слайд 2)
Ра – ра –ра – начинается …;
Ро –ро – ро – у нас новое …;
Ры – ры – ры – надуваем мы …;
Ру – ру – ру – продолжаем мы …;
Ри – ри – ри – на ветках …;
Ар – ар – ар – кипит наш …;
Ор – ор – ор – созрел красный …;
Ир – ир – ир – мой папа …;
Заучивание скороговорки: (слайд 3)
Роет землю серый крот -Разоряет огород. Называют слова
игра
ведро
шары
игру
снегири
самовар
помидор
командир
Повторяют несколько раз, сначала медленно, потом быстрее III этап.
Постановка учебной задачи.
Цель: создать условия для частично-поискового
метода. -Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Отгадайте:
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Расцветная …
(слайд 4)
В реке большая драка:
Поссорились два …
(слайд 5)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это …
(слайд 6)
Ни пера, ни крыла,
Но быстрей она орла.
Только выпустит хвост,
Понесётся до звёзд.
(слайд 7)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(слайд 8)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(слайд 9)
Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(слайд 10)
- Кто сможет перечислить отгадки?
-Что объединяет все эти слова?
-Сможете назвать тему нашего урока?
- Что мы можем узнать?
А чему мы должны научиться на этом уроке?
-Я согласна, мы должны всё узнать про новый звук. А еще? Радуга
Рак
Рысь
Ракета
Речка
Рюкзак
Ручка
Гласный он или согласный, если согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный или непарный.
Научиться писать и читать слоги и слова с буквой рIV этап.
Поиск решения проблемы-открытие нового знания.
Цель: создать условия для частично-поискового
метода. - Скажите, в каком районе (гласных или согласных) будет жить этот звук?
Почему? Понаблюдайте за язычком. Значит это согласный или гласный звук?

Схема - человечек пригласил к нам на урок Рому и Риту.
- Выложите фишками слово Рома.
- А теперь пониже слово Рита.
(дети работают самостоятельно, двое по очереди за доской)
Проверка:
- Сколько гласных в слове Рома, а Рита?
-А сколько согласных в слове Рома, а в слове Рита?
-Сколько слогов?
-Куда падает ударение?
-Какой слог ударный?
-Что вы заметили?
- Ребята, а почему это у вас первые фишки получились разного цвета?
-Какой вывод мы можем сделать?
Учитель закрашивает башмачки, на схемке - человечке, в зеленый и в синий цвет.
(слайд 11)
-Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что еще мы можем узнать про него?
Проверим, ребята. Поставьте пальчики на горлышко.
(учитель надевает на схемку - человечек – звоночек.-Ребята, а есть у этого звук пара?
Итак, на какой улице поселим нашего нового жителя в «городе букв»?
А в каком домике?
Почему? (заклеиваю букву) В районе согласных
Язычок перекрывает
Р бывает мягким и твердым звуком
Звонкий он или глухой Физкультминутка.
Гимнастика для глаз Цель: Смена деятельности Презентация Знакомство с буквой. (слайд 12)
- А какой значок нам поможет увидеть звук [р]?
Страница 65.
-Расскажите, как нужно писать печатную Р.
Учитель показывает на доске написания печатной буквы Р-Запишите печатную Р в тетрадях.
Печатаем слова Рома, Рита. Составляем схемы и раскрашиваем их. Дети печатают букву и слова в тетрадях, также составляют и раскрашивают схемы к словам. Первичное закрепление
Цель: закрепить первичные знания о букве и звуках. Работа по учебнику (Азбука стр.65).
Чтение слогов с изученной буквой
РА РО РИ РУ РЫ
Чтение слов (слайд 13)
Ра-наРан-ка
Тро-нулУ-ко -лол
Чтение и анализ текста
Первый раз текст читает хорошо читающий ученик.
Во второй раз читаем все вместе
Кактус (слайд 14)
У Иры растут кактусы.
Ира тронула кактус.
Она уколола руку.
У Иры ранка.
Игра «Найди звук»
-Назовите название предметов, в которых звук [р] или [р’] стоит в начале слова;
-в середине слова;
-в конце слова.
Игра « Где слышим звуки [р], [р’] в словах»?
-Хлопайте в ладоши, если звук [р] в словах твердый. Если услышите звук
[р’], то надо руки поднять вверх.
РИС, РОСА, РЫСЬ, СТРЕКОЗА, ГОРКА, СТРОКА, РЕЧКА, МАРАТ, РИММА, ПАРТА, РУКА, ЖАРА, ЖАРЬ, РЯДЫ, РАДЫ, СОЛОВЕЙ, КРАН, КРЮК, ЗОРЬКА, ЗОРКО, РОДИНА, РЫБКА, СМОРОДИНА, ГОРЬКО.Дети читаю слоги
Дети читают слова
Дети читают текст
V этап.
Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель. Помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положительные эмоции. С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы о ней узнали?
- Что особенно запомнилось на уроке?
МОЛОДЦЫ!(слайд 15) Я запомнил …