Новые подходы к обучению литературному чтению для достижения планируемых результатов у младших школьников


Латорцева Инна Викторовна,
Киндеева Людмила Викторовна,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
Воропаева Оксана Владимировна,
заведующая библиотекой
МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
Новые подходы к обучению литературному чтению для достижения планируемых результатов у младших школьников
В статье раскрывается значение предмета «Литературное чтение» для достижения планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) — становления учебно-познавательной мотивации, развития универсальных учебных действий. Приводятся конкретные примеры методов работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Авторы видят решение проблемы в изменении подходов к обучению в начальной школе, в особом внимании к развитию умений учащихся сопоставлять русские тексты с их переводом, сравнивать тексты с «бродячими» сюжетами, анализировать прозаические и поэтические произведения и т.д.
Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл, содержание должно предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и т.п.;
- стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться, понимать другого человека и т.п.
Есть такой анекдот: «Даю уроки вождения. Моисей». Не призываем вас записываться, но в условиях реализации новых стандартов нам необходимы новые подходы к обучению литературному чтению, без которых у нас не получится, ни деятельностной педагогики, ни развития свободного ребенка.
Мечта авторов, ради которой А.Г. Асмолов вместе с коллегами участвовал в разработке новых стандартов, — чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью, со «свободной походкой» и свободным видением мира, людей перспективы, а не ретроспективы.
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», — писала Марина Цветаева и именно сегодня настает черед идеологии развития, а курс литературного чтения призван ликвидировать разрыв между уровнем начального и основного общего образования. Не секрет, что некоторые выпускники начальной школы сталкиваются с большими трудностями при овладении литературным материалом 5-го класса.
Поэтому уже в начальной школе следует обращать внимание не только на развитие умений осознанного чтения текста, умения пересказывать его, но также на формирование у младших школьников понимания словесно-художественного образа, роли детали в системе образов произведения. Особое внимание следует уделять художественному слову. Помните, как писал А.С. Пушкин «Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...»
Важно показать учащимся, как в художественном тексте обогащается и расширяется основное значение слова, как приобретает оно новые оттенки значения.
Основным содержанием урока "Литературное чтение" в начальной школе должен стать анализ художественного текста маленьким читателем.
Цель анализа, смысл и значение этой работы – полноценное восприятие художественного произведения. Именно в процессе читательской деятельности возможно формирование коммуникативной компетентности у младших школьников.
Подход к предмету литературного чтения сознательно – коммуникативный.
Основная характеристика этого подхода: «Учиться общению общаясь».
Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация, опора на эстетическое в жизни детей являются тем учебным фундаментом, на котором растёт и развивается маленький школьник. Опора в методике обучения на анализ событийной стороны художественного произведения и характеристика главных событий сразу выводит школьников на героев как их участников.
Например:
1. Гибель героя: Колобок («Колобок»), Ягненок («Волк и ягненок»), Лев («Лев и собака»), Лисичка («Лисичка со скалочкой»), Мальчик в «Вересковом меде», Лягушка («Лягушка и вол»), Снегурочка. На краю гибели находится и Муха-Цокотуха.
2. Ярко выраженное возвышение или снижение героя. Возвышение Золушки, младшей сестры в «Аленьком цветочке», Ивана в «Коньке-Горбунке». Кот в сапогах приносит счастье увальню-хозяину.
Позднее в основной школе ребята будут рассматривать по той же схеме более сложные художественные произведения.
Методика работы ориентирована на формирование коммуникативных компетенций, к которым относятся следующие результаты обучения:
- творческое сочинительство, учебный диалог, своя точка зрения, и как итог - рукописные детские книжки.
Учителям начальных классов следует помнить, что курс литературного чтения выполняет двойную функцию:
- формируются универсальные учебные действия необходимые для изучения курса литературы в основной школе;
- совершенствуются основы речевых умений и навыков, осуществляется освоение грамматических категорий, практическое овладение русским литературным языком, приобретаются элементарные умения анализировать художественный текст.
Младшие школьники овладевают самыми простыми формами самостоятельной творческой деятельности.
Развитие индивидуальности личности - прежде всего развитие потребности и способности ученика к саморазвитию. Педагогическая помощь школьнику включает в себя:
• развитие потребности к самопознанию, интерес к своему Я, своим результатам деятельности; • реализацию своего творческого потенциала; • самооценку; • развитие себя через развитие другого.
Предмет формирования - умение младших школьников задавать вопросы. Наличие алгоритма - важное условие при формировании умения задавать вопросы:
надо определить цель вопроса;
вопрос должен быть кратким, чётким и ясным;
вопрос может начинаться со слов: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?
нужно внимательно слушать того, к кому вы обращаетесь с вопросом.
Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.
Чтобы развитие индивидуальности личности стало ориентиром, надо изобрести, собрать и «склеить» в определенную последовательность приемы организации учебной работы, направленные на самопознание и самоопределение. Нужно окунуть «мертвое тело» приёмов в «живую воду» человеческо - педагогического общения.
Отталкиваясь от своих учебных задач, индивидуальных замыслов, учитель по-разному проводит работу с текстом, используя следующие педагогические средства для формирования коммуникативных компетенций:
занимательность, наглядность, игра (деловая, ролевая), беседа-размышление, диспут, юмор;
эмоциональный фон (речь учителя, музыкальное сопровождение).
В конце учебного года проводится творческий день. Проведение такого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих и коммуникативных способностей младших школьников: мышления, воображения, гибкости, оригинальности, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы обучающиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит определенное задание. Это: чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов; выставка рисунков, рисованных диафильмов; творческие мини- произведения; спектакли, сценки.
Павел Флоренский говорил, что культура — это среда, растящая личность, и эти слова остаются актуальными сегодня.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др.
Относительно полный анализ текста требует много времени и возможен только в системе уроков развития речи: анализ художественного текста даёт возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, слушанию и письму).
Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко и отчётливо увидеть авторскую позицию. К осмыслению композиции подводят такие виды работ над текстом, как сжатый пересказ, составление плана.
Изучение стиля писателя оказывается необходимым средством уяснения позиции автора. Наблюдение над стилем автора начинается с элементарных упражнений. Иногда этому способствует игровое задание: вставить слова, пропущенные в тексте, а затем объяснить, почему писатель употребляет иной синоним, чем предложенный учеником. Эта игра позволяет проверить интуитивное ощущение обучающимися стиля писателя.
Вполне приемлемы для анализа литературного произведения и походы в кино и театр, просмотр теле- и видеофильмов (самый приемлемый на сегодня способ). Но самым главным условием для проведения качественного анализа художественного текста остаётся серьёзное предварительное чтение произведения.
Например, в сказке «Кот в сапогах» главным героем следует считать Кота или его хозяина? А кто главный герой в «Репке», в «Волке и ягненке», в «Вороне и Лисице»? Еще сложнее этот выбор в сказке «Соломинка, лапоть и боб». Сюжетную таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно. В ходе такой работы ученик овладевает сюжетным мышлением.
Новый подход стимулирует учителя обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернуться к чтению произведений классической литературы.
Прежде всего, следует отметить принципы отбора произведений для чтения, работа с которыми обеспечит формирование личностных, предметных и метапредметных умений, которые соответствуют требованиям стандарта.
Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Педагогический словарь // под ред. Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. - М., Академа, 2000. - 179 с.
3. Шифрина Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195