Тезисы к дипломной работе на тему сборник дидактических игр как средство развития логического мышления у учащихся 2-х классов на уроках математики


Сборник дидактических игр, как средство развития логического мышления у учащихся 2-х классов на уроках математики
Зайкова А.И.,
студентка 4 КП группы,
специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Проблемы развития логического мышления школьников на сегодняшний день приобретают все большую актуальность. Нормативная база начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования являются фундаментальным ядром в примерной программе по математике. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.
Использование дидактических игр актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно – воспитательного процесса». Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. [1].
Мы остановимся на таком виде мышления, как словесно-логическое. Для этого нам нужно раскрыть понятие «логика».
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода [2].
Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известный отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. [3].
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности» [4].
Реализация этих задач требует эффективного и нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование и развитие логического мышления учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности [5].
Но не стоит забывать о том, какие интересы у младших школьников в настоящее время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры. Значит, привлекать внимание детей к обучению следует не только через обычную игровую деятельность, но и через компьютерную реализацию дидактических игр.
Во 2-м классе много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторений. Одним из наиболее эффективных средств для формирования и развития логического мышления младших школьников считаю дидактические игры-тренажеры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у учащегося в соответствии с гуманистическим подходом. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения и развить логическое мышление.
Разработанный сборник дидактических игры, а также компьютерных дидактических игр-тренажеров, опираются на подборе игр по математике в соответствии с возрастными особенностями второклассников. Представленные игры, как в сборнике, так и в компьютерном варианте, могут быть использованы не только для организации фронтальной работы с классом, но и для индивидуальной тренировки учащихся. Используя эти игры, у детей не возникает стресса и страха. Даже слабоуспевающие ученики охотно включаются в игровую деятельность, работают с компьютером.
Для выявления уровня развития логического мышления детей младшего школьного возраста, нами были выбраны следующие методики: «Классификация фигур» (автор Поляков Ю.Ф.), «Логические закономерности» (автор Липпан У.), «Прогрессивные матрицы Равена» (автор Дж. Равен). Данные методики позволяют исследовать особенности формирования и развития уровня логического мышления, а также провести сопоставление двух результатов контрольных замеров; кроме того, использование подобранных методик позволит сделать вывод о действенности разработанных (подобранных) дидактических игр.
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Задача педагога умело подобрать их для своих воспитанников. Главное, чтобы игры и упражнения нравились детям, развивали их познание, будили интерес ко всему живому, развивали чувство разумного.
Список литературы
Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – П, 2005.Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. – К.: Радинська школа, 1973.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников. – Минск., 2004.