Разработка плана-конспекта урока по дисциплине «Физика» «Основные положения МКТ и их опытное подтверждение»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО СПО «КИК»)









Разработка плана-конспекта урока
по дисциплине «Физика»
«Основные положения МКТ и их опытное подтверждение»







Преподаватель Некрасова В.Г.








Кандалакша

Разработка плана-конспекта урока физики
по теме «Основные положения МКТ и их опытное подтверждение».


ФИО Некрасова Вера Геннадьевна
Место работы ГАОУ МО СПО «КИК»
Должность преподаватель физики высшей категории
Предмет Физика
Группа 172, 1 курс, по профессии «Повар, кондитер»
Тема и номер урока: раздел «Молекулярная физика», тема 2.1, урок № 28-29
Время 2 час – 90 мин
Автор УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. , Сотский Н. Н.
Цели урока повторение и углубление знаний студентов о строении вещества, формирование умений описывать тепловые явления на молекулярно кинетических представлениях о строении вещества, убедить студентов в реальности микромира, возможности его познания, рассмотреть экспериментальные доказательства существования и движения молекул.
Задачи
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «атом», «элемент», «молекула», «диффузия», «взаимодействие»; решать простейшие качественные задачи на основе основных положений МКТ;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, высказывать свои предположения, строить продуктивное взаимодействие друг с другом, формировать коммуникативную компетенцию студентов воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и выделять главное; выбирать способы выполнения практической работы в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты (цели):
Метапредметные: выявление ключевых слов в описании явлений, конструирование определений физических терминов: молекулярно-кинетическая теория, атом, молекула, элемент, скорость, диффузия, тепловое движение, хаотическое движение, молекулярные силы.
Личностные: создание условий для формирования заинтересованности в процессе изучения темы урока.
Предметные: умение формулировать основные положения МКТ и приводить опытное подтверждения этих положений, умение обрабатывать информацию.
Тип урока комбинированный: изучение нового материала и выполнение фронтальной лабораторной работы.
Методы обучения наглядный, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстративный,
практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
Формы работы студентов фронтальная работа, работа в парах, ИКТ
Технология личностно-ориентированная с элементами исследовательской деятельности.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиопроектор, презентация, видео.
Материалы: сосуды с водой разной температуры, перманганат калия, пробирка с ватой, смоченной одеколоном и закрытая пробкой, крючок проволочный.
Средства измерения: секундомер, измерительная линейка.
Таблицы, карточки: таблица химических элементов, таблица для оформления отчёта фронтальной работы, таблица «Лист рефлексии», карточка с текстом по теме «Диффузия».

Технологическая карта урока (прилагается). Тема урока
«Основные положения молекулярно-кинетической теории
и их опытное подтверждение».
Курс I
Время – 1 занятие (пара, т.е. 2часа - 90мин.).

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос.
1.1.Что такое атом? молекула? химический элемент?
1.2. Какое движение называется механическим и какие виды движения существуют?
1.3. В чём заключается тепловое движение?
1.4.Запишите формулы кинетической энергии и потенциальной. Поясните эти формулы?

III. Изучение нового материала.
1.Представление древних ученых о природе вещей.

1.1.Задолго до нашей эры народы Древнего Востока – египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы, китайцы – накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерений земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.
Но научные знания народов Древнего Востока не содержали данных о строении тел и о причинах отдельных явлений природы.
По дошедшим до нас сведениям первые высказывания по этим вопросам принадлежат ученым античного мира - Древней Греции и Древнего Рима.

Ученый
Утверждение о природе вещей

Фалес Милетский
Первоначалом всех вещей является вода

Анаксимен
Весь мир построен из воздуха

Гераклит Эфесский
Первоначальной формой вещества является огонь


? В чем основная заслуга этих ученых?
(Поставили вопрос: из чего состоят окружающие нас тела.)

1.2.Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частичек – атомов. Основные мысли его учения были изложены римским поэтом и философом Лукрецием.
В России развитие идей древних ученых о внутреннем строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Например, он впервые разграничил понятия «корпускула» – молекула и «элемент» – атом. Считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.
Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярнокинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.

С основными положениями МКТ мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.
1.3. Объяснение нового материала.
Основные мысли учения Демокрита об атомах были изложены Лукрецием Каром в поэме «О природе вещей»:

Начала вещей недоступны для глаза.
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Но не заполнено все веществом и не держится тесно
В веществах пустота существует.
Какой вывод можно сделать? (все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки)

Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.
Какой вывод из этого следует? (молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении)

Увидишь ты там, как много пылинок меняют
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях.
Какой можно сделать вывод? (молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания)

1.4. По ходу объяснения материала студенты делают запись в тетрадь.

Основные положения МКТ
1).Все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул или атомов;
2).все частицы в веществе непрерывно и хаотически движутся;
3).молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания

4. Экспериментальное подтверждение основных положений МКТ.
(Использовать материал презентации, видео, опыты по диффузии)
4.1 Масса и размеры молекул.
4.2. Число частиц в веществе.
4.3.Смысловое чтение и работа с текстом по темам «Броуновское движение», «Диффузия».
А). Диффузия.
Б). Броуновское движение.

IV. Закрепление.
1.Фронтальный опрос.
1.1.Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества?
1.2. Приведите доказательства того, что все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки?
1.3.В чем заключается суть броуновского движения? Доказательством, каких положений является броуновское движение?
1.4.Что такое диффузия? Доказательством, каких положений является диффузия?

2. Практическая работа «Определение скорости движения молекул»
(работа в группах; два варианта).
Приборы и материалы: пробирка с ватой, смоченной одеколоном, крючок проволочный длиной 15-20см, закрытая пробкой, стакан с холодной водой,
калия перманганат, измерительная линейка, секундомер.



Вариант I. Порядок выполнения экспериментального задания №1.

Положите на дно стакана крупинку марганцовки (калия перманганат) и сверху медленно налейте холодную воду. Не перемешивая воду, определите промежуток времени, через который молекулы марганцовки попадут в верхний слой воды.
Измерив высоту уровня воды, вычислите скорость протекания диффузии, заполните таблицу:

№ п/п
Высота уровня воды Н[м]
Время t[с]
Скорость V [м/с]

1.




2.





Повторите опыт несколько раз и рассчитайте среднее значение скорости.
Сделайте вывод по работе.
Зависит ли скорость диффузии молекул от температуры?

Вариант II. Порядок выполнения экспериментального задания №2.
Выньте вату из пробирки при помощи крючка и расположите на расстояние 50-60см от лица одного студента. Второй студент включает секундомер и отключает как только запах дойдет до студента.
Рассчитайте скорость и заполните таблицу

№ п/п
Расстояние S[м]
Время t[с]
Скорость V [м/с]

1.




2.





Повторите опыт несколько раз и рассчитайте среднее значение скорости.
Сделайте вывод по работе.
Зависит ли скорость диффузии молекул от температуры?

3. Качественные задачи.
3.1. На каком явлении основана засолка овощей?
3.2. Объясните, каким образом молекулы кислорода из воздуха попадают в воду рек, озер и других водоемов.

V. Подведение итогов.
1. Проанализировать работу студентов во время урока и оценить ответы.
2. Оценить практическую работу студентов.
VI. Домашнее задание.
1.Коментирование домашней работы.
1.1.§57, 58-60
1.2. Подготовить презентацию «Строение вещества»


Технологическая карта урока по теме «Основные положения МКТ»
Этапы урока /
Учебная ситуация
Деятельность преподавателя
Деятельность студента



познавательная
коммуникативная
регулятивная



действия
формируемые способы деятельности
действия
формируемые способы деятельности
действия
формируемые способы деятельности

Организационно-мотивационная
Приветствие, проверка готовности группы к занятию. Создание положительных эмоций на работу.
Подготовиться к занятию: наличие учебных принадлежнос-
тей
Настрой на принятие рабочего характера урока.
Умение слушать и вступать в диалог.
Уважают в общении партнера и самого себя.
Прогнозирование своей деятельности.
Организация своей деятельности.

Актуализация опорных знаний, повторение
Предлагает ответить на вопросы для установления связи нового материала с ранее изученным
(повторение материала из раздела «Механика»;
опорные знания по химии)
Отвечает на вопросы, анализирует ответы.
Выделяет существенную информацию.
Взаимодействует с преподавателем в процессе фронтального опроса.
Высказывает своё мнение.
Самоконтроль выполненного задания
Определяет степень успешности.

Постановка темы и целей урока
Подведение к формулировки темы и задач урока через
рассказ «Представление древних ученых о природе вещей».
Демонструет слайды презентации с учеными
Отвечает на вопрос, формулирует свою точку зрения.
Выделяет существенную информацию для постановки проблемы.
Взаимодействует с преподавателем при обсуждении постановки темы урока.
Слушать преподавателя.
Уметь определять последователь-
ность действий при выполнении учебных задач и целей.
Принимают познавательную цель и сохраняют её на протяжении всего урока.

Открытие новых знаний.





Смысловое чтение и работа с текстом по темам «Броуновское движение», «Диффузия»
Объясняет новый материал.
Показывает слайды из презентации, видео, демонстрирует опыты


Организует самостоятельную работу, предлагает прочитать текст и ответить на вопросы.

§60, стр.158.


Карточка с текстом
Отвечает на вопросы, формулирует свою точку зрения.


Находит информацию в тексте и отвечает на вопросы и делает запись в тетрадь.
Выделяет существенную информацию из поэмы «О природе вещей» опытов, видео, презентации.
Поиск и выделение
главной информации в текстах учебного пособия и карточках.
Взаимодействует с преподавателем при обсуждении отдельных отрывок поэмы, опытов, видео, слайдов презентации. Делает выводы на основе текста учебного пособия и карточки.

Слушать преподавателя, внимательно смотреть видео, презентацию.


Внимательно читает и делает записи в таблице при заполнении конспекта.
Контролировать правильность ответов студентов.



Контролировать правильность записи ответов в таблицу.
Уметь слушать, делать запись в тетрадь по ходу чтения поэмы, просмотра видео и слайдов презентации

Уметь обнаруживать в тексте доводы в подтверждения поставленных вопросов.

Закрепление новых знаний при выполнении фронтальной работы.
Предлагает выполнить фронтальную лабораторную работу.
Распределение по группам.
Ознакомление с ТБ
Выполнение заданий в группе. Внимательно слушает требование ТБ
Исследование и отбор необходимой информации.
Объединяются в группы, распределяют задания, взаимо- действуют друг с другом.
Работать в группе
при выполнении фронтальной лабораторной работы.
Самоконтроль, взаимоконтроль выполнение заданий в группе.
Выдвигать версии, определять и планировать конечный результат.

Подведение итогов практической деятельности
Предлагает продемонстри ровать итоги своей деятельности
Проводить наблюдение, измерение, вычисление. Формулируют выводы.
Доказывают свою точку зрения и аргументируют её.
Делают выводы на основе полученных результатов практического задания.
Вырабатывать коллективные решения.
Контролируют ответы студентов других групп.
Уметь слушать, делать запись в таблицу с учетом дополнений других групп.

Закрепление новых знаний.
Организует усвоение нового материала.
Отвечают на вопросы.
Доказывают свою точку зрения и аргументируют её.
Выслушивают ответы и задают вопросы.
Высказывают своё мнение, подтверждая аргументами
Самоконтроль, контролируют ответы студентов.
Решение качественных задач проблемного характера.

Рефлексия.
Анализирует деятельность студентов и предлагает оценить свою работу в процессе урока.
Заполняют таблицу, в которой указывают что знали, что узнали новое.
Анализировать и выделять главное. Высказывает своё мнение.
Выслушивать ответы студентов.
Высказывать свою точку зрения.
Проводить самооценку своей деятельности.
Осознавать причину успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.

Домашнее задание.
Даёт комментарий к дом. заданию и определяет для всех обязательный уровень знаний.
Повторить и систематизировать полученные знания
Анализировать, обобщать, делать выводы.
Приобретение опыта самостоятельного поиска информации из различных источников.
Анализ и отбор информации.
Составление плана и последователь-
ности действий при подготовки презентации.
Коррекция своих действий при подготовки презентации.








Критерии оценки достижения результатов занятия по теме «Основные положения МКТ».

Критерий оценки результата


«5»
«4»
«3»
«2»

1.
Формулирует определения физических терминов: атом, молекула, элемент. Приводит примеры понятий « атом, молекула, химический элемент», используя таблицу химических элементов и в окружающей среде.
Формулирует определения физических терминов: атом, молекула, элемент. Частично может привести примеры понятий « атом, молекула, химический элемент», используя таблицу химических элементов.
Формулирует определения физических терминов: атом, молекула, элемент.
Затрудняется в формулировке физических терминов: атом, молекула, элемент и не может найти отличие между этими терминами.

2.
Умеет формулировать основные положения и приводить опытные подтверждения основных положений МКТ.
Умеет формулировать основные положения и частично приводить опытные подтверждения основных положений
Умеет формулировать основные положения, но не может грамотно обосновать основные положения МКТ
Затрудняется в формулировке основных положений МКТ




3.
Умеет работать с текстом: выделять в нём части, которые раскрывают основные структурные элементы знаний; переконструировать текст в процессе подготовки ответа на вопросы и конспектировать прочитанное с планом обобщенного характера.
Умеет работать с текстом: выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний; пользоваться планом обобщенного характера и в соответствии с ним составлять конспект.
Умеет работать с текстом: внимательно вчитывается в текст и находит в тексте ответы на вопросы
Имеет слабые навыки работы с текстами, затрудняется найти ответы на поставленные вопросы.



4.
Формулирует определения броуновского движения, явления диффузия и объясняет механизм протекания, указывает причину возникновения и приводит примеры этих явлений в природе и быту.
Формулирует определения броуновского движения, явления диффузия и объясняет механизм протекания, но не указывает причину возникновения, приводит примеры этих явлений в природе и быту.
Формулирует определения броуновского движения, явления диффузия, затрудняется в пояснении механизма протекания и не указывает причину возникновения, но приводит примеры этих явлений в природе и быту.
Определение броуновскому движению и явлению диффузии формулирует не точно, не может объяснить механизм протекания, указывать причину возникновения и назвать примеры этих явлений в природе и быту.

5.
Выполняет исследования, выдвигает гипотезу и может поставить цель работы, сделать грамотный вывод.
Выполняет исследования, выдвигает гипотезу и может поставить цель работы, но затрудняется сделать вывод.
Выполняет исследования под руководством преподавателя, затрудняется выдвигать гипотезу, поставить цель работы, сделать грамотный вывод.
Проводит наблюдения, но не выполняет расчеты, не формулирует цель работы и не может сделать выводы.


Ґђ Заголовок 1Ґђ Заголовок 2Ґђ Заголовок 3Ґђ Заголовок 4Ґђ Заголовок 5Ґђ Заголовок 6Ґђ Заголовок 7Ґђ Заголовок 8Ґђ Заголовок 915