Конспект урока по литературному чтению А. Н. Майков Колыбельная песня (2 класс)


Литературное чтение 2 класс «Школа XXI века»
Тема: Майков «Колыбельная песня»
Цель: создание условий  для осмысления  значения колыбельной песни.
Задачи:
- выявить особенности жанра колыбельной песни;
- сравнить литературную и народную колыбельную песню;
- попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.
Тип урока: открытие новых знаний учащихся.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
- Предметные результаты – познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.
- Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.
Формы  организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.
Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный этап. Положительный настрой.
– Доброе утро! Поприветствуйте гостей.
- Тихо сели на свои места.Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.
Улыбнитесь друг другу.Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмём,И к сердечку поднесём.
- Вы чувствуете солнечное тепло?- Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера, которую вы сохраните до конца урока.
- Каким вы хотите, чтобы сегодня был урок?
- А что нам для этого надо сделать?
На перемене вы имели возможность ознакомиться с планом работы.
План урока
1.Определение темы и цели урока.
2. Работа по новой теме.
а). Подготовка к восприятию:  
жизненные наблюдения учащихся.
б). Слушание записи.
в). Беседа эмоционально оценочного плана.
г). Анализ живописного образа в стихотворении.
Чтение стихотворения учащимися про себя; рассказать какие картины они «видят»,  - словесное рисование; приемы поэтической речи; метафоры сравнения эпитеты олицетворения.
4. Работа по учебнику.
а). Подготовка к выразительному чтению.
5. Выразительное чтение учащимися.
е). Обобщение по поводу прочитанного.
6. Знакомство с биографией А.Н. Майкова7.Работа со словарём
8. Мини исследования учащихся
9. Итог урока.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока.
- Ребята, чей голос нас успокаивает, утешает, убаюкивает?
- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(Исполняется колыбельная песня, аудиозапись)
- Что вы сейчас прослушали?
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
(Мелодия  нежная, тихая, ласковая, присутствуют слова «баю-баю»)
- Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
(Ответы детей)
- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. А написал её для нас Аполлон Николаевич Майков.
 - Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?
(Как появились колыбельные песни? С какой  целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?)С вашей помощью мы определили задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:
- выявить особенности жанра колыбельной песни;
- попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.
III. Знакомство с биографией.
Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 г. в Москве. Детские годы поэта прошли в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры. Отец, Николай Аполлонович Майков — художник, академик живописи, мать, Евгения Петровна — писательница. В доме Майковых частыми гостями были художники, литераторы, музыканты. Одним из домашних учителей Майкова был И. А. Гончаров.
В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался историей Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Писать стихи начал в пятнадцатилетнем возрасте. Молодой Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэтических опытах и слабое зрение побудили его посвятить себя литературе.
IV. Подготовительная работа над произведением.
Ребята нашего класса провели мини исследования, и сегодня на уроке с нами поделятся информацией.
- От какого слова произошло слово “колыбельная”? 
1 ученик.  В народе колыбельные зовут байками. Это  название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать– значит  говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит,   припевая укачивать, усыплять.
- Кто мог быть создателем колыбельных песен? 
2 ученик. Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.
 - С какой целью исполняли колыбельные песни? 
3 ученик. Издавна на Руси  появившемуся на свет младенцу,  было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать. 
- Как исполнялись колыбельные песни?
4 ученик.  Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши  хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом».
Работа со словарём. Заглянем в толковый словарь В.И. Даля,  прочитаем:
речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом – значит читать нараспев.
- Молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.
Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.
V. Знакомство с народной колыбельной песней.-  В начале урока вы слышали народную колыбельную песню. Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.
1.Прослушивание народной колыбельной песни.
- Какие чувства вызывает колыбельная?- Какие строки особенно понравились? 
- Простой или сложный текст у народной  колыбельной песни?
– Какие слова повторяются?
2. Выразительное чтение песни. 
- Как её надо читать? Что хотим показать голосом. (Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью). 
- Выбираем тон и темп чтения. (Спокойно, негромко, небыстро, напевно)- Наблюдаем за знаками препинания. 
- Прочитайте колыбельную соседу по парте  вполголоса, работая по Памятке.
- Оцени выразительное чтение соседа.
Выразительное чтение вслух.
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал эту колыбельную песню?
2. Что,   по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки   показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Какую иллюстрацию ты хотел бы нарисовать к этому произведению?
IV. Практические задания.
РТ «Литературное чтение»: стр. 40 № 1.РТ «Литературное чтение»: стр. 40 № 2.
РТ «Литературное чтение»: стр. 40 № 4.
РТ «Литературное чтение»: стр. 40 № 3.
Вопрос Ответ
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Зачарованное
Похожа эта колыбельная на сказку? Чем? (Самостоятельные рассуждения учеников).
Кто поет эту колыбельную? Мать.
Почему вы так решили? «Спи, дитя мое...
В няньки я тебе взяла...»
Что такое «колыбель»? Люлька, качающаяся кроватка.
V. Рефлексия (подведение итогов)
Сегодня я узнал (а) …, мне было …
 Закончен урок, и выполнен план,                                      
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
VI.Домашнее задание.1. Прочитайте пословицу на странице 78 учебника.
2. Выполните задания № 1 - 3 на странице 78.
3. Творческое задание.
Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Это называется буриме. 
...пришла,...принесла,...петушок,...сверчок.