Разработка урока информатики по технологической карте.


Разработка урока информатики по технологической карте.
Тема: Алгоритм. Способы записи алгоритмов. (6 класс).
Тема Алгоритм. Способы записи алгоритмов.
Цель темы Познакомится с понятиями темы «Алгоритм», со способами записи алгоритма. Учиться составлять алгоритмы и записывать их разными способами
Основное содержание темы, термины и понятия Знакомство с понятием «алгоритм». Запись алгоритмов различными способами. Использование алгоритмов при решении задач.
Алгоритм. Алгоритмизация. Исполнитель. Блок-схема. Программа.
Планируемый результат Предметные умения УДД
- Уметь записывать алгоритм в различных формах.
- Уметь выполнять алгоритм, представленный в различных формах.
- Уметь видеть место алгоритмов в жизни.
- Уметь определять, является ли последовательность действий алгоритмом.
- Использовать алгоритмы при решении задач.
Личностные: стимулировать учащихся к саморазвитию; развивать готовность и способность к самостоятельности; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
Организация учебного пространства.
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Математика, черчение, изобразительное искусство, повседневная жизнь Фронтальная, индивидуальная Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
ЭОР - презентация “Алгоритм. Способы записи алгоритмов”
Наглядный и раздаточный материал
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент
(Слайд 1)
-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник. В ходе урока нам будет встречать следующий значок - материал записать в тетрадь.
Итак, начнем сегодняшний урок. Проверяют свою готовность к уроку. Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстн.)
Актуализация знаний
- Заходя домой, мы открываем дверь. Заходя в кабинет, мы открываем дверь. Давайте откроем дверь и на наш урок. Для этого нужно составить последовательность действий для открывания двери.
(Слайд 2)
Ученики составляют алгоритм устно.
Алгоритм открывания двери.
Достать ключ из кармана
Вставить ключ в замочную скважину
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки
Вынуть ключ Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание)
Логические УУД(построение логической цепи)
- Что будет если мы поменяем 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий?
Почему дверь не откроется? Учащиеся меняют 1 и 3 действие местами и приходят к выводу, что дверь не откроется.
- Нарушена последовательность Постановка цели урока
Последовательность действий направленная на достижение цели называется алгоритмом.
Тема нашего занятия «Алгоритм» (Слайд 3)
Сегодня мы познакомимся с понятием алгоритма, особенностями создания алгоритма и способами его представления. (Слайд 4) Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Записывают определение алгоритма в тетрадь. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание)
Открытие нового
Мы познакомились с понятием алгоритма. Как бы вы называли процесс создания алгоритма?
Такой процесс мы называем алгоритмизацией.
Кто может выполнять алгоритм?
Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом?
Запишем эти определения в тетрадь. (Слайд 5)
- Описание последовательности действий, создание алгоритма, алгоритмика- Человек, животные, машины.
- Исполнитель.
Записывают определения в тетрадь.
Алгоритмизация-процесс разработки алгоритма для
решения задачи.
Исполнитель - тот, кто будет выполнять алгоритм. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Логические УУД(обобщение)
Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на китайском языке, к чему это может привести?
Какие правила при составлении алгоритма мы должны соблюдать.
Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила. (Слайд 6)
-Не сможем выполнить или выполним не то, что просили.
Формулируют правила и записывают их в тетрадь.
Этапы разработки алгоритма
- Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.
- Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм. Логические УУД(анализ)
Каким образом мы можем представить алгоритм?
Мы будем выделять следующие формы представления алгоритма. -Написать, сказать, нарисовать и т.д. Логические УУД
(самостоятельное создание способов решения)
(Слайд 7)Формы представления алгоритма
Дана последовательность действий.
Подготовка к рисованию(Слайд 8)
Открыть баночку с краской
Окунуть в банку кисть
Надеть халат
Рисовать на бумаге
Расстелить бумагу на столе -Будет ли она алгоритмом?
-Что нужно сделать, чтобы получился алгоритм? Прочитайте, что у вас получилось.
(Слайд 9)
Как бы вы назвали такую форму записи алгоритма?
Первая форма - Словено-описательная (словесная) - Эта последовательность действий не является алгоритмом. Нарушена последовательность действий.
- Поменять действия местами.
Алгоритм «Подготовка к рисованию»
Надеть халат
Расстелить бумагу на столе
Открыть баночку с краской
Окунуть в банку кисть
Рисовать на бумаге
-Текстовая, словесная.
Фиксируют первую форму в тетрадь, записывают пример. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание)
Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности).
Вашему внимаю представлен рисунок. (Слайд 10)

Что изображено на рисунке?
Можно ли эту последовательность действий назвать алгоритмом? Назовите каждое действие.
Где в жизни вы встречались с подобными алгоритмами?
Как назовем такую форму представления алгоритма?
2. Графическая
Существует несколько способов графического представления алгоритма- это рисунки и блок-схемы.
Познакомимся с блок-схемами. (Слайд 11)
Блок- схема
Название блока Вид блока
Начало- конец  
Ввод- вывод
Условие, логический блок  
Процесс (действие)
Составим алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик выполняет задание у доски, остальным предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.
Сравниваем результаты.
Устная работа в форме диалога.
-Посадка дерева.
-Можно, т.к. последовательность четко определена, действия понятны.
Перечисляют действия по порядку.
Приводят примеры.
- Рисованная, графическая.
Фиксируют в тетрадь с примерами.
Фиксируют в тетрадь.
Работа 1 учащегося у доски, остальные самостоятельно работают в тетради (Слайд 12)

Сравниваем результаты, если необходимо делаем коррекцию блок-схемы и на доске и в тетради. Логические УУД(анализ)
Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог)
ОбщеучебныеОбщеучебные
Познавательные.
Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)
- Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма?
- В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер?
3. Программа (Слайд 13)
Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру. - Человек, машина и т.д.
- С помощью команд, программ.
Фиксируют в тетрадь.
Коммуникативные (умение выражать мысли)
Общеучебные.
-Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми. (Слайд 14)
- Перед вами стоят 3 ведра разных размеров. Первое заполнено водой, два других пусты. Нужно напоить двух лошадей, дав каждой по 4 литра воды.
- Ваши предложения.
- Предложенное решение можно наглядно представить в виде таблицы. (Слайд 15)
№ ша
г
а Обозначение действия Количество воды в А(8 л) Количество воды в В(5 л) Количество воды в С(3 л)
- Запишем следующую форму представления алгоритма
4. Табличное представление
В качестве примера оформим решение данной задачи. Пытаются решить задачу. Предлагают ответы.
Ученик, получивший правильный ответ оформляет решение на доске в форме предложенной таблицы.
№ шага Обозначение действия Количество воды в А (8 л) Количество воды в В(5 л) Количество воды в С(3 л)
0 8 0 0
1 АВ 3 5 0
2 ВС3 2 3
3 СА 6 2 0
4 BC 6 0 2
5 AB 1 5 2
6 BC 1 4 3
7 CA 4 4 0
Познавательные (постановка и решение проблемы).
Общеучебные (моделирование).
Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)
Физкультминутка
Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. Коммуникативные (умение слушать и слышать)
Личностные (самоорганизация)
Регулятивные (саморегуляция)
Домашняя работа
-Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 16)
Прочитать параграфы 3.1, 3.3
Выполнить задания письменно в тетрадь. С.65 №2,4
Оформить мини книжку, в которой описаны:
Определение алгоритма
Формы представления алгоритма
Приведен пример собственного алгоритма
Настрой на дальнейшую работу, возвращение к уроку. Познавательные (постановка и решение проблемы).
ОбщеучебныеЗакрепление материала и определение уровня освоения темы
- Перед вами лежат карточки. Вам предлагается выполнить эти задания. Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал. Познавательные.
Рефлексия
Собрать практическую работу. Опросить, кто выполнил 5, 4,3, меньше 3 заданий, и познакомить с критериями оценки.
Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Общеучебные
Регулятивные (оценка)
Личностные (степень правдивости при рефлексии)Подведение итогов урока
(Слайд 17)
Критерии оценки практической работы
5 заданий - оценка 5
4 задания - оценка 4
3 задания - оценка 3
Так как этот урок в данной теме первый, то двойки ставить за первые промахи мы не будем. Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке. Регулятивные (оценка)