СтатьяТребования к технологической карте урока по математике в условиях ФГОС ООО

Какие требования предъявляют к технологической карте урока
Чеснокова Ирина Владимировна, учитель математики

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
На сегодняшний момент часто возникает вопрос о том, какие требования предъявляют к составлению технологической карты урока, какой должна быть ее структура.
Технологическая карта урока- способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологические карты должны прояснить технологию, применяемую учителем для решения конкретной задачи, например, формирования УУД на уроке. Технологические карты целесообразно составлять по конкретной педагогической задаче, демонстрируя используемую технологию
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - это оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
При составлении технологической карты структурируют урок по следующим параметрам: название этапа урока; цели этапа урока; содержание этапа; деятельность учителя; деятельность учащихся; формы работы; результат.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности: максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; тщательного планирования каждого этапа деятельности; введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Можно выделить следующие этапы работы над технологической картой:
- определение места урока в изучаемой теме и его вид;
- формулировка цели урока;
- обозначение этапов урока в соответствии с его видом;
- формулировка цели каждого этапа урока;
- планируемые результаты;
- выбор форм работы на уроке
- разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, можно сказать, что унифицированной, устоявшейся формы технологической карты пока нет.
Учитель может выбрать более удобную для себя структуру карты, причем выполнить ее как в полном объеме, так и краткую ее запись.
Пример структуры технологической карты урока математики из опыта работы:
1.Тип урока
2.Технология проведения:
2.1.Мотивация к учебной деятельности.
2.2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
2.3.Постановка учебной задачи.
2.4.Построение проекта выхода из затруднения.
2.5.Реализация построенного проекта и первичное закрепление.
2.6.Закрепление полученных знаний при решении задач.
2.7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
3.Деятельность учителя.
4.Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению
планируемых результатов.
5.Деятельность учащихся.
6.Планируемые результаты (УУД).
Очевидно, что технологическая карта урока помогает сделать для учителя процесс формирования УУД видимым, очевидным благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности.
Таким образом, несомненное достоинство технологической карты урока заключается в том, что она является важным, необходимым инструментом для любого учителя. В ней можно спланировать и увидеть результат урока, просчитать любые риски и заранее предусмотреть решение проблем.
Недостаток технологической карты заключается в том, что не всегда достаточно времени на ее заполнение.
Если технологические карты будут составной частью методического обеспечения учителя, то тогда обучение станет более качественным, освободится время для создания презентаций, поиска новой информации.

















Список литературы:
Математика, 5 класс, Технологические карты уроков по учебнику Виленкина Н.Я., Жохова В.И., 1 полугодие, 2014.
Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Электронный ресурс]// Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронныйресурс]//Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Громова В.И. Основные принципы составления технологической карты урока [Электронныйресурс]//Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]