Организация проектной деятельности у младших школьников


Организация проектной деятельности
у младших школьников
Содержание.
1.Введение с -3
2.Теоритическая часть с -6
2.1. Из истории метода проектов с -6
2.2. «Что такое метод проектов?» с -7
2.3 Специфика применения проектного метода в начальной школес-11
3. Практическая часть с-16
4. Заключение с-27
5. Список использованной литературы с-28
Приложения с-29
1. Введение
" Проект есть всякое
действие совершаемого
от всего сердца и с определѐнной целью..."
КагаровЕ.Г
Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимо определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходил к этому вопросу индивидуально.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала метод проектов. Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Актуальность. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, так как учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.Гипотеза: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Цели:
определить возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;
повышать уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности.
Задачи:
Раскрыть понятие метода проектов, используя педагогическую и методическую литературу.
Показать специфику применения проектного метода в начальной школе.
Разработать и реализовать с младшими школьниками творческий комплексный проект.
Проследить динамику продвижения учащихся в формировании ключевых компетентностей проектной деятельности.
Теоретический этап работы включал в себя:
изучение понятия метода проектов в педагогической литературе;
изучение методологических основ организации технологии проектной деятельности в начальной школе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
формирующий этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов, а также выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;
контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.
График выполнения работ
Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта проводилась в течении 2011-2013 учебные года.
Целевые группы
Проект будет полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД, организаторам внеклассной деятельности.
2.Теоритическая часть
2.1. Из истории метода проектов.
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
2.2. Что такое «метод проектов»?
Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов. Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различныевиды классификаций
По доминирующей в проекте деятельности:
практико-ориентированные;
исследовательские;
информационные;
творческие;
ролевые.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?По характеру контактов между участниками:
моно проект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
внутриклассные;
внутришкольные;
межрегиональные;
международные.По количеству участников проекта:
индивидуальные;
групповые.По продолжительности:
мини-проекты (укладываются в 1 урок);
краткосрочные (4-6 уроков);
среднесрочные;
долгосрочные.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта:Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
2.3. Специфика применения проектного метода в начальной школе.Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Исходя из этого, Е.Н.Землянская выделяет несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло);в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальной школы. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно–познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли столкнуться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированны, одноплановы.Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?»Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий,Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, которую Н.В.Иванова видит в следующем. Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщённости умственных действий, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. В тех же случаях. Когда целенаправленное формирование названных показателей не осуществляется, использование метода проектов неэффективно и затруднено.В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы учебной деятельности:
мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса.Согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
При анализе опыта использования проектной деятельности в начальной школе Н.М.Конышева указывает на ряд наиболее заметных тенденций:
Имеет место обособление проекта в учебном процессе, выделение его в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а иногда даже за рамками учебного времени.
Проектной деятельности школьников придают черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного коллектива, а структура выполнения проекта словно «списана» с проектной деятельности, характерной для полномасштабного производства.
Характерной чертой школьных проектов становится тяготение к грандиозности, масштабности тематики при её видимом формализме. Наиболее распространёнными темами являются изготовление всевозможных панно, макетов, выполняемых целым классом или школой.
Проекты, которые предлагаются школьникам, изначально изобилуют всевозможными алгоритмами, что противоречит сути и смыслу творческой деятельности
Содержание деятельности детей преимущественно репродуктивное, выдвижение настоящих проектных гипотез реально не предполагается. Вместо этого ученикам иногда предписывается формулировать (по шаблону) целый «научный аппарат», сопровождающий изготовление уже известных школьникам изделий.
Отсутствие настоящих творческих, конструкторских задач в рамках выполнения таких «проектов» обычно компенсируется привлечением всевозможных внешних эффектов, которые к проектной деятельности не имеют отношения. Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.
3. Практическая часть
Метод проектов я использую в своей практике четвёртый год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы
На первом этапе я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию:
Информационно-аналитических умений
Информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
В качестве примера остановлюсь на некоторых занятиях, которые позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдет работа. Определив последовательность работы, начинали собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, создавали схему рисунок.
Способность детей делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывали родители, которым мы объяснили цель исследования и их результативность. Они совместно с детьми делали подбор литературы. Читали статьи по теме. А мы с учащимися заносили необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализировали и обобщали, затем исследователи делали сообщения. После выступления обязательно проводили обсуждение. Слушателям была дана возможность задавать вопросы. Так ребята знакомились с общей схемой деятельности. Затем я работала над формированием видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагала задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике.
Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.
Учитель читает детям неоконченный рассказ.
“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;
Задание “Тема одна – сюжетов много”.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)
Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”
“…Так я и не выучил стихотворение”.
“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.
Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).
Задание “Давайте вместе подумаем”
Почему у белого медведя нос чёрный?
Гипотезы (предложенные детьми):
1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
3. Предположим, чтобы медвежата его видели.
Упражнения на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон
Задания типа “Найди возможную причину события”
Машина резко затормозила.
Молоко прокисло.
Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)
Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
Игра “Угадай, о чем спросили”
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Используя тренировочную подпрограмму “практика”, я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.
Подбор литературы по заданной теме.
Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
об использовании человеком науки и техники
об истории человечества
об исследователях и учёных
Ориентировка в словаре, справочной литературе
возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________
найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________
какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________
Ориентировка в тексте, ключевые слова
В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________
Ответы на вопросы к тексту
найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить
________________________________________________________________
найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.
в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”О чём рассказывает эта статья?
Определи тему ________________________________________
Следующий шаг – подпрограмма “практика”, где я уже предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.
Такой нестандартной ситуацией становится написание рефератов. Например:
Творческая работа
ПИНГВИНЫ
К теме прилагается комплект книг
№ п/п Список литературы Страницы
  Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.  
  Чарушин Е. Моя первая зоология.  
  Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН  
     
     
План
Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?
Жизнь императорских пингвинов.
Как пингвин разучился летать.
Заключение.
Порядок работы:
Внимательно прочитай план реферата.
Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.
Каждый пункт плана – это абзац текста.
Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
Подробно ответь на вопросы основной части плана.
Сделай короткое заключение.
Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потом я их приучаю к дальнейшим вопросам: что еще тебя может интересовать в этой проблеме?Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.
Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определять понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными- классиками или одноклассниками различение (например весна и осень – времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Обобщение это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Для этого использую следующее задание – из приведенных понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие
было бы родовым по отношению к предыдущему.
Важным средством развитие умений давать определения являются обычные загадки. Мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки - это ее определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть.
Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира н сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определение понятий по определённому основанию на пересекающие классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному, по цвету, по форме и т.д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых им вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий -парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать ,выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы и проекта в четвертом классе. Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во многом зависит и от ее чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Смысл технологии учебного проекта заключается в том , что бы помочь ученику пройти весь путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными проектами осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирование темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Перед использованием метода проектов, учащимся 3 класса была предложена анкета с целью установления их исследовательских интересов.
* Что тебе интересно больше всего?* Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? * Как ты понимаешь слово «исследование»?* Чем отличается взрослое исследование от детского?* Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?* По каким учебным предметам ты получаешь лучшие отметки?* Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?* Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?      В результате анкетирования учащихся было выявлено, что 63% понимают значение слова «исследование» и могут отличить детское исследование от взрослого.

Был установлен исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определено 6 групп, в которые попали школьники, интересующиеся одинаковыми областями знания: школьная жизнь, история, животные, криминалистика, полезные ископаемые, механизмы, растения.
Поскольку проблематику исследовательских проектов определили интересы детей, то их реализация оказалась возможной во внеучебной деятельности (группа продленного дня). Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в проектно–исследовательской деятельности.
Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой метода проектов, приемами исследовательской работы. (Приложение 1.) Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. Несмотря на то, что исследовательские группы созданы по принципу сходности интересов, внутри группы дети не смогли договориться о предмете исследования. Отбор темы был произведен по большему количеству %, набранному в процессе анкетирования (школьная жизнь-15%, растения -29%, животные-24%, полезные ископаемые-8%, история-18%, механизмы-6%).
Результаты анкетирования.

На втором этапе приступаем к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.
Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап основополагающий Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 тап заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап итоговый Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.
На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.
В ходе работы над проектами учащиеся 3-4 классов научились находить материал по теме исследования в разных источниках: книгах, Интернете, музее, выполнять такие доступные им методы исследования, как наблюдение, знакомство с кино- и телефильмами по теме своего исследования, брать интервью у учащихся класса и школы, родителей, учителей. На этапе самостоятельных раздумий учащиеся работали по следующему плану:
1) Что я знаю об этом?
2) Какие суждения я могу высказать по этому поводу?3) Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Примером этому могут служить следующие проекты:
В 1 полугодии 2011-2012 учебного года мы с учащимися 2 класса выполнили работу «Новогодний калейдоскоп». Второклассники уже пытались ставить перед собой цели, задачи, определяли ход работы, делали выводы. Проектная работа предполагала ознакомление учащихся с особенностями празднования Нового года в России и в разных странах мира, с историей празднования Нового года на Руси, более близкое знакомство с новогодними персонажами: Дедом Морозом , Снегурочкой и др. Ребята с удовольствием работали, им было интересно оформлять найденный материал и делать выводы.
Во 2 полугодии учащиеся 2 класса работали над проектом «Моя будущая профессия». В рамках работы над проектом ребята находили материал из различных источников о тех профессиях, которые они мечтают освоить, когда станут взрослыми, рисовали представителей данных профессий. Работы получились очень интересными. Защита проекта проходила на родительском собрании.
Участие Сухарева Егора - проект « Созвездие нашей планеты» в конкурсе исследование младших школьников «Малая академия».
Участие в 4 городском экологическом фестивале «Чистота родного края» - Попова Полина – проект «Школьный двор».
2012-2013 учебный год:
Попова Полина - 1 место в областном конкурсе экологических видео-проектов «Внимание, Колобок!» номинация «Земля наш общий дом».
Сухарев Егор лауреат Общероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся» « Портфолио ученика». Его работа напечатана в сборнике.
В ходе работы я пришла к выводу, что проектную деятельность не обходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как
Позволяет учащимся приобретать знания , которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое ,что узнают ребята, с чем-то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
4. Заключение.
Исходя из вышесказанного ,мною сделан вывод, о том ,что проектная деятельность ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение и самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в проектной работе – наличие у них потребности узнать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Проектная деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
Классифицировать;
Обобщать;
Отбирать все возможные варианты решения;
Переключаться с одного поиска решения на другой;
Составлять программу действий по своей работе;
Рассматривать объект с различных точек зрения;
Сравнивать различные объекты и их совокупности;
Составлять задания по предложенной теме;
Проводить самоконтроль;
Наблюдение за учащимися показало, что процент детей у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной ,детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в различных конкурсах и проектах.
Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования проектной деятельности на уроках и внеклассной работе.
Список литературы1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №67. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №98. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №29. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа.2008. №810. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №111. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч 2003. №6Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
 

Приложение №1
Памятка по подготовке, оформлению и представлению проекта.
Основателем проектной деятельности считают американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Именно этот учёный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей.В буквальном переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперёд»ПРОЕКТ – это «ШЕСТЬ П»:
1.Проблема.
2.Проектирование ( планирование).
3.Поиск информации.
4.Продукт работы.
5.Презентация.
Шестое «П» проекта – это портфолио твоего проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.
Приложение №2
Полезные советы для учащегося (проектанта)и их консультантов( родителей и др.):

1.По всем вопросам обращайся к учителю, координирующему проект.
2.Используй активнее справочную литературу (энциклопедии, исторические документы, печатные издания, материал из Интернета и др.).
3.Учитывай традиции нашей школы, не забывай, что родной школе в этом году исполняется 48 лет!
4.Думай о том, что твоя работа может пригодиться тебе в будущем.
5.Проявляй творчество, но опирайся только на научные знания.
6.Старайся использовать в работе современную технику ( компьютер, фото- и видео- аппаратуру, копировальную машину и т.д.).
7.Выполняя проект, всегда помни об экологии родного края и своём здоровье.
8.Проект не может быть рефератом, да ещё «скачанным» из Интернета.
Возможные виды презентации проектов:1.Научный доклад на конференции.
2.Деловая или ролевая игра.
3.Отчёт исследовательской экспедиции, путешествия.
4.Игры с залом.
5.Спортивные игры.
6.Обобщение данных соцопроса на научной конференции.
7.Создание видеоролика.
8.Театральная постановка.
9.Инсценировка реального ил вымышленного исторического события.
10.Иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
11.Произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
12.Экскурсия, как подведение итогов исследовательской деятельности.

Приложение №3
Классификация проектов:

1.Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия в кабинет школы до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта может быть открытым до самого его окончания. Например, чем завершится историческое судебное заседание? Будет завершён конфликт или заключён договор?
Приложение №4
Памятка по подготовке, оформлению и представлению проекта.
1. Основные требования для участниковКонкурса проектных работ:
-четкость, лаконичность и доступность изложения материала;-соответствие темы работы ее содержанию (а также сформулированы ли в проекте цели, задачи, выводы ?) .-актуальность и практическая значимость работы, связь с жизнью;-эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы; свободное владение материалом;-грамотное использование наглядности во время выступления; -аргументированное обоснование сделанного в проекте своими руками;-наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;-наличие в содержании и оформлении проекта некой исключительности –«изюминки», что сделает представление Вашего проекта более выигрышным;-умение учащихся использовать специальную научно-популярную терминологию и литературу по теме;-оформление проектной работы;-наличие каталога использованной литературы , паспорта и визитки;-форма одежды в соответствии с темой проекта;-умение не теряться в ответах на вопросы членов жюри;-корректность поведения в процессе защиты проектной работы;-культура выступления учащегося на конференции( время выступления - 7 минут;время ответов на вопросы - 3 минуты).
Приложение №5
Оформление и содержание проекта ( в проектной папке):
Структура Требования к содержанию
^ Титульный лист Содержит:- наименование учебного заведения, где выполнена работа;- фамилию, имя и отчество автора;- тему работы;- фамилию, имя и отчество руководителя (учитель) и консультантов (и их научные степени);- координаторы (ФИО);- город и год.
^ Паспорт проектной работы Содержит:- тему проекта;-учебный год;-школа, класс;-автор проекта ( фото, фамилия и имя);- руководитель проекта ( ФИО);-консультанты (ФИО, научная степень);- координаторы;- график работы над проектом;- иллюстративный ряд к проекту;- материально-техническое обеспечение проекта;- оценка содержания проекта (заполняется жюри);-оценка оформления проекта :(заполняется жюри);- оценка презентации проекта (заполняется жюри).
Оглавление Включает:- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
^ План выполнения проекта Включает:- короткое перечисление этапов, возникновение идей, решение проблем, обработка результатов исследований и ход их выполнения.
Введение (вступление) (рекомендуемый объем 1-2 страницы) Содержит:- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;- обоснование необходимости проведения работы.
^ Цель работы В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, дает характеристику предмета исследования.
^ Основная часть(не более 7-10 страниц) Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме:
^ Методики проведения экспериментальной ( или исследовательской) работы содержит подробное описание самой методики.. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнений методик эксперимента. Приводится мнение консультантов, участвующих в исследовании и помогавших добиться желаемых результатов.
^ Научная ( теоретическая) часть работы содержит краткий анализ автора прочитанной литературы по данной теме, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют основное содержание и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.
Автор в работе должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Выписки из прочитанного должны быть полными и точными, т.е. цитата и её библиографическое описание.
Выводы Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы; автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.
^ Список литературы Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.
Визитка На отдельном листе бумаги коротко представляется проект с иллюстрациями и ценными выдержками из проекта. Визитки раздаются членам жюри и гостям для представления в краткой форме целей и задач своего проекта.В визитке должны быть также указаны данные титульного листа проектной работы.
Дискета Содержит в себе всё содержание проектной папки.

Приложение №6
Дополнительная информация для учителей – руководителей проектной работы.Программа проектной деятельности должна включать:
1.Наименование программы.
2.Основание для разработки программы.
3.Основные разработчики программы.
4.Цель программы.
5.Задачи программы.
6.Участники программы.
7.Сроки и этапы реализации программы.
8.Перечень разделов программы.
9.Исполнители программы.
10.Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
11Организация контроля за исполнением программы.

Основные моменты календарного планирования работы над проектами.
№ п/п Содержание работ Сроки
1. Вводный этап. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ. Основной замысел, примерная тематика и жанры проекта.
2. Стендовая информация о проектной работе.
3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам ( темы, требования, сроки, график консультаций и пр.)
4. Консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов. Формулирование основных идей.
5. Формирование проектных групп, оформление заявок на существование проекта.
6. Обсуждение идей будущих проектов. Составление индивидуальных планов работы над проектами.
7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
8. Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.
9. Организационно - консультативное занятие: промежуточные отчёты учащихся,( презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ).
10. Индивидуальные и групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
11. Регулярные консультации по содержанию проектов, помощь в систематизации и обобщении материала.
12. Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.
13. Репетиционно - консультативное занятие : «предзащита» проектов.
14. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
15. Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
16. Подготовка к публичной защите проектов:
Определение даты и места.
Выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории ( включая независимую экспертную комиссию).
Определение программы публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам ( медиаподдержка, подготовка аудитории, фото-, видеосъёмка и пр.).
Определение списка гостей, приглашаемых на защиту, в т.ч. через анкетирование авторов проектов.
Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты.
Оформление пригласительных билетов.
Подготовка аудитории.
Приглашение гостей.
Стендовая информация о мероприятии.
Подготовка раздаточных материалов бланков оценки проектных работ.
17. Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия.
18. Координационное совещание лиц, ответственных за проведение мероприятия.
19. Заключительный этап. Публичная защита проектов.
20. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
21. Итоговый этап. Распоряжение по результатам проектной деятельности ( благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материала).
22. Обобщение материала. Оформление отчётов о выполненной работе.
Приложение№7Рекомендации учителям по вопросам организациипроектной работы:
1.Работая с учащимися над проектом, необходимо постоянно держать связь не только с учениками, делающими этот проект, но и с родителями, консультантами данного проекта.
2.При этом необходимо, чтобы учитель сам чётко представлял себе суть проекта, методику его подготовки, оформления и представления (презентации).
3.При организации данного сотрудничества с учащимися необходимо учитывать их детскую возрастную психологию.
4.Проектная работа в классе организуется в соответствии с целями
и задачами школьного Конкурса проектов.5.В работе над проектом необходимо учитывать достижения передовой науки и практики в области исследовательской и проектной работы.
6.При подготовке своих учеников к представлению проектов на Конкурсах необходимо исходить из общих требований презентации проектов
(т.е оформлять проекты необходимо в едином стиле)
7.При работе с учащимися над проектом необходимо уделять внимание психологической подготовке ребят, чтобы учащиеся защищали свой проект убедительно, грамотно выражали свои мысли и не боялись отвечать на вопросы членов жюри.