Внеклассное мероприятие по информатике СЧастливый случай


План – конспект.
Внеклассное мероприятие по информатике
"Счастливый случай" 
Группа № 201
12.02.2015.
Место проведения: учебная мастерская.
Специальность – мастер по обработке цифровой информации
Мастер п\о – Кравченко Н.П.
Задачи:
Обучающие:
научить работать в программе Adobe Photoshop;
научить использовать в итоговой работе эффекты программы;
закрепить понятие логотип и основными требованиями к его оформлению; самостоятельная творческая работа по созданию логотип группы;
закрепить полученные знания по программному и аппаратному обеспечению.
Развивающие:
развитие логического мышления, внимания, памяти;
развитие познавательного интереса к предмету;
развитие умения учащихся применять компьютер для решения конкретных задач в конкретной предметной области.
Воспитательные:
продолжить формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами ИКТ;
воспитывать самостоятельность, усидчивость, творчество во время работы.
Материальное и дидактическое обеспечение занятия:
учебный компьютерный класс;
компьютеры с операционной системой Windows и дополнительными программами;
презентации для мероприятия;
эскизы эмблем групп.
Раздаточный материал:
Две эмблемы; 2- 2 ватмана, фломастеры; 4- по 10 тетадных листочков и 10 ручек на команду и распечатанный текст с цифрами и без;
Литература:
использованная при подготовке занятия: «Практикум по информационным технологиям» Е.В.Михеева, Интернет.
Ход урока
5 мин
1-й ведущий: Добрый день! У нас эту неделю в филиале проходит «Неделя точных наук»! Сегодня состязание проходит между двумя командами, которые покажут свои знания, находчивость, смекалку по предмету «Информатика».
1-й ведущий: Оценивать команды будет жюри в составе:
заместителя директора по учебной части – Мария Васильевна Макшакова;
заместитель директора по производственному обучению – Лариса Николаевна Плясунова;
преподаватель информатики – Эльвира Юсупжоновна Гимранова.
Жюри получает оценочные листы.
№ конкурса 1 команда
«_______»
2 команда
«____»
баллы сумма баллы сумма
1. «Приветствие»
а\ эмблема команды (наивысшая оценка -5 балла)
(соответствие теме, эффекты,б\ оригинальность названия
(наивысшая оценка -3 балла)
в\девиз команды – (3 балла) 2. Разминка «Видимо – невидимо»
а\ 1 команде – названия периферийных устройств;
б\ 2 команда – компоненты материнской платы компьютера;
(а каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу. Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово).3. Пантомима
а\ насколько похоже показали (каждый номер – 5 баллов)
б\ насколько точно отгадали задание (каждое по 5 баллов) 4. «Компьютерные заморочки» (5 баллов)
(за каждое число по баллу)
Ответ: 445=2410; 1005=2510; 345=1910; 115=610; 105=510.
5. конкурс капитанов
за каждое задание 3 балла:
- звонкие – глухие согласные
- после каждого слога вставляется слог «ля»
- слово пишется наоборот 6. «Венгерский кроссворд»
(за скорость выполнения – 1 балл, за каждый правильный ответ – 1 балл) 7. «Пинг – понг» игра вопрос – ответ
(за каждый правильный ответ – балл) Общая сумма 1 конкурс «Приветствие» - 5 мин
Команды представляют своё название, девиз и заранее созданную самостоятельно в программе Adobe Photoshop эмблему своей команды.
2 конкурс Разминка – «Видимо – невидимо» - 10 мин
Каждая команда получает листок с заданием, на котором написано, что
«За 30 секунд команда должна крупно написать печатными буквами на ватмане все известные им названия.
Желательно расположить слова на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и т.д.).
По истечении времени команды на 10 секунд показывают друг другу свои листы.
Задача – запомнить и назвать большее количество слов, записанное командой-соперником.
За каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу.
Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.

1 команде – названия периферийных устройств;
2 команда – компоненты материнской платы компьютера.
3 конкурс «Пантомима» (5 баллов)- 10 мин
Помните анекдот:
«Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:
«Ты что на рыбалку собрался?»
«Да нет, я на рыбалку»
«А я думал ты на рыбалку ...»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать источник и приемник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Подготовка – 3 минуты.
(Командам раздаются карточки с заданиями.)
Изобразить мимикой и жестами:
I команде: 1. Мышь.
2. Компьютер завис.
II команде: 1. Принтер.
2.Мальчика, играющего в компьютерную игру.
4 конкурс «Компьютерные заморочки.» (5 баллов) - 10мин
«Всё есть число», - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам предстоит это проверить.
За 5 минут вам нужно, определить в какой системе счисления записана задача и перевести все числа в десятичную систему счисления:
В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:
«Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей».
Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл. Команда, ответившая досрочно и правильно, получает 1 поощрительный балл.
(текст задачи раздается обеим командам)
Ответ: недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой: «спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком…». Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе (как 9 - в десятичной), а, следовательно, основанием системы является 5. Т. е. все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления.
445=2410, 1005=2510, 345=1910, 115=610, 105=510
Творческая пауза – 5 мин
Послушайте переделанные на компьютерный лад стишки детского писателя Бориса Захадера, который написал «Вредные заметки»
«Как не нужно себя вести на уроках информатики».
1.
Если ты случайно вспомнишь,
Что вас где-то ждёт учитель,
И уже минут пятнадцать продолжается урок,
То иди спокойно шагом,
Так теряешь больше время,
Ты придешь к концу урока –
Вот то будет хорошо. 2.
Если сел ты за компьютер –
Испытай его на прочность:
Постучи его портфелем,
Дисковод поковыряй,
Подолби клавиатуру
И пощёлкай выключатель,
А когда он задымится,Можешь сесть ты за другой.
3.
Если на клавиатуре
Западает пара клавиш,
Это значит вы - ударник
И вообще герой труда.
Незаметно поменяйтесь
Ей с бездельником - соседом
У таких клавиатуры
Не стареют никогда! 4.
Если вдруг твоя машина
Hе работает, как надо,
Ты по материнской плате
Сильно стукни кулаком.
Hе поможет – бей кувалдой,
Дай ногой по монитору...
И скажи лишь педагогу:
«Она первой начала!»
5.
Руки мыть совсем не нужно –
Не всегда вода бывает.
К чистоте привыкнуть можно –
Трудно будет отвыкать.
6.
Если ты на перемене
Не успеешь пообедать,
То закончить можно в классе,
Молча слушая урок.
Если ты раскрошишь булку
Или стол измажешь маслом,
То залей всё это чаем – легче будет отмывать.
7.
Если грязь с твоих ботинок
Осыпается кусками,
То тебе совсем не нужно
Обувь чистую нести.
Чем грязней будут ботинки,
Тем рассерженней учитель,
Соответственно быстрее тебя выгонят домой.
5 конкурс капитанов (5 баллов)- 10 мин
Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы их кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
1. Поса шила ф фасе. 1. Жла Зажа бо жоззе.
2. Коляманлядаля. 2. Плалянеляталя.
3. Акитамрофни. 3. Акитамрофни.
Ответы:
1. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие) - 1. Роза жила в вазе 1. Шла Саша по шоссе.
2. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог «ля») -
2. Команда 2. Планета
3. (способ кодирования: слово пишется наоборот) –
3. Информатика 3. Информатика
6 конкурс «Венгерский кроссворд»
(за скорость выполнения – 1 балл, за каждый правильный ответ – 1 балл)
Найдите и запишите все слова, которые «спрятались» в предложенном кроссворде.
ПРО М Ь М С К Ответы:
процессор
мышь
модем
сканер
монитор
принтер
дискета
диск
микрофон
плоттер
клавиатура
планшет
джойстик
колонки
Н И ЦЫШЕ Н А О Т Е М О Д Е РМ О С С О РТ А ПРТ Е РК Е М РИ Н Д И С К И Д К ПЛ О Т РО И Л А В К Т О Ф С Т А И И Е Н К К У РС Т РИ О Л А А Й О Ж К Л ПН ШЕ Т Д Н О 7 конкурс вопросы «Пинг-Понг» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Разогрев:
1. Деловая, спортивная, настольная, подвижная, логическая, опасная, компьютерная… что (Игра)
2. Железная, многозначная, женская, формальная, математическая… что (Логика)
3. Разнообразное, диетическое, ресторанное, выпадающее, вложенное, контекстное, главное… что (Меню)
4. Объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, телевизионная, научно–техническая… что (Информация)
5. Полная, пустая, потребительская, ивовая, плетённая, баскетбольная, мусорная… (Корзина)
6. Дырявая, слабая, короткая, девичья, историческая, генетическая, постоянная, оперативная, внешняя… (Память)
7. Позвоночный, лунный, автоматный, популярный, музыкальный, метательный, магнитный, гибкий, жесткий, лазерный, оптический, установочный, системный, виртуальный… (диск)8. Какой информационный процесс происходит, когда вы читаете книгу? (передача информации)
9. Взломщик компьютерных программ. (Хакер )10. Начинающий пользователь.(Чайник)
11.Какую сеть образуют компьютеры внутри училища? (Локальную)
12. Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (Зависание)
Продолжаем:
Какое устройство называется «мозгом» компьютера? (процессор)
Специальная программа для управления внешними устройствами. (драйвера)
Сколько содержится в одном байте бит? в 1 байте 8 бит (1байт=8бит)
Как называется пластинка с металлическими проводками, соединяющими микросхемы? (материнская плата)
Как называется устройство, вращающее магнитный диск, записывающее или считывающее с него информацию. (дисковод)
Часть памяти, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти, что это? ( Кэш-память )
Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (архиватор)
Символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков. (система счисления)
Как называется экранная метка, показывающая: место на экране, где появится следующий символ? (Курсóр)
Какие устройства обычно используют для ввода информации в компьютер? (Клавиатура, мышь)
Совокупность всех программ, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя. (Программное обеспечение)
Перевод информации, в удобную для передачи форму, называют…(кодирование)
Какая клавиша используется для фиксации клавиатуры в верхнем регистре? Caps LockНазовите клавиши удаления символов . (Delete, Backspace)
Устройство, которое необходимо для передачи информации, по телефонным проводам. (Модем)
Память, сохраняющая видеоинформацию. (Видеопамять)
Плоттер - это устройство для чего… (для вывода информации)
Ярлык – что это ... (копия файла, папки или программы )Информационная емкость стандартных CD-ROM дисков может достигать какого объема? (700 Мбайт )Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? ( Insert)
Переведите на английский язык слово - «вычислять» (Компьютер)
Монитор служит для какой операции… (ввода информации)
Подведение итогов игры.
8. Музыкальная пауза
А сейчас музыкальная пауза! Для всех песню компьютерных разбойников исполнит вокальная группа девочек 10 «Б» класса (фонограмма «pesnja_atamanshi.kar»).
Говорят, мы бяки-буки,
И на нас управы нет,
Дайте в руки ноутбуки –
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Не заплатим ни рубля,
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Оп-па!
Зря спасенья не ищи ты,
Ибо мы умнее всех!
Ваши хитрые защиты
Мы расколем, как орех.
Ух-ух-ух, эх-эх-эх,
Всюду влезем без помех,
Вай-вай-вай, открывай
Файлы!
Говорят, мы бяки-буки,
И, фон Нейман, нас прости,
Мы плодим такие глюки –
Вам вовек не разгрести.
Пам-пам-пам, та-ра-рам,
Без ошибок нет программ,
Та-ра-рам, трам-пам-пам,
Так-то!
Мыслим мы машинным кодом,
Это высший пилотаж!
Всех поздравит с Новым Годом
Самый новый вирус наш.
Раз-два-три, три-два-раз,
Пишем вирус на заказ,
Тук-тук-тук, ждите глюк
В полночь!
Говорят, мы бяки-буки,
И на нас управы нет,
Дайте в руки ноутбуки –
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Точно!
ИГРА «Всё наоборот»
Приведенные словосочетания заменить на противоположные по смыслу.
Пример.
«Бесполезная кнопка» – «функциональная клавиша».
1. Беззвучный микрофон – звуковая колонка
2. Капельная клавиатура – струйный принтер
3. Локальный компьютер – глобальная сеть
4. Разъединительная нить – соединительный кабель
5. Единичная деталь – системный блок
6. Коллективные счёты – персональный компьютер
Использованная литература:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие – М: ТЦ Сфера, 2005 г.
2. Златопольский Д.М. Материалы для внеклассной работы по информатике – М: Чистые пруды, 2008 г. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика»)
3. Информатика. 2-11 классы: внеклассные мероприятия. Неделя информатики / авт.-сост. А.Г. Куличкова.– Волгоград: Учитель, 2010 г.


6. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке. (Программа)
8. Графический способ представления информации (Блок-схема)
9. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (Цикл)
1. Деловая, спортивная, настольная, подвижная, карточная, логическая, опасная, компьютерная, обучающая… (Игра)
2. Железная, многозначная, двузначная, женская, формальная, математическая… (Логика)
3. Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, газетная, телевизионная, научно–техническая… (Информация) 4. Разнообразное, диетическое, ресторанное, выпадающее, вложенное, контекстное, главное… (Меню)
5. Полная, пустая, потребительская, ивовая, плетённая, баскетбольная, мусорная… (Корзина)
6. Дырявая, слабая, короткая, девичья, историческая, зрительная, генетическая, постоянная, оперативная, внешняя… (Память)7. Позвоночный, лунный, автоматный, популярный, музыкальный, метательный, магнитный, гибкий, жесткий, лазерный, оптический, установочный, системный, виртуальный… (Диск) Поём гимн информатике( все вместе)
Рекламная пауза
Пока участники готовятся, мы послушаем анекдоты на компьютерную тематику (выступает 2я команда). 6. Конкурс для зрителей
Наши зрители немного заскучали, поэтому следующий конкурс будет специально для них. Вам необходимо письменно ответить на вопрос и опустить листок с ответом в ящик. Наши сегодняшние гости, учителя информатики из других школ, определят самый оригинальный ответ. Автор этого ответа получит приз.
А вопрос такой:
На что или на кого похожа компьютерная мышь?
(звучит музыка, зрители пишут свои ответы на заранее подготовленных бланках (см. Приложение_4)и опускают их в ящик).
2) К какому понятию относится определение «... - это область человеческой деятельности связанная с процессом преобразования информации с помощью компьютера», (информатика)
3) В каком виде представлена информация в таблице умножения? (числовая)
4) Какой информационный процесс происходит, когда вы читаете книгу? (передача)
5) Какое устройство называется «мозгом» компьютера? (процессор)
6) Какое устройство ПК предназначено для долговременного хранения информации? жесткий диск
7) Программа для обработки текстовой информ. называется текстовый ... (редактор)
8) Что такое Кэш-память? Кэш память – это сверх быстрая память, которая по сравнению с оперативной памятью имеет повышенное быстродействие. Кэш память дополняет функциональное значение оперативной памяти.
9) Как называется пластинка с металлическими проводками, соединяющими микросхемы? (материнская плата)
10) Специальная программа для управления внешними устройствами. (драйвер)
11) Сколько содержится в одном байте бит? в 1 байте 8 бит (1байт=8бит)
12) Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее или считывающее с него информацию. (дисковод)
13) Функциональная часть цифровой вычислительной машины, предназначенная для выполнения операций обработки величин: арифметических, логических и т.д.? Арифме́тико-логи́ческое устро́йство (АЛУ) (англ. arithmetic and logic unit, ALU) — блок процессора, который под управлением устройства управления (УУ) служит для выполнения арифметических и логических преобразований.
14) Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (архиватор)
15) Как называется экранная метка, показывающая: место на экране, где появится следующий символ? Курсóр (указатель мыши) (англ. cursor — указатель)
16) Символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков. (система счисления)
17) Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя. (Программное обеспечение)
18)
19) Какая клавиша используется для фиксации клавиатуры в верхнем регистре? Caps Lock2) К какому понятию относится определение «... - это область человеческой деятельности связанная с процессом преобразования информации с помощью компьютера», (информатика)
3) В каком виде представлена информация в таблице умножения? (числовая)
4) 5) 6) Какое устройство ПК предназначено для долговременного хранения информации? жесткий диск
13) Функциональная часть цифровой вычислительной машины, предназначенная для выполнения операций обработки величин: арифметических, логических и т.д.? Арифме́тико-логи́ческое устро́йство (АЛУ) (англ. arithmetic and logic unit, ALU) — блок процессора, который под управлением устройства управления (УУ) служит для выполнения арифметических и логических преобразований.
Технология Plug and Play ... дословно переводится как «включил и играй (работай)» —технология, предназначенная для быстрого определения и конфигурирования устройств в компьютере и других технических устройствах.
позволяет синхронизировать работу компьютера и устройства позволяет новым устройствам автоматически настраиваться под конфигурацию данного компьютера используется вместо внешних устройств
К функциональным возможностям ОС Windows не относится ...
поддержка мультимедиа технология Plug and Play поддержка имен файлов только формата 8.3 многозадачность
Где находится BIOS? В в постоянно-запоминающем устройстве (ПЗУ) на материнчкой плате. BIOS – это набор микросхем постоянной памяти (ROM), расположенных на материнской плате.
в оперативно-запоминающем устройстве (ОЗУ) на винчестере на CD-ROM в ПЗУ
Плоттер - это устройство для...
сканирования информации считывания графической информации вывода ввода
Какую функцию выполняют периферийные устройства? ...
управление работой ЭВМ по заданной программе хранение информации ввод и выдачу информации обработку информации
Что из перечисленного не является носителем информации?
книга географическая карта дискета с играми звуковая плата
Ярлык - это ...
копия файла, папки или программы директория графическое изображение файла, папки или программы перемещенный файл, папка или программа
Винчестер предназначен для ...
для постоянного хранения информации, часто используемой при работе на компьютере подключения периферийных устройств к магистрали управления работой ЭВМ по заданной программе хранения информации, не используемой постоянно на компьютере
Укажите верное высказывание:
внутренняя память - это память высокого быстродействия и ограниченной емкости внутренняя память предназначена для долговременного хранения информации внутренняя память производит арифметические и логические действия
BIOS - это ...
игровая программа диалоговая оболочка базовая система ввода-вывода командный язык операционной системы
Аппаратное подключение периферийного устройства к магистрали производится через...
регистр драйвер контроллер стример
Информационная емкость стандартных CD-ROM дисков может достигать ...
1 Мбайт 1 Гб 700 Мбайт 700 Кбайт
Укажите верное высказывание:
внешняя память - это память высокого быстродействия и ограниченной емкости внешняя память предназначена для долговременного хранения информации, только когда работает ЭВМ внешняя память предназначена для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет