Викторина по русскому языку на тему Знатоки фразеологии


Викторина по русскому языку «Знатоки фразеологии»
(возрастная категория – учащиеся 6-х классов).
Цель:
1. Актуализировать знания учащихся по фразеологии;
2.Развивать навыки работы в группе в условиях соревнования, умение применять
знания в условиях викторины и ведения дебатов;
3. Привить качества, необходимые для лидерства, воспитать чувства дружбы и взаимопомощи, привить интерес к русскому языку и литературе;

Условие игры.
Класс делится на три команды (две соревнующиеся команды и жюри).
Участники должны продемонстрировать силу, ловкость, сообразительность, а главное - отличное знание русского языка и литературы.
Игру комментирует и оценивает жюри.
Ход игры.
Ведущий.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас интересная викторина для знатоков фразеологии. Вы готовы сражаться? Тогда эта игра для вас!
Вопрос капитанам команд:
- Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм – это устойчивые сочетания слов, которые можно заменить синонимом, одним словом.
Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.
Задания участникам команд:
(отвечают по очереди)
1. Замените фразеологизм после дождичка в четверг одним словом. (Никогда)
2. Закончи фразеологизм рог... (изобилия).
3. Как говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо?
(Фома неверующий)
4. Найдите фразеологизм в предложении:
Они трудились не разгибая спины до самого вечера.
(Не разгибая спины)
5. Замените фразеологизм рукой подать синонимичным.
(В двух шагах)
6. Подберите к фразеологизму: грош цена антонимичный фразеологизм.
(На вес золота)
7. Ваш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?
(Слов на ветер не бросает).
8. Объяснить значение данных фразеологизмов:
1. Дело в шляпе -...
2. Клевать носом -...
3. Козел отпущения -...
4. Мокрая курица -...
5. Слушать краем уха -...
6. Считать ворон -...
7. Кануть в лету -...
8. Кошки скребут на душе -...
9. Мозолить глаза -...
10. Легок на помине -...
11. В семье не без урода -...
12. Ни в зуб ногой -...
9. Кто больше?
(За 2 минуты записать как можно больше фразеологизмов).
I команда: Записать фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.
II команда: Записать фразеологизмы, имеющие в своем составе название частей тела или лица человека.
10. Отгадать фразеологические загадки.
1 - команда: Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто - то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, он свистит в карманах. (Ветер).
2 - команда: Его проглатывают или прикусывают, держат за зубами; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. (Язык).
11. «Полиглот»
Подобрать к словам фразеологизмы:
1 - команда:
Бездельничать – бить баклуши
Опытный – собаку съел,
Плакать – глаза на мокром месте,
Молчать – в рот воды набрать,
2 – команда:
Хвалить – петь дифирамбы
Обманывать – обвести вокруг пальца
Исчезать – как сквозь землю провалиться.
Мало – кот наплакал
12. Фразеологическое лото.
На столах - фразеологическое лото. В каждой клетке – начало фразеологизма.
Члены команд должны закончить его, используя имеющие у них карточки.
Начало фразеологизмов:
Мал мала, переливать, куда глаза, как с гуся, во весь, как рыба, сесть в, на краю, два сапога, пальчики, скрепя, тютелька, сбоку.
Слова на отдельных карточках: меньше, по ветру, решетом, из пустого в порожнее, глядят, вода, дух, в воде, калоши, земли, пара, оближешь, сердце, в тютельку, у рта.
13.Пантомима.
Данные в заданиях фразеологизмы объяснить пантомимой. Соперники должны определить, что им показано и объяснить значение:
Зарубить на носу Вешать лапшу на уши
14. Конкурс капитанов.
Назвать крылатые выражения из художественных произведении.
Подведение итогов. Подсчёт баллов.
Награждение.