«Игровые технологии как одно из условий планируемых личностных результатов обучения в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 6»











Тема: «Игровые технологии как одно из условий планируемых личностных результатов обучения в начальной школе»















Учитель: Дегель Татьяна Ивановна








г. Пыть-Ях 2013г.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.


Игровые технологии как вид педагогических технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
Игровые.
Догматические, репродуктивные.
Объяснительно-иллюстративные.
Развивающие.
Проблемные, поисковые.
Программированные.
Диалогические.
Творческие
Саморазвивающие.
Информационные (компьютерные).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Значение игры в обучении.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм . . .
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Педагогические игры достаточно разнообразны по области деятельности:
- физические;
- интеллектуальные;
- трудовые;
- социальные,
- психологические.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
- различают игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.





Технология проведения игры.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Заключение.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимся в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов.
Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415










Root EntryИгровые технологии как одно из условий "планируемых личностных результатов обучения в начальной школе.( Подготовила учитель начальных классов Дегель Татьяна Ивановна."