Организация системы оценивания младших школьников для достижения планируемых результатов.

ВВЕДЕНИЕ

Ориентация образовательных стандартов на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит системе оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. А система оценивания позволяет отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, обучающихся и родителей.
Цель работы – обобщение педагогической деятельности при организации системы оценивания обучающихся для достижения планируемых результатов.
Решение поставленной цели я осуществляю через ряд задач:
1. Определить виды профессиональной деятельности по созданию системы оценивания учителя.
2. Определить пути и педагогические условия построения системы оценивания в начальной школе.
3. Показать наиболее эффективные инструменты оценивания, способствующие развитию контрольно-оценочной деятельности.














ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В своей профессиональной деятельности педагог выполняет трудовые функции в обучении, воспитании и развитии. Для этого он должен обладать умениями и знаниями, которые определены «Законом об образовании РФ» и Профессиональным стандартом.
В соответствии с этими документами мною составлена функциональная карта вида профессиональной деятельности по организации системы оценивания. (Приложение 1)
Чтобы обучать, воспитывать и развивать обучающихся, как педагог я должна осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями, которые предъявляет федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Мои действия при организации системы оценивания - организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения образовательной программы. Умения, которые мне необходимы – это объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля. В воспитательной деятельности, реализовывать современные формы и методы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности, для этого я должна уметь общаться с детьми, признавать их достоинство. В развивающей деятельности - использовать в своей практике применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
ФГОС предъявляет требования к оценочной деятельности:
Оценка трех групп результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Критериальный подход к оценке.
Включение учащихся в процесс самоконтроля и самооценки.
Разнообразие форм и методов оценивания.
Для организации системы оценивания, мы должны знать, что есть формы оценивания (самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка, работа по образцу, систематизация работ, рефлексия), а у каждой формы есть свои инструменты оценивания. Так, например одной из форм оценивания является работа по образцу, которую можно определить с помощью таких инструментов оценивания, как «Светофор», «Лесенка», «Волшебный столбик». У каждого педагога инструменты оценивания могут быть свои.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы сами обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная деятельность.
Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения положительной динамики учебных действий я с 1 класса работаю над самооценкой ученика.
Каждый урок начинаем с самоконтроля готовности к занятию «Я готов к уроку, потому что у меня на парте лежит » и взаимоконтроля «Вова готов к уроку, потому что»
Так постепенно начинается работа по формированию умения оценивать свою деятельность. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить «Алгоритм самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и исправлять ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей – либо помощью? (Учимся оценивать процесс)
Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками, его использование значительно повысит эффективность работы учеников.
Благодаря дифференциации самооценки и оценки обучающийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Для того, чтобы ученик оценил себя надо знать над какими умениями он работает. Для объективного и систематического оценивания учебных достижений на каждого ученика по предметам заводится «Лист самооценки», в который заносятся из рабочей программы планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
На уроках мы не только работаем над предметными умениями, но и над метапредметными УУД. Достижения планируемых метапредметных результатов осуществляется в «Листах успешности», который состоит из двух частей: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться». (Приложение 2)
(Фрагмент видео – работа с листами успешности и самооценки).
Анализ листов самооценки обучающихся позволяет мне проследить достижения каждого ученика по теме. В результате все данные сводятся в единую таблицу требований по предмету (график учебных достижений), по которой я могу проследить, кто на каком уровне находится, у кого есть пробелы по теме. Это позволяет мне скорректировать работу с этим учеником. Все данные находятся в рабочем журнале.
Формы оценивания мы можем проследить и на внеклассных занятиях – классных часах, где дети учатся для себя делать выбор, определять для себя самое ценное.
(Фрагмент классного часа – «Моя малая Родина – Русская Поляна»)
В своей педагогической практике использую следующие инструменты оценивания:
Визуальный самоконтроль и взаимоконтроль
Волшебные столбики
Светофор
Лист успешности
Портфолио
Проверочные и контрольные работы
Диагностические работы
Комплексные диагностические работы
- Давайте поработаем вместе и подумаем, когда можно применять данные инструменты оценивания. (Приложение 3)
(обсуждение работ)
Вся система оценивания заканчивается промежуточной аттестацией. Нам нужно задуматься над тем, как провести промежуточный контроль. Для этого каждый педагог пишет спецификацию по предмету. Одним из важных разделов спецификации является «Система оценивания», где прописаны критерии оценивания (баллы, отметки, .).

Я предлагаю вам взять лист успешности по теме «Система оценивания» и озвучить те умения, над которыми мы сегодня работали. (Приложение 4)





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема организации системы оценивания для достижения планируемых результатов остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед обучающимися для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе.
Система оценивания - это инструмент в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания.
Правильная организация системы оценивания решает задачи личностного роста каждого ребёнка, что подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.

































Список литературы

1. Кзенова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго поколения). 3. Пачина А.Г. «Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС начального общего образования», Омск БОУДПО «ИРООО», 2011
4. Профессиональный стандарт. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М -во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты нового поколения).
5. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004

Интернет-ресурсы

https://sites.google.com/site/ocenocnaadeatelnost/
http://www.zankov.ru/
http://festival.1september.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://w.school2100.ru/

















Приложение 1

В соответствии с «ЗАКОНОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ » и профессиональными обязанностями согласно ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА мною составлена
Функциональная карта вида профессиональной деятельности по организации системы оценивания
 
ДЕЙСТВИЯ
УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

ВОСПИТАНИЕ
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной)
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися .
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

РАЗВИТИЕ
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете, предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристи.
Педагогические закономерности организации образовательного процесса














Приложение 2
Лист успешности по русскому языку
_________________________________________________


Обучающийся научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу


2. Осуществлять пошаговый контроль по результату


3. Находить несколько вариантов решения учебной задачи


4. Находить ответ на заданный вопрос в учебнике


5. Принимать роль в учебном сотрудничестве


6. Строить сообщения в устной и письменной форме


7. Умение пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами


8. Выделять существенные и несущественные признаки


9. Проводить сравнение изученных объектов, делать выводы


10. Проводить классификацию изучаемых объектов


11. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками


12. Работать в паре и группе


13. Формулировать собственное мнение и позицию


14. Договариваться, приходить к общему решению

Обучающийся получит возможность научиться:
1. Контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками


2. Выполнять действия с опорой на заданный ориентир


3. Делать выводы о свойствах изучаемых объектов


4. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия


5. Осуществлять действия взаимоконтроля


6. Строить монологическое высказывание


7. Учитывать другое мнение и позицию





Приложение 3
Инструменты оценивания


Начало урока
Ежедневно
В начале темы
В конце темы
1 раз в четверть
1 раз в полугодие
1 раз
в год

Визуальный самоконтроль и взаимоконтроль








Волшебные столбики








Светофор








Лист успешности








Проверочные и контрольные работы








Диагностические работы








Комплексные диагностические работы
















Приложение 4
Лист успешности по теме
«Организация системы оценивания»

Педагог научится:
Отличать формы и инструменты оценивания


Использовать алгоритм самооценки


Применять инструменты оценивания в своей работе


Использовать лист успешности

Педагог получит возможность научиться:
Знакомство с профессиональным стандартом


Использование готового видеоматериала



















13PAGE 15


13PAGE 14215




15