Рабочая программа факультативного курса по биологии для 9 класса «Общие биологические закономерности»




































Краткая аннотация
«Общие биологические закономерности»________________________
Капустина Зоя Семеновна

Название предметного курса профильного уровня
«Общие биологические закономерности» (35ч.) 9 класс

Цели и задачи курса
Цель: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса:
1.Формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии.
2.Дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
3.Подготовить к сдаче экзамена по биологии.


Основные предметные модули
Многообразие организмов. Царство растений. Царства бактерий, грибов, лишайников. Царство животных. Человек и его здоровье.

Основные требования к освоению курса
Формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений ( анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. Поэтому для определения степени усвоения материала на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по выполнению учащимися заданий всех изученных тем, по результатам которой, знания и умения учащихся оценить в форме “зачтено / не зачтено”.

Учебно-методический комплект
Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 кл общеобразовательной школы.- М.: Вентана – Граф, 2002,
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология. Животные. 7класс, М:, «Вентана-Граф»,
И.Н.Пономарева, И.Н.Кучменко, Н.М.Чернова. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Изд. «Вентана - Граф».

Востребованность предмета при поступлении (по специальности)
Профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.
































Пояснительная записка
к рабочей программе факультативного курса по биологии для учащихся 9 – х классов

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов (1час в неделю). Содержание курса распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений.
Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Основные задачи курса:
1.Формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии.
2.Дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
3.Подготовить к сдаче экзамена по биологии.
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменнной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.
На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.
Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений ( анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.
Реализация программы становится возможным благодаря использованию электронного учебного приложения для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учеников, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
В конце элективного курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы.












Календарно-тематическое планирование

Общая тема
№ Занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения
Корректировка

Раздел I.
Тема I.
Многообразие видов. (2ч).
№1.
Многообразие организмов.
1ч.




№2.
Структурные элементы организмов.
1ч.















Тема 2.
Царство растений (15ч).













№3.
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов.
1ч.




№4.
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.
1ч.




№5.
Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.
1ч.




№6.
Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей.
1ч.




№7 .
Особенности строения и размножения мхов.
1ч.




№8.
Папоротникообразные, их свойства.
1ч.




№9.
Отдел Голосеменные, их особенности.
1ч.




№10.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных.
1ч.




№11.
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.
1ч.




№ 12.
Многообразие растений и их происхождение.
1ч.




№13.
Доказательства исторического развития растений.
1ч.




№14.
Основные этапы в развитии растительного мира.
1ч.




№15.
Возникновение фотосинтеза.
1ч.




№16.
Выход растений на сушу.
1ч.




№17.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
1ч.



Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч).
№18.
Строение и жизнедеятельность прокариот.
1ч.




№19.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.
1ч.



Тема 4. Царство животных (9ч).
№20.
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
1ч.





№21.
Общая характеристика простейших.
1ч.




№22.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.
1ч.





№23.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.
1ч.




№24.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития.
1ч.




№25.
Тип Хордовые, Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем.
1ч.




№26.
Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.
1ч.




№27.
Эволюция животного мира. Сравнительно-анатомические доказательства.

1ч.




№28.
Эмбриологические и палеонтологические доказательства.

1ч.



Раздел II.
Надорганизменные системы (6ч).
Тема 1. вид и популяции (2ч).
№29.
Микроэволюция. Видообразование.
1ч.




№30.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.
1ч.





Тема 2.
Экосистемы.






№31.
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура.
1ч.




№32.
Сукцессии.
1ч.




№33.
Агроэкосистемы.
1ч.




№34.
Биосфера-глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.
1ч.




35
Заключительное занятие.








Литература для учителя:
1.Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
2.Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004.
3. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
4.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.
5.Основы общей биологии. 9 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


Литература для ученика:
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004г.
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003г.
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003г.






















Краткая аннотация
«Наследственность и здоровье»________________________
Капустина Зоя Семеновна

Название предметного курса профильного уровня
Наследственность и здоровье (34ч.) 10 класс

Цели и задачи курса
Цели курса:
1. Углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией по наиболее важным и значимым проблемам наследственности человека как факторе здоровья.
Задачи курса:
1. Ознакомить обучающихся с основными методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях, рассмотреть последствия мутаций затрагивающих генотип человека.
2. Показать учащимся, что знания законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявление.

Основные предметные модули
История изучения человеческого организма и его наследственности. Наследственность как фактор здоровья. Методы изучения наследственности человека. Болезни человеческого организма. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Наследственные болезни человека.

Основные требования к освоению курса
Формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений ( анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.
Учащиеся должны знать: основные понятия, термины и законы генетики, генетическую символику
Учащиеся должны уметь: правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач, решать типичные задачи, логически рассуждать и обосновывать выводы


Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Ученик получает зачет при условии выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик получает:
1. Использование Интернет технологий.
2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума.

Учебно-методический комплект
Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 кл общеобразовательной школы.- М.: Вентана – Граф, 2002, Деркачева. Н.И. и др. Биология Единый государственный экзамен / Текст / типовые тестовые задания / Деркачева Н.И. Соловьев А.Г. – М.: “Экзамен” 2006, Шалапенок Е.С. и др. Тесты по биологии /Текст/ домашний репетитор / Шалапенок Е.С. Лисов Н.Д.- М.: Ральф, 1999.

Востребованность предмета при поступлении в ВУЗ (по специальности)
Профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, объяснить жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к ЕГЭ, а может и выбору профессии биологической направленности.














Пояснительная записка
к рабочей программе элективного курса по биологии для учащихся 10 – х классов
Программа элективного курса “Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 11 классов. В программе “Общая биология” недостаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека, в связи с этим учащимся, интересующимся генетикой, предлагается данный курс. В этом курсе рассматриваются как теоретические, так и практические работы по решению генетических задач, знакомящих обучающихся с многообразием наследственных заболеваний их лечений и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели курса:
1. Углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией по наиболее важным и значимым проблемам наследственности человека как факторе здоровья.
2. Ознакомить обучающихся с основными методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях, рассмотреть последствия мутаций затрагивающих генотип человека.
3. Показать учащимся, что знания законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявление.
Для обеспечения эффективного медико-генетического консультирования необходима пропаганда генетических знаний, осведомленности населения в вопросах наследственных болезней.
В основу данного курса положены принципы: углубления и систематизации знаний, полученных при изучении основного курса, прикладной направленности курса,
развитие интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, через подготовку сообщений, написание рефератов, поиск серьезных источников информации, в которых знания излагаются в точном соответствии с современным состоянием науки. Это поможет реализовать исследовательский подход, вовлечь учащихся в поисковую, творческую деятельность.
Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, объяснить жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к ЕГЭ, а может и выбору профессии биологической направленности.
Задачи:
Развивающие
1. Сформировать знания о материальных носителях наследственности.
2. Сформировать знания учащихся о здоровье не только как о состоянии благополучия организма, но и как процесс постоянного поддержания этого благополучия.
3. Показать, что на здоровье влияют разные типы наследования, в том числе и цитоплазматическая наследственность.
4. Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутаций, влияющих на наследственность и здоровье.
5. Сформировать знания обучающихся о методах изучения наследственности человека и профилактике обнаружении и лечения наследственных заболеваний.
Обучающие
1. Формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач.
2. Способствовать умению применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.
Воспитательная
1. Способствовать формированию негативного отношения к факторам, снижающим здоровья.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачет при условии выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик получает:
1. Использование Интернет технологий.
2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
3. Доклады в школе или за её пределами.
Организация учебной работы
По возможности проводить лабораторные работы, использовать при решении задач часто встречающиеся заболевания. Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных задач, организация самостоятельной деятельности. Важным структурным компонентом данного курса является достижение планируемых результатов различными способами.
Требование к результатам изучения курса.
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия, термины и законы генетики
- Генетическую символику
Учащиеся должны уметь:
- Правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач.
- Решать типичные задачи.
- Логически рассуждать и обосновывать выводы.





Учебный план
№ раздела
Наименование темы, раздела
Количество часов
Форма контроля



всего
Лекционных
Практических.


 
Введение
2
 
 
 

1.1.
Здоровье как состояние полного благополучия организма. Современный “стандартный”, “средний” человек.
 
 
 
 

1.2.
Здоровье как норма реакции на окружающую среду.
 
 
 
 

 
История изучения человеческого организма от Аристотеля до наших дней
3
 
 
 

2.1.
Ученые древности и средневековья об организме человека и изучения наследственности.
 
 
 
 

2.2.
Параянлос, Андреас Везалий, Вильям Гарвей, Леонардо-да Винчи, - ученые эпохи возрождения.
 
 
 
 

2.3.
Великие отечественные физиологи. Сеченов, Устомский, Павлов. Создатель топографической анатомии.
 
 
 
 

3
Наследственность как фактор здоровья
1
 
 
 

 
Задачи изучения наследственности человека. Почему наследственность является фактором здоровья.
 
 
 
 

4.
Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека
4
 
 
 

4.1.
Кариотип, строение хромосом. Типы хромосом. Практическое занятие “Кариотип и строение хромосом человека”. Группы хромосом. Выявление аномалий в числе хромосом и установление синдрома.
 
 
1
 

4.2.
Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы.
 
 
 
 

4.3.
Геном человека. Практическая работа. “Изучение микропрепарата щечного эпителия”.
 
 
2
 

5.
Методы изучения наследственности человека.
4
 
 
 

5.1.
Генетика человека. Цитогенетические и биохимические методы изучения наследственности человека.
 
 
 
 

5.2.
Генеалогический метод. Родословные древа известных людей.
 
 
 
 

5.3.
Близнецовый метод. Близнецы как биологическое явление.
 
 
 
 

5.4.
Практическое занятие “Составление родословного генеалогического древа”
 
 
3
 

6.
Болезни человеческого организма
15
 
 
 

6.1.
Мутации в клетках человека. Их классификация.
 
 
 
 

6.2.
Аутосомно-доминантное наследование.
 
 
 
 

6.3.
Практическая работа. Решение задач на аутосомно-доминантное наследование.
 
 
4
 

6.4.
Аутосомно-рецессивный тип наследования и связанные с ним наследственные болезни.
 
 
 
 

6.5.
Практическая работа. Решение задач на Аутосомно-рецессивный тип наследования.
 
 
5
 

6.6.
Болезни, связанные с половыми хромосомами. Болезни, связанные с Х-хромосомой.
 
 
 
 

6.7.
Практическая работа. Решение задач.
 
 
 
тест

6.8.
Болезни сцепленные с У-хромосомой
 
 
 
 

6.9.
Практическая работа. Решение задач.
 
 
 
 

6.10.
Хромосомные наследственные болезни.
 
 
 
 

6.11.
Геномные наследственные болезни.
 
 
 
 

6.12.
Мультифакториальные наследственные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью.
 
 
 
 

6.13.
Мультифакториальные наследственные заболевания.
 
 
 
 

6.14.
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
 
 
 
 

6.15.
Обобщающее занятие - самостоятельное решение задач (мини-решебники)
 
 
 
тест

7.
Влияние вредных привычек на здоровье человека.
4
 
 
реферат

7.1.
Риск рождения неполноценных детей при употреблении алкоголя.
 
 
 
 

7.2.
Влияние курения на здоровье женского организма.
 
 
 
реферат

7.3.
Последствия хронической интоксикации организма ( токсикомания и наркомания) на будущее поколение.
 
 
 
 

7.4.
Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.
 
 
 
 

8.
Итоговое занятие
1
 
 
тест

Итого: 34 часа.
























Список литературы для учителя.
Деркачева. Н.И. и др. Биология Единый государственный экзамен / Текст / типовые тестовые задания / Деркачева Н.И. Соловьев А.Г. – М.: “Экзамен” 2006, 99с.
Кучменко В.С. и др. Школьная олимпиада. Биология / Текст / задания и вопросы с ответами и решениями / Кучменко В.С. Пасечник В.В. - М.: “Астрель”, 2004 - 299с.
Пепеляева О.А. и др. Поурочные разработки по общей биологии – 9 класс / Текст/ дополнительный материал, тесты, кроссворды / Пепеляева О.А. Сунцова И.В. – М.: “Вако”, 2006 - 461с.
Крестьяников В.Ю Сборник задач по генетике с решениями /Текст/ методическое пособие / Крестьяников В.Ю. Вайнер Г.Б. - Саратов “Лицей”, 1998 -112с.
Пименов А.В. Уроки биологии в 10 – 11 классе Развернутое планирование /Текст/ Пименов А.В. – Ярославль: Академия развития 2001 – 272с.
Список литературы для детей
Шалапенок Е.С. и др. Тесты по биологии /Текст/ домашний репетитор / Шалапенок Е.С. Лисов Н.Д.- М.: Ральф, 1999.-384с.
Кузнецова В.Н. и др. Биология. Старшая школа / Текст/ Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля / Кузнецова В.Н. Прилежаева Л.Г.- М.: “Интеллект – Центр”, 2006. – 136с.
Балобанова В.В. и др. Биология, экология, здоровый образ жизни /Текст/ предметные недели в школе / Балабанова В.В. Максимцева
























Содержание курса
Общее количество часов – 34
1. Введение (2 часа).
Здоровье как состояние полного физического, психического, репродуктивного, социального и духовного благополучия. Аспекты здоровья: интеллектуальный, эмоциональный. социальный. личностный. Здоровье и болезнь. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Современный “стандартный”, “средний” человек.
2. История изучения человеческого организма и его наследственности
От Аристотеля до наших дней (3 часа)
Гиппократ – реформатор древней медицины. Аристотель – величайший ученый и философ Греции. Труды Клавдия Галена – основа представления медиков средневековья. Яркая личность Парацельса. Великий анатом Андреас Везалий. Вильям Гарвей – королевский врач. Гениальный художник, математик и анатом Леонардо да Винчи. Создатель топографической анатомии Н. И. пирогов. Великие отечественные физиологи: Сеченов, Ухтомский, Павлов.
3. Наследственность как фактор здоровья (1) час
Почему наследственность является фактором здоровья. Задача изучения наследственности человека.
4. Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека (4) часов
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идеограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин и половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.
Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.
Международный проект “Геном человека”: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.
5. Методы изучения наследственности человека (3) часа
К методам изучения наследственности относят:
Генеалогический метод - сущность метода состоит в изучении родословных в тех семьях, в которых есть наследственные заболевания. Метод позволяет определить тип наследования признака и на основе полученных сведений прогнозировать вероятность проявления изучаемого признака в потомстве, что имеет большое значение для предупреждения наследственных заболеваний.
По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания: глаукома, ахондроплазия, полидактилия (лишние пальцы), брахидактилия (Короткопалость), арахнодактилия (синдром Морфана).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Близнецовый метод - близнецами называют одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными (однояйцовыми) и дизиготными (разнояйцовыми). Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) части. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства (конкордантостью) по многим признакам. Степень конкордантости для качественных признаков у монозиготных близнецов обычно высокая и стремиться к 100%. Это означает, что на формирование признаков групп крови, формы бровей, цвета глаз и волос среда почти не оказывает влияние, а решающее воздействие имеет генотип.
Близнецовым методом подтверждена наследственная обусловленность гемофилии, сахарного диабета, шизофрении. Обнаружена выраженная предрасположенность к ряду заболеваний: туберкулезу, ревматизму; что обозначает большую вероятность возникновения этих заболеваний у людей с определенным генотипом при благоприятных для этого условиях.
Дизиготные близнецы развиваются из одновременно овулировавших и оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток. Поэтому они наследственно различны и могут быть как одного, так и разного пола. Они несходны (дискордантны) по многим признакам.
Наблюдение за близнецами дают материал для выявления роли наследственности и среды в развитии признаков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цитогенетический метод - основан на изучении хромосомного набора человека. В норме кариотип человека включает 46 хромосом - 22 пары аутосомы и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменением их структуры.
Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Биохимический метод - заключается в определении в крови или моче активности ферментов или содержания некоторых продуктов метаболизма. С помощью данного метода выявляют нарушения в обмене веществ, возникающие при различных патологических состояниях и обусловленные наличием в генотипе неблагоприятного сочетания аллельных генов. Таким образом, используя биохимический метод, можно с большой точностью предсказать риск появления потомства с данным заболеванием. Приложение № 4
Практическая работа “Составление родословного генеалогического древа”
Рефераты:
1 родословные древа известных людей.
2. Близнецы как биологическое явление.
6. Болезни человеческого организма (15) часов
1. Мутации, встречающиеся в клетках человека.
Основные группы мутагенов: физические, химические, биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнедеятельность организма и т. д.) Основные группы мутаций, встречающихся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.
2. Наследственные заболевания.
Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз.) аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия Минковского - Шоффара.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна.), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин Д -резистентный рахит.), сцепленные с Y хромосомой (раннее облысение, ихтиозис).
Хромосомные и Геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа аутосом и их фрагментами (трисомии - синдром Дауна, синдром Пату, Синдром Эдварса, делеции – синдром – “кошачьего крика”) и с изменением числа половых хромосом (синдром Шерешевского - Тернера, Кляйнфертера).
Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а так же продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.
Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные), ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения, особенности их проявления и профилактика. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы перинатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.
2. Наследственные заболевания человека.
А) Аутосомно-доминантное наследование (Короткопалость, полидактилия)
Б) Аутосомно-рецессивное наследование (дальтонизм, шизофрения)
7. Влияние вредных привычек на здоровье человека. (4) часа
Риск рождения неполноценных детей при употреблении алкоголя. Влияние курения на здоровье женского организма. Последствия хронической интоксикации организма (токсикомания и наркомания) на будущее поколение. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.
8. Итоговое занятие. (1) час
Тестирование
Ключевые слова
Гомозиготный
Гетерозиготный
Мутации
Наследственность
Болезни
Генотип
Фенотип
Здоровье
Близнецовый метод
Генеалогический метод
Цитогенетический метод
Аутосомно-доминантный тип наследования
Аутосомно-рецессивный тип наследования
Кариотип
Геном
Хромосомы
Аутосомы
Х-хромосомы
Y-хромосомы
Летальные
Полулетальные
Нейтральные

Рекомендуемые рефераты
Международный проект “Геном человека”
Методы генетики человека
Наследственные заболевания, их синдромы.
Влияние мутагенов окружающей среды на наследственность человека
Близнецы как биологическое явление.
Алкоголизм и потомство
Болезни с наследственной предрасположенностью, особенности их проявления и профилактика
Наследственные заболевания и синдромы, обусловленные радиоактивным излучением.
Мутагены антропогенного происхождения.
Мое здоровье зависит от меня.





















Список литературы для учителя.
Деркачева. Н.И. и др. Биология Единый государственный экзамен / Текст / типовые тестовые задания / Деркачева Н.И. Соловьев А.Г. – М.: “Экзамен” 2006, 99с.
Кучменко В.С. и др. Школьная олимпиада. Биология / Текст / задания и вопросы с ответами и решениями / Кучменко В.С. Пасечник В.В. - М.: “Астрель”, 2004 - 299с.
Пепеляева О.А. и др. Поурочные разработки по общей биологии – 9 класс / Текст/ дополнительный материал, тесты, кроссворды / Пепеляева О.А. Сунцова И.В. – М.: “Вако”, 2006 - 461с.
Крестьяников В.Ю Сборник задач по генетике с решениями /Текст/ методическое пособие / Крестьяников В.Ю. Вайнер Г.Б. - Саратов “Лицей”, 1998 -112с.
Пименов А.В. Уроки биологии в 10 – 11 классе Развернутое планирование /Текст/ Пименов А.В. – Ярославль: Академия развития 2001 – 272с.
Список литературы для детей
Шалапенок Е.С. и др. Тесты по биологии /Текст/ домашний репетитор / Шалапенок Е.С. Лисов Н.Д.- М.: Ральф, 1999.-384с.
Кузнецова В.Н. и др. Биология. Старшая школа / Текст/ Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля / Кузнецова В.Н. Прилежаева Л.Г.- М.: “Интеллект – Центр”, 2006. – 136с.
Балобанова В.В. и др. Биология, экология, здоровый образ жизни /Текст/ предметные недели в школе / Балабанова В.В. Максимцева












Заголовок 1 Заголовок 215