Методическая разработка: Содержание начальной туристской подготовки в вариативной части школьной программы в начальной школе 2,3,4 классах в условиях реализации ФГОС.


МБОУ Сметанинская СШ Смоленский район Смоленская область
Методическая разработка:
Содержания начальной туристской подготовки в вариативной части школьной программы в начальной школе 2-4 классах в условиях реализации ФГОС.
Работу выполнила :
Тимошенкова А М
2016год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………. стр
Содержание учебного материала
классстр.
3 класс....................................................................................................... стр
TOC \o "1-3" \h \z 4 классстр.
Содержание практического материала по начальной
туристской подготовкистр.
Компас и работа с компасом………………………………………………..стр.
План местности
Игры и соревнования, направленные на овладения навыками по начальной туристской подготовки и на развитие
координационных и кондиционных способностейстр.
Туристские узлыстр.
Снаряжение туриста на один деньстр.
Лично снаряжениедрупповое снаряжениестр.
Список медицинской аптечки..стр.
Продукты питаниястр.
Первая доврачебная помощь при травмахстр.
Критерии оценки при обучении начальной туристской
подготовки 2-4 классстр.
Тематическое планирование учебного материала по начальной туристской подготовке:
классастр.
классстр.
класс....стр.
Уровень физической подготовленности учащихся 2, 4 классастр.
Анкетирование учащихся 2, 4 класса по туризмустр.
Результативностьстр.
Заключениестр.
Конспектыстр.
Внеклассные мероприятиястр.
Страницы из педагогического дневника..
Используемая литература..стр.
Методическая разработка содержания начальной туристской подготовки вариативной части школьной программы для начальной школы на 12часов и для дополнительного образования во внеклассной работе в 2,3,4 классах
Уникальность её открывает возможности, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). А Основы безопасности жизнедеятельности – один из предметов, на базе которого развивается современный туризм.
Цель - Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Для достижения цели физического воспитания задачи начальной туристской подготовки направлены:
на развитие УУД , на результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
Личностные. У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека. к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; - интерес к изучению истории и культуры родного края; - первоначальные туристские умения и навыки.
Обучающиеся получат возможность для формирования: - экологического мышления; - познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; - понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека; - мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные Обучающиеся научатся: - выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке; - рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма; - понимать значение физических упражнений для здоровья человека; - рассказывать о месте ОФП в режиме дня школьников, о личной гигиене, о правильной осанке; называть правила ведения ЗОЖ; - определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов; - самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
Метапредметные Регулятивные Обучающиеся научатся: - адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; - следовать на занятиях инструкциям учителя; - вносить коррективы в свою работу. Обучающиеся получат возможность научиться: - понимать цель выполняемых действий; - адекватно оценивать правильность выполнения задания; - самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств; - первоначальным туристическим умениям и навыкам; - работать индивидуально и в группе; - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; - беречь и защищать природу.
Познавательные Обучающиеся научатся: - «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе; - изучать «Кодекс туриста»; - различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»; - определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Обучающиеся получат возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную литературу; - различать виды туристской деятельности.
Коммуникативные Обучающиеся научатся: - отвечать на вопросы и задавать вопросы; - выслушивать друг друга; - рассказывать о режиме дня школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Обучающиеся получат возможность научиться: - рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека; - различать виды туризма (пеший, лыжный, равниный горный, самодеятельный, спортивный - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе; - безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спорт. площадке, в природной среде Укрепление здоровья;
В ходе учебного процесса из «Основ знаний» начальной туристской подготовки учащиеся должны знать и иметь представление: ^ Об основах безопасности на занятиях; ^ Личной гигиене туриста;
^ Об основном перечне личного снаряжения для однодневного похода;
О необходимых продуктах питания в походе; ^ О самом простом и необходимом составе аптечки в походе; ^ О первой помощи при легком ранении, ожоге, пищевом
Отравлении, О плане местности.
Начальная туристская подготовка представлена практическим материалом, освоив который, учащиеся должны уметь:
Укладывать личные вещи в рюкзак;
Определить азимут на заданный предмет;
Ориентировать план местности по компасу;
Вязать два узла «Проводник», «Прямой»;
Преодолевать полосу препятствий.
Начальная туристическая подготовка должна создавать благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.
Общая физическая подготовка способствует развитию жизненно важных двигательных качеств: силе, быстроте, координации, выносливости, гибкости с помощью упражнений из разных видов спорта.
Начальная туристская подготовка подходит для детей всех возрастов, способностей и интересов, включая занятия на уроке и внеклассную деятельность. За последнее время разработки специалистов по педагогике и психологии дали новое трактование путей, по которым дети могут овладеть и развить способности к туризму в возрасте от 7 лет [4. с. 7]. Но основные навыки по туризму могут быть достигнуты и полноценно использоваться в возрасте 12 -14 лет. Следовательно, возникают вопросы развития и совершенствования достигнутых методов обучения [4. с. 7].
Маленький человек пришел на урок, чтобы научиться умениям и навыкам по туризму. На первом этапе обучения физиологические и технические параметры отступают на второй план. На первый план выходят психические. Именно на них должна быть нацелена работа учителя на начальном этапе обучения [4. с. 7, 8].
В туризме в большей степени, чем в других видах, ребенок сталкивается с непредвиденными ситуациями. Поэтому надо урок приспособить к возрастным особенностям детей. Проводить урок так, чтобы каждый ребенок получал удовольствие и видел свои успехи. Больше поощрять желание и участие, чем результаты, поддерживать уверенность в себе и чувство единства. Важно подчеркнуть, что ошибки не трагедия, а путь к совершенствованию. Наиболее распространенная ошибка в обучении - делать слишком много шагов одновременно. Поэтому последовательность в обучении очень важна.
На уроке используются следующие методы контроля:
методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализируется и оценивается учителем выполнение учебных упражнений, реакция организма занимающихся на нагрузку, самочувствие учащихся, соответствие поведения учеников установленным нормам и правилам.
методы устного контроля в форме беседы, рассказа ученика.
методы самоконтроля для отслеживания самим учеником своих личных результатов.
Использование современных образовательных технологий на уроке:
здоровьесберегающие технологии: адаптивная система обучения с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, состояния здоровья, использование разных по функциональному направлению заданий.
технологии разноуровнего обучения: разнообразие средств обучения, выполнение упражнений разного уровня сложности, учитывая уровень подготовки и время для освоения данного материала.
технологии коллективного обучения: обучение учащихся навыкам творческого сотрудничества в коллективных формах занятий,формирование способов позитивного взаимодействия с одноклассниками.
Самый трудоемкий вид программного материала - элементы туристской подготовки. Но значение её велико. Благодаря своему многообразию и уникальности она открывает широкие возможности для практической подготовки маленького человека к большой жизни, способствует решению всех задач и целей физического воспитания.
2 классСодержание учебного материала I. Основы знанийСознательная дисциплина - основа безопасности
Личная гигиена туриста
Одежда туриста.
Перечень личного снаряжения для однодневного мини - похода
Простой перечень медицинской аптечки
Первая помощь при легком ранении.
Правила пользования компасом
II. Общая физическая подготовкаОРУ:
В движении
Со скакалкой
Упражнения на местности
Упражнения по станциям Специальные легкоатлетические упражнения:
Разновидности беговых упражнений
Бег челночный 3x10
Бег с чередованием ходьбы до 150 м с преодолением препятствий
Равномерный бег до 5 мин. Прыжки:
В длину с места
С высоты 50 см
С разбега с приземлением на две ноги
С разбега и отталкиванием одной ногой через препятствие
Через веревочку (30 - 40 см)
Через стволы деревьев Упражнения в метании и ловле малого мяча:
Метание на дальность
Метание в цель
Подбрасывание и ловля
Перебрасывание
Специальные гимнастические упражнения: 1. Упражнения в равновесии: На месте
На носках
На пятках
На одной ноге
Переход из высокого положения в низкое В движении
Разновидности ходьбы
Передвижение бегом
С преодолением препятствий
С переноской груза
С расхождением вдвоем
Упражнения в лазании:
Лазанье по канату
Лазание по гимнастической стенке, скамейке
Передвижение в стороны перехватом руками и переставлением ногами
Лазанье по гимнастической скамейке подтягиваясь лежа на животе
Упражнения в переползании:
Переползание на четвереньках
Прыжки неопорные (простые) и опорные:
С продвижением вперед, в стороны, назад с поворотом
Из приседа на максимальную высоту
Прыжки в высоту на препятствие (конь)
Прыжки через короткую скакалку
Акробатические упражнения:
Кувырок вперед в группировке
Перекат в сторону в упоре присев
Упражнения в висах:
Подтягивание из виса на перекладине (м)
Подтягивание из виса, полулежа (д)
Прохождение рукохода
развитие координации
8. Подвижные игры.
9. Подвижные игры и упражнения с элементами туризма
Сборы в поход
Флюгер
Переправа
Узкая тропинка
Сторона горизонта
Полоса препятствий
Укладка рюкзака
Завяжи узел
ш. Практические умения и навыки■Рюкзак туриста и его укладка
Стороны горизонта;
Компас ученический.
Определение направления на север
определение направлений на основные стороны горизонта (С, В, Ю,
3)Вязание узла «проводник»
Преодоление препятствий
а)условное болото
б)по бревну
3 классСодержание учебного материалаОсновы знанийСознательная дисциплина - основа безопасности
И опять о гигиене.
Самый простой перечень медицинской аптечки
Первая помощь при ожоге, ('кипл юк&лг)
Общая физическая подготовкаОРУ:
Без предметов
Со скакалкой
По станциям
Упражнения на местности
Упражнения на формирование правильной осанки
Специальные легкоатлетические упражнения
Разновидности ходьбы и бега
Челночный бег 3x10
Бег на 30 м, 60м
Эстафеты с элементами туризма
Бег с чередованием ходьбы до 200 м.
Равномерный бег до 6 мин.
Прыжки через скакалку с пробеганием
Прыжки в длину с преодолением препятствий (планка, скамейка, условная канава)
Спрыгивание вниз с высоты 60 см. Специальные гимнастические упражнения
Ходьба, бег по гимнастической скамейке, рейке, бревну с преодолением препятствий, с переноской груза, с расхождением вдвоем.
Лазанье по гимнастической стенке, скамейке, канату
Перелезание через коня
Переползание по пластунски
Подтягивание на перекладине
Подтягивание из виса лежа
Кувырок вперед, назад в группировке
Падение в упор лежа
Переноска груза
развитие координации полоса препятствий
Подвижные игры
Игры с элементами туризма
Салки в ограниченном коридоре
Бег с чередованием ходьбы до 200 м.
Равномерный бег до 6 мин.
Прыжки через скакалку с пробеганием
Прыжки в длину с преодолением препятствий (планка, скамейка, условная канава)
Спрыгивание вниз с высоты 60 см. Специальные гимнастические упражнения
Ходьба, бег по гимнастической скамейке, рейке, бревну с преодолением препятствий, с переноской груза, с расхождением вдвоем.
Лазанье по гимнастической стенке, скамейке, канату
Перелезание через коня
Переползание по пластунски
Подтягивание на перекладине
Подтягивание из виса лежа
Кувырок вперед, назад в группировке
Падение в упор лежа
Переноска груза
развитие координации полоса препятствий
Подвижные игры
Игры с элементами туризма
Салки в ограниченном коридоре
Сборы в поход
Лучшие ориентировщики
Уложи рюкзак
Завяжи узел
Переправа
Эстафета с компасом
1П. Практические умения и навыки.Рюкзак туриста. Укладка рюкзака
Компас (циферблат компаса)
Определение направлений на вспомогательные стороны горизонта (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ)
Вязка узла «Проводник» с закрытыми глазами
Преодоление препятствий а) Способ «Маятник»
да
4 классСодержание учебного материалаI. Основы знанийТехника безопасности на занятиях
Основной состав медицинской аптечки
Первая помощь при пищевом отравлении
Групповое снаряжение на один день
Общая физическая подготовка.ОРУ
Без предметов
Со скакалкой
По станциям
Упражнения на местности
упражнения, на формирование правильной осанки
Специальные легкоатлетические упражнения
Разновидность ходьбы и бега
Челночный бег 5 х 10
Бег с максимальной скоростью 100 м
Бег с чередованием ходьбы и бега, 300 - 500 м
Бег с преодолением препятствий
Кросс по слабопересеченной местности 1000 м
У?Прыжки через скакалку с пробеганием
Прыжки в длину с разбега с ловлей мяча
Прыжки с высоты 70 см с ловлей мяча
Прыжки в высоту с прямого разбега через препятствие Специальные гимнастические упражнения
Упражнения в равновесии на повышенной опоре
Упражнения в ходьбе с поворотами, наклонами, с преодолением препятствий, с переноской груза, с расхождением груза
Упражнения в лазании на гимнастической скамейке (в быстром темпе вверх, вниз, передвижением в сторону с поочередным перехватом руками и переставлением ногами),
лазанье по канату, лазанье по дереву.
Упражнения в поднимании и переноске груза: Переноска набивных мячей
Переноска гимнастических снарядов Переноска товарища в паре
Упражнения в переползании
Акробатические упражнения: 2-3 кувырка вперед
2 кувырка назад
Падение в упор лежа - упор присев - перекат назад - кувырок вперед - встать на ноги.
Упражнения в висах: Подтягивание на перекладине Подтягивание из виса лежа Передвижение по рукоходу
Подтягивание на дереве
4. развитие координации.
5.Подвижныеигры
Игры с элементами туризма:
Эстафета с компасом Сборы в поход Завяжи узел Переправа
Укладка рюкзака на время Скорая туристская помощь Полоса препятствий Лучший ориентировщик
ш Практические умения и навыки..Компас. Градусная шкала компаса
Азимут. Определение азимута на заданный предмет (от 20 до
План местности: Условные знаки, Понятие о масштабе
Ориентирование плана по компасу
Вязка узла «Восьмерка»
Преодоления препятствия (канавы) с помощью шеста
Содержание практического учебного материала начальной туристской подготовки.Компас и работа с компасом.Компас - это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности.
Компас был известен еще до нашей эры в Китае. Существует множество видов компасов: ученический, спортивный, жидкостный, компас Андрианова.
Компас ученический прост в устройстве и состоит из 3 частей: корпус, магнитная стрелка (основная часть компаса), лимб (циферблат).
На циферблате обозначены стороны горизонта (С, 3, В, Ю).
Компас устроен так, что одним концом стрелка всегда показывает на север, закрашенная синим цветом. Другим - на юг (красным). Круговая шкала 360
Компас требует бережного отношения. Пять правил обращения с компасом [16 с 78]:
носить только на руке или на шее;
* замок держать закрытым;
беречь от ударов;
беречь от пыли и влаги;
не размагничивать железом.
Задачи, решаемые при помощи компаса на уроках в начальной школе:
Нахождение сторон горизонта,
ориентирование карты. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления на стороны горизонта: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ.
Ориентирование начинается с определение сторон горизонта. Их можно определить например, ночью - по Полярной звезде, в солнечный день - по тени от предмета, в лесу - по мху на стволах деревьев.
Простейшее задание.Написать на бумаге или мелом на асфальте основные направления сторон горизонта. На земле нарисовать круг диаметром 2-3 метра. На расстоянии примерно 3 метра от круга пишут, согласно направлению сторон горизонта буквы С, 3, Ю, В.
В полдень тень от солнца, отбрасываемая предметом будет самой короткой, а направление тени будет указывать на север. Если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, левой - запад, а сзади юг [12. С 66].
Но для всех способов есть общее действие: сначала определяют где
север.
Как найти стороны горизонта по компасу [12 с 44].
Для этого достаточно положить компас горизонтально. Стрелка компаса должна повернуться одним концом (синим) на север, другим на юг. И задача выполнена. Если узнали где север, то все остальные стороны горизонта легко найти.
Можно усложнить задачу для лучшего понимания.
Простейшее задание. Поставить северную стрелку не на север и задать вопросы: ориентирован ли компас? Где у него север, юг, запад, восток?
Упражнение. Посмотрите на компас: азимут на север соответствует 0°, на восток 90°, на юг 180°, на запад 270°. Вспомогательные направления на стороны горизонта: северо-запад (СЗ), юго-запад (ЮЗ), юго-восток (ЮВ), северо-восток (СВ).
Определение азимута на заданный ориентир
Азимут - это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир - цель (второй луч) [12 с 38]. Азимуты измеряются в градусах и отсчитываются от нуля по ходу часовой стрелке до 360° [12 с 38].

Азимут на видимый ориентир берется следующим образом: держа компас горизонтально. Сориентировать компас на север. Повернуться лицом к ориентиру. На крышку компаса наложить (через центр компаса) в направлении ориентира тонкую палочку, обращенным к предмету прочесть на шкале компаса цифру - это и будет нам азимут [16 с 82 и 12 с. 48].
Задание:
Определение азимутов на отдельно стоящие ориентиры от 30м и до 50-100м
На какие стороны горизонта указывают азимуты: 45°,60°, 135°,225°,315°.
Дан азимут 45°+45°, какая получится сторона горизонта
На рисунке 2 дано 8 различных направлений на стороны горизонта, попробуйте определить их азимуты в градусах и впишите в прямоугольники против стрелок направлений свои ответы. Определить азимуты направлений из точки стояния можно с помощью компаса. Определить длины последовательно каждой линии из расчета масштаба в 1см - 100м. Длину записать.
План местности изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде.
Предметы на местности (населенные пункты, дороги, тропы, леса, кустарники, овраги, луга, водоемы, ручьи и д.р. ) изображены условными знаками плана.
Условные знаки плана - это как азбука. По ней можно читать план, определять содержание плана. Условные знаки имеют разные цвета.
Лес на плане изображается зеленым цветом, водоемы голубым цветом,
дома большого населенного пункта имеют форму прямоугольников, ограничиваются тонкими черными линиями, а внутри его дается фон желтого либо оранжевого цвета.
Шоссейные дороги представляют собой две тонкие линии черного цвета параллельные друг другу, промежуток красно-коричневого цвета.
Проселочная дорога-это тонкая черная линия, простая грунтовая дорога обозначается штриховой тонкой линией.
Тропинка пешеходная обозначается тонкой штриховой линией, только штрих короче на 2 м. чем у простой грунтовой дороги.
Редколесье, луга - обозначены белым цветом.
Огороды - серый фон. Пашни - это серый фон в черном пунктирном контуре.
План местности имеет рамку из жирной линии. Верхняя часть рамки называется северной, нижняя - южной, левая - западной, а правая - восточной. Направление на север обозначено стрелкой С-Ю. В нижней части плана помещен её масштаб.
Практическое задание.
определить цвета на плане местности д. Сметанино.
о чем нам говорят разные цвета на плане.
какие условные знаки вы видите на плане.
определить на плане местности северную, южную, восточную и западные части.
Масштаб плана.При изображении местности на листе бумаги приходиться расстояние уменьшать и давать их в сантиметрах и миллиметрах. Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
Обычно на планах изображают местность в масштабах Это численный масштаб. К численному масштабу пишут пояснение в 1 см. - 100 м., т.е. 10000 см. переводят в метры. Это именованный масштаб. Такой масштаб применяется на плане местности д.Сметанино. Задание 1.
Определить длину отрезков в масштабе в 1 см. 100 м. Расчеты записать
над стрелкой.





Ориентирование плана местности по компасу [12 с 44-45].
Ориентировать карту в пространстве нужно только в тех случаях, когда мы хотим, чтобы план показал направление нашего движения. Сориентировать карту по сторонам горизонта - это значит повернуть ее так, чтобы вертикальные линии стали параллельны оси стрелки компаса и верхний конец этих линий был бы направлен в ту же сторону, в какую смотрит северный конец магнитной стрелки. Положение компаса на план так, чтобы под ним проходила западная или восточная сторона рамки плана. Дайте стрелке успокоиться, а затем плавно поверните лист плана.
Практическое задание.Компас положить на западную и восточную рамку карты (или стрелку север-юг), чтобы С была направлен на условный север (к северной стороне рамки) и повернуть карту горизонтально до совмещения северного конца стрелки с указанием север на лимбе.
Упражнения, направленные на овладение умениями и навыками в преодолении препятствий и на развитие координационных способностей.Главное требование при обучении упражнениям и к проведению игр,
соревнований: обеспечить полную безопасность, исключить всякую
возможность получения травм.
переправа через вболото» по «кочкам». Задача - быстро пройти заболоченный участок 10-15 м., прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь поверхности «болота» 7-10 «кочек», расположены одна от другой на разном расстоянии - порядка 100-150 см. Размер кочки на полу мелом, на лугу можно изготовить квадраты из фанеры, которые прибивают к грушу. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке» и касаться любой частью тела «болота». За нарушение - штраф.
маятник (канат или веревка подвешенная) - руками взяться за веревку, сгруппировавшись, оттолкнуться ногами, переправиться через яму или канаву, приземлиться за отмаркерованную линию. За каждое касание телом поверхности ручье участник получает штрафные очки.
преодоление «Мышеловки». В ограниченном пространстве проползти и не зацепить ограничений. Ошибки штрафуются.
переправа по бревну.
Цель: не теряя равновесие пройти по бревну. Оступился - получишь штрафное очко.
прыжок с шестом. Участник должен, опираясь на шест, перепрыгнуть ров, канаву, яму или определенный участок с условной отметкой. Прыжок с шестом - сложный этап. Нельзя устраивать прыжки с шестом на скользкой и каменистой почве. Расстояние определяется с учетом возраста участников.
Игры и соревнования, направленные на овладение умениями и навыками по начальной туристской подготовки и на развитие координационных и кондиционных способностей.Игры, связанные с ориентированием на местности, имеют большое значение для юных туристов. Умение ориентироваться в любой обстановке, свободно пользоваться компасом и картой, чувствовать себя в лесу как дома — все эти качества приобретаются в процессе игры.
Разнообразие игр по ориентированию дает возможность их организаторам выбрать посильный для ребят вариант. Игры можно постепенно усложнять.
Соревнования могут быть проведены по каждому отдельному этапу. Например, кто лучше и быстрее] Кто перепрыгнет с шестом канаву при наименьшем количестве попыток? Кто быстрее
Здесь оценивается каждый вид в отдельности, а команды награждаются за каждый элемент: лучший прыгун, лучший ....и т.д. Это самая простая форма соревнований. Она может быть рекомендована начинающим туристам и туристам младших классов в качестве тренировки к более сложным видам соревнований. Хотя эти соревнования — отнюдь не развлечение, однако элементы наглядности и занимательности для зрителей и болельщиков должны быть обязательно. Соревнования такого вида должны активно пропагандировать туризм.
Главное требование к организаторам соревнований: обеспечить полную безопасность, исключить всякую возможность получения травм. [14.с, 28-35]
. ' & / >
Эстафета с компасом.В основу этой игры положен принцип комбинированной эстафеты. Ее участники соревнуются в быстроте бега по пересеченной местности и в определении азимута на заданные ориентиры по компасу.
Дистанция эстафеты состоит из нескольких этапов по замкнутой кривой. Если этапы не прямолинейны и игра проводится на пересеченной местности, необходимо дистанцию маркировать флажками или цветными бумажками. Этапы могут быть протяженностью 50—100 м, в зависимости от района проведения соревнований.
В начале каждого нового этапа на расстоянии 8—10 м прикрепляются в разных направлениях 2—3 флага или щитка разных цветов. На каждом этапе находится контролер.
До начала игры руководитель разводит игроков по своим этапам. Стартуют одновременно две команды, то есть двое игроков. Эстафетой им служит компас, листок из плотной бумаги или картонная карточка и карандаш.
По сигналу «Марш!» ребята, прежде чем начать бег, определяют азимут на заданный ориентир, записывают результат в карточку и бегут к следующему этапу, чтобы передать скорее эстафету члену своей команды. Тот определяет азимут на ориентир, указанный контролером, записывает в карточку и т.д.
Игрок, заканчивающий эстафету, сдает на финише листок с записанными азимутами.
Победителем считается та команда, которая быстрее пробежит дистанцию и точно определит азимут.
За ошибку в определении азимута ±3° и за каждые последующие 3° команде прибавляется сверх показанного времени 16—30 сек, в зависимости от величины этапа.
Флюгер.Играющие делятся на четыре равные по числу участников команды и строятся в шеренги лицом к центру. В центре стоит ведущий.
Каждая команда получает название: «Восток», «Север», «Юг», «Запад».
По словам ведущего: «Дует северный ветер» — каждый играющий должен повернуться спиной к северу (к названной так 1 команде). Затем следует сигнал: «Подул западный ветер» и т. д. Команды следуют быстро одна за другой. За каждую ошибку участникам начисляются штрафные очки. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.
Гимнастика сторон горизонта.Такую гимнастику можно проводить в походе или в лагере. С помощью компаса определяется направление на север, и все поворачиваются лицом туда. Затем называется любая другая сторона горизонта. Задача каждого туриста — как можно быстрее повернуться в названную сторону. Когда все встанут правильно, называется новое направление и т.д.
Путем многократного повторения упражнения ребята усваивают на уровне рефлекса, что, если встать лицом к северу, за спиной будет юг, слева — запад, справа — восток.
Узкая тропинка.Эта игра проводится как соревнование между командами. На поляне, беговой дорожке или в физкультурном зале условно обозначаются две узкие «тропинки» длиной 30—50 м и шириной 25 см. Границы тропинок обозначаются двумя шнурками или веревками, натянутыми между колышками. Тропинки заканчиваются круглыми площадками радиусом в 1 м.
В каждой команде равное и четное количество участников. По команде
«Марш!» один из участников в каждой из команд берет себе на спину рюкзак и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там «груз», а сам возвращается к месту старта.
Команды стремятся как можно скорее доставить «груз» на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку — штрафное очко. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок доставила «груз».
Укладка рюкзака.Перед началом игры участники раскладывают на траве или на полу пустой рюкзак и необходимые вещи: одеяло, туристский костюм (брюки, куртка, тапочки), предметы туалета, миску, ложку, кружку, нож, записную книжку или тетрадь и др. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с «крупой».
По сигналу ребята начинают укладывать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть ремешки, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов!»
Первый, кто справился с заданием, получает число баллов, равное числу участников; второй — на один меньше и т.д. Укладка рюкзаков проверяется судьей. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.
Вверх по откосу.Эту игру можно проводить на крутом берегу реки, озера. Цель игры — научить быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют две команды.
Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек для каждой команды, в зависимости от количества участников.
На гребне склона или откоса, берега озера или реки ставятся два пустых ведра. По сигналу игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро.
Задача команд — как можно скорее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается.
Переправа через « болото ».Соревнование в переходе через условное болото может проводиться как личное, так и командное первенство.
Возможны три варианта.
а) по фашинкамУ каждого участника по 2 фашинки-дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если игра проводится в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или листы плотной бумаги.
Встав в шеренгу у черты старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на землю (пол) одну фашинку, затем, стоя на ней, кладут вторую фашинку по направлению к финишу. Встав на нее второй ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна: как можно скорее достичь финиша — заступить обеими ногами за линию финиша. Кто выполнит задачу быстрее других, тот и победитель. Остальные места определяются в соответствии с затраченным временем.
Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек нельзя второй ногой или рукой касаться «болота» (земли, пола). За такое касание судья начисляет участнику штрафные очки. Запрещается передвигать фашинки по «болоту» скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.
б) по «кочкам»
Участники делятся на команды по 3—5 человек. Их задача быстро пройти «заболоченный» участок шириной 10-15 м., прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота». 7-10 «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото», расположены одна от другой на разных расстояниях — порядка 100-150 см. На полу, асфальте можно начертить мелом, на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибивают к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой «кочки» 30-40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.
Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи. Если сделать 2-3 одинаковые «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит им азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды. Время финиша каждой команды засекается по последнему участнику в момент, когда он с последней «кочки» двумя ногами ступит «берег» — за линию границы «болота».
Соревнования можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» через «болото» — нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, и т.п.
Участники не должны наступать ногой на «болото. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение — штраф.
Переправа.Для организации игры проще всего найти поваленное дерево. Еще лучше, если будет два одинаковых бревна.
Соревнуются две команды. Участники по очереди, без бега должны пройти по бревну. Более сложные варианты: участки переправляются с рюкзаками за спиной.
За срыв с переправы начисляется штрафное очко. Завяжи узел.Перед каждой командой на расстоянии 10-20 м отмечают круг диаметром 1,5-2 м. В круг кладут веревку длиной 1 м и толщиной 0,5-1 см. У каждого круга стоит судья. Участник игры, добежав до круга, берет веревку, завязывает узел (способ оговаривается заранее), показывает судье, развязывает веревку и кладет на место.
Если узел был завязан правильно, участник бежит к своей команде. Если судья фиксирует ошибку, играющий возвращается на четвереньках.
Переправа «маятник».Игра проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4-5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы — «берега ручья».
Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на «правом берегу» у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через «ручей» и опуститься за планкой (шнуром), обозначающим «левый берег».
Когда все участники задачу выполнят, можно границы «берегов» отодвинуть на 10-20 см дальше — сделать «ручей» по шире и вновь начинать соревнование.
За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а за «намокание» одежды получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист «тонет».
Победителем на переправе будет тот, кто ни разу «не намок в «ручье».
Сборы в поход.Каждой команде выдается конверт, на лицевой стороне которого схематично изображен рюкзак. Вместе с конвертом ребята получают комплект небольших картинок с изображениями различных предметов. (Если нет картинок, можно заменить их маленькими карточками с названиями этих предметов). Среди предметов могут быть: ведро, зонтик, ножницы, ложка, платяная щетка, зубная щетка, чемодан, кружка, садовая лейка, компас, полотенце, палатка, котелок, нитки с иголкой, стакан, топор, расческа, калоши, тетрадь, утюг, спички, фотоаппарат, карандаш, веревка, вилка, подушка, нож, свеча, одеяло.
Ребятам предлагается выбрать из комплекта картинок необходимое для похода. Как видно из перечня предметов, весь эффект рассчитан на то, что ребята должны знать или догадаться, что следует и чего не следует брать с собой в поход.
Команды через 3—5 минут возвращают руководителю рюкзак-конверт и оставшиеся неиспользованными карточки.


Снаряжение туриста на один день.Снаряжение.Снаряжение принято делить на личное, групповое
Личное снаряжение - это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и некоторые другие предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка рюкзак и т.д.).
К групповому снаряжению относятся палатки, топоры, посуда для варки пищи, маршрутные материалы (карты, компасы) и другие предметы коллективного пользования.
Основные требования к личному и групповому снаряжению: оно должно быть легким, удобным, безопасным. Примерный список снаряжения: Личное:
штормовка;
брюки;
тренировочный костюм; шорты;
в носки простые 2-3 пары;
туалетные принадлежности;
головной убор легкий;
носовые платки;
полотенце;
блокнот;
карандаш, ручка;
миска, ложка, кружка;
мешочки для посуды, белья, мелочей.

Дневной рацион питания (на одного человека в сутки) для участников массовых туристских походов:Хлебобулочные изделия Печение (сухари белые и т.д) Крупы и макаронные изделия Картофель
Суповые концентраты
Сахар и сахарсодержащие продукты
Мясопродукты
Молоко (сгущенное или сухое)
Жиры (включая масло сливочное, топленое, жиры топленые, сало, сыр ) прочие продукты (овощи, соль, специи, чай, кисель, сухофрукты, кофе, какао, рыба и рыбные консервы).
Групповое:палатки (с колышками, стойками);
посуда для варки пищи (в чехле);
топор в чехле;
костровые принадлежности (тросик в чехле);
хозяйственный набор (рукавицы костровые, нож консервный, нож в чехле, половник, резательная доска, мыло хозяйственное, тара для продуктов - мешочки, спички в непромокаемой упаковке).
Аптечка;
Компасы
План местности;
Тетради для описания пути движения;
Клеенка обеденная;
Мяч волейбольный;
Бутылки пластмассовые, которые могут быть использованы для хранения продуктов (соли, сахара, манки)
Список медицинской аптечки.термометр;
ножницы;
пипетка;
сода питьевая;
спирт нашатырный;
дезинфицирующее средство (йод 3%, марганцовка, зеленка, спирт);
сердечные средства (валериановые капли, карвалол);
болеутоляющие средства (анальгин и зубные капли ио-ита.
перевязочные и антисептические средства
Ю.кровоостанавливающие средства (перекись водорода);
11 .жаропонижающие средства (аспирин);
12.медицинский спирт;
13 .лейкопластырь;
14.глазные капли.
Первая доврачебная помощь при травмах [16 с 124-126].Ранение острыми предметами.Топоры, ножи переносятся только с твердыми прокладками на острие. Колышки стоек не должны низко торчать из рюкзака.
Все подобные предметы не должны бросаться и кидаться, а аккуратно прибираться.
Первая помощь. При небольшом порезе надо тампоном, смоченным в перекиси водорода убрать грязь из ранки. Кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой и наложить повязку.
Ожоги.Неосторожные действия у костра - чаще всего причина травм в детских группах.
Первая помощь при ожоге кипятком или горячей пищей: надо быстро освободить пострадавшего от мокрой одежды.
При небольших ожогах следует протереть рану спиртом и наложить повязку из стерильного бинта. Ожоги I, II степени смазывать синтомициновой эмульсией или мазью Вишневского и обратиться к врачу.
Пищевые отравления.Для их предупреждения следуют простейшие правила гигиены:
правильный подбор продуктов;
питьевая вода должна браться только из чистых источников, кипятиться;
соблюдение гигиенических правил.
Первое, что необходимо сделать при отравлениях - промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов теплой воды с содой до появления рвоты. Промывание повторить несколько раз. Затем принять слабительную анальгическую соль. Выпить полстакана слабого. Бледно-розового раствора марганцовки. А потом 2-3 дня принимать 3-4 раза вдень по одной таблетки энтеросептола. При расстройстве желудка 3 раза в день принимать по одной таблетке бесалола. При болях 1-2 таблетки но-шпы. Если боль не проходит, необходимо обратиться к врачу.
Критерии оценки.2 класс.
Определим направление на стороны горизонта. Определим направление на ветер. Повернуться лицом на север и определить остальные стороны.
Оценка "5" - направление определено правильно.
Оценка "4" - направление определено примерно правильно с небольшим отклонением больше 10°.
Оценка "3" - направление определено с большим отклонением или напутаны стороны горизонта.
Вязка узла "Проводник". Оценка "5" - узел завязан правильно.
Оценка "4" - узел завязан правильно, но ошибки устранимы.
Оценка "3" - узел завязан, но есть перехлест на узле, *7
Преодоление препятствий по бревну. Оценка "5" - преодолел без срыва и свободно.
Оценка "4" - преодоление не свободное и плохо держал равновесие. Оценка "3" - срыв с бревна.
'
Критерии оценки .3 класс.
определение любого направления стороны горизонта по компасу. Оценка "5" - определил правильно.
Оценка "4" - определил с небольшой ошибкой до 10°. Оценка "3" - определил с ошибкой больше 10°.
Вязка узла "Проводник" (на время). Оценка "5" - узел завязан за 6 сек. правильно. Оценка "4" - узел завязан за 8 сек.
Оценка "3" - узел завязан с 10 сек.
переправа "Маятник".
Оценка "5" - переправа быстрая свободна за от маркированную линию. Оценка "4" - :г•• з *. —не
достаточным группировка, заступ на линию.
Оценка "3" - переправа с плохой группировкой ; приземление не за маркированную линию.
Критерии оценки.4 класс.
Определение азимута на заданный предмет. Оценка "5" - азимут определен правильно. Оценка "4" - азимут определен с неточностью до 10°. Оценка "3" - азимут определен с неточностью более чем 10°.
Чтение плана местности д.Сметанино.
Оценка "5" - все объекты и предметы названы правильно. Оценка "4" - допущены две ошибки. Оценка "3" - допущены три ошибки.
Вязка узла "Прямой". Оценка "5" - узел завязан правильно.
Оценка "4" -узел завязан не правильно, но устраняет ошибки. Оценка "3" - узел завязан не правильно, но не устраняет все ошибки.
Преодоление препятствий с помощью шеста. Оценка "5" - препятствие преодолено правильно.











РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Результатом всей системы работы по начальной туристской подготовке является:
Сформировался устойчивый интерес к изучению предмета.
Учащиеся получают знания, умения и навыки, имеющие прикладной характер.
Повысился общий уровень физического развития учащихся.
Приобретение начальных знаний, умений и навыков по туризму
Узнают самый простой и необходимый перечень состава аптечки.
Узнают первую помощь при легком ранении, ожоге I ст., пищевом отравлении.
7. Научатся определять по компасу стороны горизонта.
8. Научатся определять азимут на заданный предмет.
9. Сформируется понятие о плане местности, о масштабе.
10. Научатся ориентировать план местности по компасу.
11. Научатся складывать личное снаряжение в рюкзак.
12. Научатсят вязать туристический узел «Проводник», «Прямой»,
13. Научатся преодолевать полосу препятствий на время.
Заключение.
Целью методической разработки являлось представить содержательный компонент вариативной части программы по физической культуре начальной туристской подготовке.
Это разный по содержанию материал, но их объединяет общая цель физического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.
Методическая разработка в основном содержит необходимый материал для преподавания уроков по физической культуре, но не содержит безукоризненно всего.
Разработанное содержание является в большей мере опорным начальным звеном подготовки.
На сегодняшнем этапе данные виды содействуют правильному физическому развитию, закаливанию организма детей, обучают их важным двигательным навыкам, воспитывают основные физические и морально- волевые качества.
Тематика теоретического материала направлена на то, чтобы дать элементарные представления и знания об основах технико- тактических приемах.
В содержании специальной подготовки отображены самые необходимые основные элементы
Тематическое планирование показывает, в какой последовательности этот материал распределен с соблюдением дидактического принципа «от простого к сложному». Тот материал, который хорошо изложен в учебных пособиях и знаком учителю не раскрывается в полной мере. В большей мере показаны упражнения, направленные на овладение технико-тактическими приемами, которые не так просто найти в учебниках.
Включенные упражнения общей физической и специальной подготовки способствуют развитию самых основных и жизненно необходимых двигательных способностей: координационных и кондиционных.
Игра содействует формированию социально значимых мотивов учения, духовному возвышению, нравственному становлению, побуждает к сопереживанию, взаимопомощи, объединяет детский коллектив на основе единой цели.
Самый трудоемкий вид - это начальная туристская подготовка. Очень мало хорошо разработанных учебных пособий для учителей, в которых представлены содержание и методика организации работы учителя с учетом возрастных особенностей детей В методической разработке в основном представлен весь содержательный компонент по начальной туристской подготовке.
Тематика теоретического материала составляет самое первое звено в освоении элементарных практических навыков и создает представление по их овладению.
Содержание практического материала по туризму дает самые начальные навыки, способствует приобретению двигательного опыта с прикладной направленностью. Тематическое планирование показывает, в какой последовательности распределено содержание с учетом возрастных особенностей с соблюдением дидактического принципа «от простого к сложному».
Заканчивая начальную школу учащиеся овладевают всеми необходимыми знаниями и навыками, определенными задачами данного вида.
Общая физическая подготовка, в которую входят разные упражнения видов спорта создает необходимый фундамент для освоения простых элементов в туризме. Расширяет двигательный опыт посредством усложнения ранее освоенных движений и овладение навыками. Одна и та же игра, задание используется как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). Так, например, в преодолении препятствий, а так же для интеллектуального развития (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации). Например, при проведении подвижных игр, эстафет, соревновательных упражнений с элементами туризма.
Благодаря своей разнообразности и уникальности начальная туристская подготовка готовит маленького человека к будущей жизни.
ВЫВОДЫ:
Анализ собственной деятельности показывает, что дорогу осилит идущий.
В работе надо постоянно вести поиск, подбор и разработку вариантов наиболее эффективных форм проведения уроков, чтобы работа приносила радость, вызывала интерес, развивала познавательную активность как учащихся, так и учителя.
План - конспект урока физической культуры в 3 классе (ФГОС)
Раздел программы: Начальная туристская подготовка
Тема: Закрепление знаний об снарехении туриста, умений определения сторон горизонта и вязать узел «Проводник»
Тип урока: урок применения предметных навыков и УУД.
Цель: Создание условий для качественного освоения учащимися технических приемов .
Задачи урока: Воспитательная – формировать нравственные качества: организованность, самостоятельность, воспитывать чувство коллективизма, уважение к одноклассникам.
Оздоровительная – укреплять функциональные системы организма, формировать положительные эмоции у учащихся.
Образовательная – закрепить знания о снаряжении умения учащихся правильно определять стороны горизонта, вязать узел «Проводник»
Создать условия для формирования УУД.
Планируемый результат:
Учащиеся умеют организовывать свою деятельность, способны нести ответственность за совершаемые действия, готовы принять на себя ответственность за работу группы.
Учащиеся уважительно относятся к одноклассникам при выполнении заданий в парах, группах.
Учащиеся знают и соблюдают правила безопасности
Учащиеся умеют выполнять основные технические приёмы в , знают как правильно их выполнить.
Демонстрируют при выполнении заданий физические качества.
Оборудование: Секундомер, свисток, карточки с заданием(10шт), Компасы 10, верёвки лента цветная - 10 шт.; стенка гимнастическая; канат гимнастический - 1 шт.; вспомогательныеверевки,скамейк гимнастические2.дощечки10 Место проведения: Спортивная площадка


Страницы из педагогического дневника
Интерес и увлеченность детей на уроке зависит не только от подбора разнообразных заданий и их нетрадиционности, но и от использования учителем психологических и методических приемов, позволяющих активизировать деятельность учеников на занятиях. Основой всех этих приемов являются знания педагогических особенностей детской психологии и методики преподавания предмета. Знания действительны лишь в том случае, если учитель умеет пользоваться ими в практической деятельности.
Педагогическое мастерство рассматривается мною как единство научных знаний и высокоразвитых умений, прежде всего профессиональных. «Знать, чтобы уметь» - вот лозунг педагогического мастерства.
К необходимости применения различных психологических и методических приемов в обучении я пришла в результате анализа возникающих и повторяющихся на уроке непредвиденных ситуаций и наблюдений за детьми в его процессе. Вот некоторые из них.
Старалась давать в ходе обучения конкретные как - бы зримые указания, которые помогают детям осваивать самые сложные движения.
Замечания не должны оскорблять достоинства и чести ученика.
Применяю сравнительный метод оценки успеха. Никогда не сопоставляю результаты «сильного» и «слабого» ученика, а сравниваю его вчерашний результат с сегодняшним показателем.
Для показа учебного материала не всегда привлекаю лучшего ученика. Правильное выполнение задания учеником со средними способностями убеждают класс в доступности требований педагога.
На уроке часто обращаюсь с вопросами и просьбами к самым неорганизованным ученикам, что позволяет мне вовлечь их в процесс обучения.
Доверяю выполнение ответственных заданий (подготовка мест занятий, роль помощника учителя на уроке) лидеру класса. Его работа положительно отражается на старании и интересе остальных учеников.
Применяю разноуровневый подбор заданий. Это позволяет детям почувствовать уверенность в своих собственных силах.
Используя все перечисленные приемы, я создаю на своих уроках атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учителя и ученика.
Я невольно сравниваю каждого ученика с определенным музыкальным инструментом (труба, колокольчик, скрипка).
Занятия в лесу и соревнования неузнаваемо меняют детей. Неожиданно раскрываются их дарования. В каждом ученике ищу уникальность, неповторимость личности. Стремлюсь вселить веру в собственные силы.
Девиз: «Уметь делать из равнодушных - душевных, из невежественных - высоконравственных, из жестоких - милосердных, из грубых - чувствительных, из слабого - сильного, из легкомысленного - вдумчивого» - должен стать девизом каждого истинного учителя.
Ведущим профессиональным качеством учителя считаю прежде всего любовь и уважение к ученику, наблюдательность и способность к самоанализу своей деятельности.
Урок начинается тогда, когда учитель переступает порог спортивного зала. В каждом классе есть импульсивные и неумные дети. Если все попытки направить их активность в русло учебы напрасны, смиритесь с этим. Иногда темперамент детей не подчиняется правилам.
Будьте тактичны в оценке знаний, умений и навыков ученика. Если перед вами возникнет вопрос «5» или «4» - ставьте «5». Двойка не должна являться карающим мечом. Думать не о том кому и за что, а зачем ставить ее.
Любите всех своих учеников в равной степени, дети не воспринимают любимчиков.
Не позволяйте «слабым» ученикам привыкнуть к чувству поражения. Вселите возможность и уверенность стать победителем.
Дети, добившись успеха, часто становятся заносчивыми. Дайте им понять, что, возможно, это первый признак будущего поражения.
Не бойтесь детям признаться в собственных ошибках. На уроке будьте требовательны не только к ученикам, но и к себе, и тогда ваше требование не покажется детям оскорбительным.
Если вам пришлось разбирать конфликт между двумя учениками, не становитесь преждевременно ни на ту или иную сторону. Защищая пострадавшего, подумайте, а нельзя ли оправдать обидчика?
Не требуй с ученика того, чего не умеешь сам. Ученик должен понимать, что учитель такой же человек, как и он сам. И ему, т.е. учителю ничто человеческое не чуждо.
Всегда внимательно умейте выслушать ученика и не перебивайте его. Это может задеть его самолюбие.
Какое бы трудное не казалось время, убеждайте учеников в том, что их будущая жизнь будет замечательной. Потерять веру в будущее - значит потерять веру в себя.
Интересно проведенный урок, игры и соревнования в лесу неузнаваемо меняют детей. Неожиданно раскрываются их дарования. Причиной является сама природа со всем ее многообразием форм, непостоянством состояний, рациональностью и одновременно лиричностью и красотой. Именно она оказывает глубокое воспитательное воздействие. Ребенок, любуясь красотой восходящего солнца, блеском капелек росы, вслушиваясь в пение птиц, шум ветра, впитывает в себя всю неповторимую красоту окружающего мира, которая и служит основой гармоничного звучания симфонии детского коллектива.
Таким образом, я хочу сказать, что система работы по данному направлению приносит взаимную радость творчества, вызывает интерес, развивает познавательную активность, как учащихся, так и учителя.
Используемая литература.
Багоутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М. 1996 г.
Бунин И.М. Бунина И.А. Физическая культура в начальных классах. М., Владос-Пресс, 2001 г.
Бунин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей 1-4 кл., М., Владос-Пресс, 2002 г.
Воронов Ю.С. Методика обучения юных ориентировщиков технико- тактическим действиям и навыкам. Смоленск, 2000 г.
Воронов Ю.С. Программа. Спортивное ориентирование. М., ЩЦОТК, 2000 г.
Глазырина Л.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классах. М., Владос, 2002 г.
Жуков М.А., Подвижные игры. М., 2000 г.
Казаков Я.В. Подвижные игры: современный взгляд. СОИУУ, 2002 г.
Кодыш Э.А. Соревнования туристов. М., Физкультура и спорт, 2005 г.
Кодьман Л.Б. Настольная книга учителя физкультуры. М., Физкультура и спорт, 1998 г.
Константинов Ю. Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., 2006 г.
Константинов Ю.С. Программа. Туристы - проводники. М., ЦДЮТК, 2000 г.
Константинов Ю.С. Туристская игротека. М