Конспект открытого урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии по методу В. Базарного на тему Обобщение знаний о предложении


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бекасовская средняя общеобразовательная школа
Конспект
открытого урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного
на тему:
«Обобщение знаний о предложении».
3 класс.
Подготовила и провела
Дегтярева Валентина Яковлевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пос. «д\о Бекасово»
2015 – 2016 учебный год.
Цель: развивать умения распознавать предложения.
Задачи:
Предметные: способствовать формированию знаний о предложении.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение строить предложения; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;
личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность научиться работать с предложением, распознавать его типы.
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;
регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас.
Повернулись, улыбнулись,
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.(Физкульт минутка на регуляцию психического состояния)Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!Скорей за работу, готовьтесь к работе!Сегодня нас ждет игра.И задания уже распределены,на уроке ждут нас они!- Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы работаете на уроке русского языка и как хорошо знаете материал.
(Первый ручеёк побежал, ручки и тетради с собою взял).
2. Минутка чистописания.
- Обратите внимание на первую строку минутки чистописания:
ап на ка рель вес пель жи лу- Что записано на доске?
(Слоги)
- Возможно ли, из этих слогов составить слова?
- Давайте их запишем на второй строке.
Апрель, весна, лужи, капель.
- Что примечательного есть во всех этих словах? Что их объединяет? Что их отличает друг от друга?
(Это все имена существительные, во всех есть орфограммы, все слова имеют число, род, склонение, стоят в именительном падеже, все неодушевлённые, во всех два слога; отличаются числом, количеством звуков, букв).
- Какие слова, на ваш взгляд, могут вызвать затруднения у ребят третьего класса?
- Какое слово лишнее в записи и почему? (Лужи – мн.число, все – ед.ч., апрель – словарное слово а все остальные с проверяемыми гласными)
- Давайте попробуем составить и записать предложение с данными словами о нашей подмосковной природе.
В апреле весенняя капель образовала лужи.
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
- А какова цель нашего урока?
(Работа с офтальмотренажёром).
(Второй ручеёк побежал. Ручки и тетради с собою взял).3. Зрительный диктант.
- Чтобы грамотно писать,
Чтобы трудностей не знать,
Будем мы диктант писать.
Зрительную память развивать.
(Набор №13)
4. Актуализация опорных знаний.
 - Итак, мы отправляемся в путешествие. А поведёт нас в путешествие Совушка - умная головушка.
Но вот беда,  посмотрите, какой дождь на улице!
Что за тучи странные?
Словно иностранные.
Из туч капают не капли, а слова.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова разных частей речи)
- Назовите их. (на – предлог, солнце и небе – существительные, ласковое – прилагательное, сияет – глагол)
- Что можно составить из этих слов? (предложение)
- Что же такое предложение?
( Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
- Составьте предложение. (На небе сияет ласковое солнце.)
- Посмотрите, дождь перестал лить, выглянуло солнце. Значит, правильное предложение мы составили.
- Запишите это предложение себе в тетрадь.
 4. Повторение о предложении.
- Что вы записали?
- Докажите, что это предложение.( Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически, в конце стоит точка, мысль закончена.)
- Молодцы! Отправляемся дальше.
- Что это? Перед нами густой и непроходимый лес. Чтобы его пройти, нужно найти в этих записях предложения.
(На карточках: Зелёные листья. В лесу распустились первые весенние цветы. В овраге журчит. Как красиво кругом!)Какие записи являются предложениями? (2 и 4)
- Почему? Докажите.
- Запишите второе предложение в тетрадь. Прежде, чем дать характеристику этому предложению, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания.
- С какой целью мы пользуемся повествовательным предложением? Приведите примеры.
- С какой целью мы пользуемся вопросительным предложением? Приведите примеры.
- С какой целью мы пользуемся побудительным предложением? Приведите примеры.
- Какие бывают предложения по интонации?
- В любом предложении есть грамматическая основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете?
- Найдите главные члены предложения в записанном предложении.
- Молодцы!
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Игра «Хитрый фотоаппарат».
Учащиеся в течение 1 мин. внимательно рассматривают слова, развешенные на стенах класса. (Слова написаны на листах разного цвета). Потом закрывают глаза и отвечают на вопросы учителя.
Примерные вопросы: Сколько слов развешено на стенах? Какие предложения можно из них составить?
(Третий ручеёк побежал, тетради и ручки собою взял).
6. Восстановление деформированных предложений.
- Перед нами снова препятствие – болото. По обоим берегам этого болота – слова. Чтобы перебраться с одного берега болота на другой, нужно «построить мост» - т.е. составить предложения из слов.
- У нас должен получиться небольшой связный текст.  
- растопила, снежные, весна, сугробы;
- листвой, деревья, украсились, помолодевшие;
- крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;
- с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;
- слышатся, задорные, всюду, пернатых, песни.
7. Зрительная игра «Жмурки».
Игроки крепко зажмуриваются на 3-4 с, максимально напрягая веки. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили.
Упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень выносливости к зрительному утомлению. Общая продолжительность игры 1,5 мин.
(Четвёртый ручеёк побежал, ручку и тетрадку с собою взял).
8. Проверка знаний по теме урока.
- Перед нами последнее, но самое трудное испытание – огромная гора. Подняться на ее вершину сможет тот, кто справиться со всеми заданиями в карточке.
 1 карточка.
1) Найди границы предложений. Спиши, ставя в конце предложения нужные знаки препинания.
Слышишь, какая перекличка высоко в небе какое ликование это журавли летят здравствуйте, журавли далеко ли путь держите
 2) Спиши предложение. Дай ему характеристику. Найди и подчеркни главные члены предложения.
Птицы летели над морем.
 3) Составь и запиши из данных слов предложения.
- журчал, кустами, между, ручей
- рос, кочке, на маленький, подснежник
- У вас на листе есть строка для вывода. Выберите и запишите ту пословицу, которая наиболее точно выражает, то, как вы работали на уроке.
Терпенье и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без работы день годом кажется.
Кто не работает, тот не ошибается.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
9. Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Все ли было понятно?
-Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
-Наша лесная поляна очень красива. На ней много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать наше дерево таким же красивым, как и остальные.
(На доске нарисовано дерево. Детям раздаются нарисованные листочки двух цветов – желтые и зелёные.) Они приклеивают листочки на дерево: 
зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;
 желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
10. Оценки за урок.
- Молодцы! На уроке вы все работали отлично. А оценки вы получите после проверки ваших карточек.
За то, что слушали внимательно,
И помогали мне старательно,
Благодарю вас за внимание,
Урок окончен, до свидания!