Конспект урока по ИЗО по теме Пейзаж родной земли (4 класс)


Урок изобразительного искусства
Тема урока: «Пейзаж родной земли» (класс 4, I четв., урок 2, программа Б. М. Неменского)
Цель: изображение пейзажа по замыслу с передачей настроения.
Задачи:
образовательные: познакомить с жанром пейзажа, с художниками-пейзажистами, учить передавать настроение пейзажа красками;
развивающие: развивать воображение и фантазию, навыки смешивания красок, речь;
воспитательные: воспитание любви к природе, культуры общения.
Методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядно-иллюстративный, проектный.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок.
Формируемые УУД: умение слушать, анализировать и формулировать ответ; умение точно сформулировать мысль; умение планировать свои действия, использовать художественные материалы в создании образа; умение различать средства художественной выразительности.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор; ноутбук; экран; изображение деревьев (уч. пособие).
Оборудование для учащихся: бумага формата А4, карандаш, гуашь, кисти, палитра, вода.
Зрительный ряд: И. Левитан. «Золотая осень».
Музыкальный ряд: П.И. Чайковского из цикла «Времена года», октябрь.
Литературный ряд: Г. Ладонщиков. «Родная земля».
Ход урока
Предварительная работа:
наблюдение учащихся за особенностями окружающей природы, фотографирование природы в разное время суток.
Цель: наблюдение за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент – 1 мин.
Приветствует детей под запись муз. П.И.Чайковского из цикла «Времена года» - метод эмоционального погружения. Приветствие. Регулятивные УУД: самооценка готовности к уроку, умение слушать
Изучение нового учебного материала – 15 мин.
2.1 Введение: стихотворение, мини-проект – 8 мин.
Цель: осуществление деятельности по реализации продукта мини-проекта
- Послушайте стихотворение и постарайтесь сформулировать тему нашего урока, обоснуйте.
- Сейчас Петя Н. расскажет нам о пейзаже. Тема его выступления «Пейзаж в произведениях русских художников» (презентация, 5 мин., мини-проект) Ученик читает стих.: Георгия Ладонщикова «Родная земля»
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
По каждой картине Петя Н. просит учащимся высказываться (дополнять).
Слайд 1: Пейзáж – жанр изобразительного искусства, изображающий природу. В переводе с французского языка «пейзаж» – «вид местности».
Слайд 2: Природа России – любимая тема художников. Они видят её по-разному. Пейзажи А.Саврасова раскрывают красоту скромных сельских мотивов («Грачи прилетели», «Зимний пейзаж»).
Слайд 3: Природа России на картинах И.Левитана вызывает у каждого зрителя определённое настроение: тревожное, умиротворённое, мажорное («Осень в Сокольниках», «У омута», «Золотая осень».Слайд 4: Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, её особенностей. И.Шишкин создал величественный образ русской природы («Корабельная роща»).
Слайд 5: ответь на вопросы:
*как называются картины, изображающие природу?
*какие бывают пейзажи по времени суток?
*какие бывают пейзажи по времени года?
*какие бывают пейзажи по географическому положению? Регулятивные УУД: умение слушать.
Коммуникативные УУД: умение обоснованно формулировать ответ
Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные УУД: умение обоснованно формулировать ответ
2.2 Рассказ по картине – 5 мин.
- Используя вопросы, составьте рассказ по картине И.Левитана «Золотая осень»:
*Что изображено на картине?
*Какое настроение вызывает у вас эта картина?
*Что вы чувствуете?
*Что можно сказать о характере пейзажа?
*Какие цвета использовал художник?
*Какие художественно- выразительные средства использовал художник? Работа в парах, один отвечает устно.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, выражать мысли
Познавательные УУД: овладеть умением анализировать, характеризовать красоту природы.
2.3 Беседа, поясняющая задание – 2 мин.
- Подумайте, какой пейзаж вам близок по настроению, какой пейзаж вы будете изображать. Подумайте о средствах художественно- выразительные и о композиционном заполнении листа. Планируют практическую деятельность. Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Практическая деятельность учащихся – 23 мин.
Индивидуальная работа Изображают характерные особенности пейзажа родной земли. Рисование по собственному замыслу. Предметные УУД: умение использовать выразительные средства живописи
Регулятивные УУД: умение осуществлять пошаговый контроль
Итог урока – 5 мин.
Организация выставки,
рассказ о своём рисунке
пейзажа по желанию.
Учитель говорит о
достоинствах детских работ.
- В каких видах искусства можно изобразить пейзаж? В ИЗО, литературе, музыке, фотоискусстве. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме.
Рефлексивный анализ – 1 мин.
-Выясните степень осознания изученного материала.
Какие знания я унесу с урока. Регулятивные УУД: умение оценивать результаты.