Конспект урока на тему: «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел» (7 класс)



Обобщающий урок по физике в 7 классе с использованием образовательных структур по Сингапурской методике
«Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел»
Подготовил учитель физики
МБОУ «Кильдюшевская СОШ»Врясова Наталья Петровна
2014-2015 уч. год
Цели урока:
- Образовательные:
1) В занимательной форме обобщить имеющиеся знания:
- повторить строение веществ, понятия - скорость, сила, плотность, масса, инерция;
- повторить определение цены деления приборов.
2) Обеспечение качества обучения путем использования эффективных методик и образовательных технологий, представить в игровой форме понятия, которые являются базой для начала изучения курса физики, формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, зрительное и пространственное восприятие, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности; создать условия для формирования познавательного интереса к предмету физика.
Ход урока.
Организационный момент.
Обучающиеся сидят в группах по четыре человека.Приветствие, знакомство с темой (мотивация) – (слайд 1,2).
- Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга.
- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (ответы учащихся).
- Молодцы! На нашем уроке сегодня мы вспомним все, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел». Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретенные умения и навыки.
Постановка проблемы.
К нам в школу пришло загадочное письмо. От кого? Пока секрет! Вот,
что в нем написано: (читает письмо ученик № стола № )«О, почтеннейшие юные физики! Я познал истину и хочу поделиться с Вами. Если Вы будете обладать этим, то станете по-настоящему счастливыми, потому что сможете добиться многого в жизни.
Я открою вам свой секрет, но его нужно найти. Путь поиска подскажут вам ответы на физические вопросы, которые записаны мною на особых листах.
Вперед! Да помогут Вам Ваши знания по физике и смекалка» Питер Хиггс - лауреат Нобелевской премии по физике 2013 г.
3. Основная часть.
1 этап. Проверка теоретических знаний.
- Командиры, получите листы с заданием №1.
(Задание на карточке командам).
Ответьте на 6 предложенных ниже вопросов и возьмите из каждого слова – ответа указанные мною буквы. Из них вы составите слово – пароль.
При выполнении данного этапа используется обучающая структура- ИНСАЙД-АУТСАЙД-СЕКЛ (ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета; ученики во внутреннем круге смотрят наружу лицом к партнеру во внешнем круге).
-Ребята, посмотрите на своего партнера по лицу. Запомните его.
-Все ученики В сформируйте внешний круг.
- Сейчас все ученики А найдите своих партнеров по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг.
- Попрощайтесь со своим партнером (скажите пока).
- Повернитесь все налево (дотроньтесь правым плечом).
- Отчитайте пять шагов, повернитесь. Поприветствуйте нового партнера.
Учитель задает первый вопрос:
Как называется состояние вещества, при котором молекулы движутся свободно, беспорядочно, с большими скоростями?
–Подумайте над ответом 3-5 сек.
Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру.
Ученики меняются ролями - отвечает внутренний круг.
Учитель опрашивает несколько ответов.
- Правильно, это слово ГАЗЫ.
-Теперь громко отсчитайте столько шагов, сколько дней в недели. Дайте пять новому партнеру. Вопрос № 2:
Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого?
–Подумайте над ответом 3-5 сек.
Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру.
Ученики меняются ролями - отвечает внутренний круг.
Учитель опрашивает несколько ответов.
–Правильно, ТРЕНИЕ.
- Отчитайте восемь шагов, повернитесь. Поприветствуйте нового партнера.
Как называется вещество, которое легко увидеть в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном?
–Подумайте над ответом 3-5 сек.
Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру.
Ученики меняются ролями - отвечает внутренний круг.
Учитель опрашивает несколько ответов.
- Правильно, ВОДА.
- Отчитайте три шага, повернитесь. Поприветствуйте нового партнера.
Как одним словом назвать явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел?
–Подумайте над ответом 3-5 сек.
Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру.
Ученики меняются ролями - отвечает внутренний круг.
Учитель опрашивает несколько ответов.
- Правильно, ИНЕРЦИЯ.
- Отчитайте четыре шага, повернитесь. Поприветствуйте нового партнера.
Назовите одну из величин, которая характеризуется числовым значением и направлением.
–Подумайте над ответом 3-5 сек.
Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру.
Ученики меняются ролями - отвечает внутренний круг.
Учитель опрашивает несколько ответов.
- Правильно, СИЛА.
- Отчитайте два шага, повернитесь. Поприветствуйте нового партнера.
Каким термином названо явление, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга?
–Подумайте над ответом 3-5 сек.
Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру.
Ученики меняются ролями - отвечает внутренний круг.
Учитель опрашивает несколько ответов.
- Правильно, ДИФФУЗИЯ.
- А сейчас давайте составим первое ключевое слово.
- Конечно, это слово ЗНАНИЯ- вам очень нужны.
2 этап. Знание физических приборов.
(Задание на карточках командам)- работают с партнером по плечу.
Дорогие друзья! Перед Вами 4 латинские буквы: V, t, I, F, обозначающие физические величины. Запишите названия приборов, которыми можно измерить эти величины.
Из названий возьмите следующие буквы и из них составьте слово – пароль.
Из первого слова возьмите пятую букву, из второго – шестую, из третьего – вторую, из четвертого – третью, вторую и восьмую.
С этим паролем обратитесь к учителю, который должен Вам ответить: «Ценнейшее качество».
(Ответы: 1. Мензурка. 2. Термометр. 3. Амперметр. 4. Динамометр. Пароль – УМЕНИЯ).- Молодцы ребята! А сейчас давайте немного подвигаемся и заодно вспомним некоторые физические величины.
При выполнении данного этапа используется обучающая структура- МИКС-ФРИЗ-ГРУП (участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос).
-Сколько атомов имеет молекула воды? (3)
- Сколько тонн в 5000 кг? (2)
- Сколько агрегатных состоянии веществ Вы знаете? (3)
- Сколько минут в 120 сек? (2)
-Спасибо большое, садитесь на места.
3 этап. Знание формул.
(Задание на карточках командам)
Используя записку и дешифратор (лист с вырезами), Вы должны составить слово – пароль и с ним обратиться к учителю. (Записка и дешифратор в приложении)
Чтобы узнать слово- пароль, нужно: прочитать первое из приведенных далее заданий, наложить дешифратор на записку и поворачивать дешифратор до тех пор, пока в окнах-прорезях не получите нужную формулу, соответствующую первому заданию. При таком положении в правом нижнем углу, в вырезе дешифратора Вы прочтете первую букву слова- пароля. Повторите все действия для каждого задания.
Задания. Найдите формулу для:
Расчета скорости тела при равномерном движении.
Расчета объема тела.
Вычисления плотности вещества.
Расчета массы тела.
(Ответ: ОПЫТ. Отзыв «В жизни необходим»)Вот нам и удалось узнать секрет успеха. Послушайте окончание загадочного письма:
«О, почтеннейшие! Ваши знания, умения, опыт привели Вас к успеху. Поздравляю с победой!
Три слагаемых Вашего успеха – знания, умения, опыт, а приобрести все это Вы сможете в школе. Успеха Вам!»
Питер Хиггс.
4. Творческое задание.
При выполнении данного этапа используется обучающая структура- РАФТ (роль-аудитория-форма-тема, более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории- для которой готовится продукт, формы выполнения и темы задания, определенные учителем).
- Уважаемые ученики, представьте что Вы- физики. Вам нужно выпустить красочный учебник для учеников 5 класса. Учебник должен включать в себя следующую информацию:
-что изучает предмет физика;
-физические величины;
-приборы для измерения физических величин;
-ваши пожелания будущим ученикам физики.
- Вам дается 15 минут. Время пошло!
5.Рефлексия.
Ребята! Давайте оценим результат совместной деятельности.
Ответьте пожалуйста на вопросы:
1. Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?
2.Что показалось наиболее трудным на уроке?
3.Успешно ли применение обучающих структур на уроках физики?