Памятка для классного руководителя. Примерная схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год.


Примерная схема для анализа воспитательной работы класса
за прошедший учебный год

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
– результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
– правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
– особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
– какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?
– особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
3. Анализ развития коллектива класса:
– социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
– особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе;
– степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
– развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
– основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
– участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
– уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);
– степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
– уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
– изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие состоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения);
– наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
– сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
– изменения состава класса, происшедшие в течение года;
– индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
– учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).
6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
– влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
– участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффектности воспитательной работы классного руководителя:
– что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
– насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
– какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
– какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
– какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
Выводы:
– об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
– о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
– о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
– о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

Осуществляя свои функции, классный руководитель:
в начале учебного года:
– составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
– организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого-второго учебных дней);
– изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
– уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
– собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
– проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
– организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие (для III–VII классов) или на год (для VIII–XI классов) (в течение сентября);
– составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября);
ежедневно:
– отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
– осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
– осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
– осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
– осуществляет контроль за дежурством по классу;
еженедельно:
– проверяет дневники учащихся;
– осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
– проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;
– осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы;
– организовывает сбор денег на питание учащихся;
ежемесячно:
– организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
– помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
– проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
– организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;
– дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
– контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединению учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;
в течение четверти:
– организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
– помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
– организовывает дежурство класса по школе (согласна графику дежурств);
– оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
– организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
– уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
– проводит педагогические консилиумы;
– проводит родительские собрания;
– организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
– посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя;
в конце четверти:
– организовывает. подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
– сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
во время каникул:
– участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
– совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами);
в конце учебного года:
– организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учеб-ном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
– проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
– организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
– организовывает ремонт классного помещения;
– получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.

Классный руководитель выпускного класса:
– собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству (в течение последнего учебного года);
– организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса (в течение года);
– собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т. д. (к началу очередного учебного года).