Разработка урока: СПП с придаточными цели

Алмагамбетова С.М.
Учитель русского языка Совхозной СОШД,
Таскалинского района,
Зап-Казахстанской области.
Е-mail:almagambetova.1975@mail.ru
Телефоны: дом. 8(711)3925161 сот.87777961148
Класс: 9
Тема: СПП с придаточными цели
Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными цели

Обучающие задачи:
-определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточным цели;
-правильно расставлять знаки препинания в  сложноподчиненных предложениях с придаточным условия, составлять схемы.
-совершенствовать навыки составления и использования в речи сложноподчинённых предложений с придаточными цели;
-обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как порядочность,честность, мужество, сила.
Тип урока: Объяснение новой темы
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация в программе “Power Point”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными цели”.

Ход урока
І. Актуализация прежних знаний.

Орг.момент

Целепологание
Слово учителя: Слайд 1,2,3
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями,в частности с придаточными обтоятельственными.
Эпиграфом к уроку будут слова Антуана де Сент-Экзюпери: « Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Слайд 4.
На материале специально подобранных текстов, афоризмов о человеке, о красоте человеческой души, честности и порядочности, мужестве и силе раскроим лексическую тему урока. Поразмышляем над вопросами: Каким должен быть настоящий человек? В чем предназначения человека на земле? Что нужно для этого сделать для того, чтобы развить в себе положительные качества?
Оценочные бланки

Разминка. Словарный диктант.
- Запишем слова под диктовку: благородство, воспитанность, нравственность, интеллегентность, достоинство, человечность, трудолюбие, совесть, сознательный.

Повторение изученного
Вспомним строение сложных предложений. Этот прием позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию плохо усвоенного. Данный вид работы развивает также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.
Задание 1. Дефференцированная работа.
-Заполните и прочтите "слепую" схему. Расскажите о строении сложных предложений".Определенные ученики будут работать с разными по сложности тестами . Слайд 5,6. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о строении предложений данного типа. (Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.)

Задание2. Цифровой диктант. Слайд 7.
Детям дается установка:
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:
Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью
Для определения типа придаточного предложения надо задать вопрос от придаточного к главному
Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами
Обстоятельства отвечают на вопросы какой? Чей?
В предложении Ночью фонарь ярко освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный куст настурции. – выделенные слова являются обстоятельствами

Итоговый ответ: 10101
II. Формирование новых понятий.

1. Работа над текстом(притча).
-Прочитайте притчу. В каком предложении заложена основная мысль притчи. Слайд 8.
-Человек рожден, чтобы жить на земле,-изрек мудрец.Человек бросился в воду и научился плавать. Мудрецпочесал затылок и внес поправку:-Человек рожден, чтобы жить на земле и на воде.Человек сделал самолет и поднялся в воздух.-Человек рожден, чтобы жить и на земле, и в воде, и ввоздухе,-уточнил мудрец.Человек отправился в космос, где нет ни земли, ниводы, ни воздуха. И начал двигаться в пустоте.Разобиженный мудрец, на изречения которого больше никто не обращал внимания, подал в оставку. Никогда не нужно ограничивать возможности человека,если хотите добиться цели в жизни.В каком предложении выражена основная мысль.
-Послушайте сочинение ученицы 8 класса Шахметовой Ш. на тему: «Возможности человека».

2.Работа над предложением Человек рожден, чтобы жить на земле. Слайд 9.
Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. С какой целью?
С какой целью рожден человек ? (Придаточное предложение указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении).
Продолжим изучение сложноподчиненных предложений.

3. Сообщение темы урока: СПП с придаточными цели. (МаKсат баCыныSKылы сабаKтас)

4.Смостоятельное осмысление. стр.66 учебник «Русская речь» 9 класс под ред.Н.Н. Шмановой.Изд. «Мектеп»,2010г.

5. Вывод. Заполнение таблицы СПП. Слайд 10.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
6. Анализ предложений.
Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. Мы ходим в школу для того, чтобы получить знания. Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех. Слайд 11.

І^. Формирование умений, навыков. Слайд 12.
1.Первичное закрепление.
-Сравните предложения
В русском языке в казахском языке
Любовь к труду необходима, чтобы построить свободную счастливую жизнь.
ЖаSа, баKытты ™мір сaру _шін, еSбекке с_йспеншілік Kажет.
Чтобы стать образованным человеком, надо упорно заниматься.
Білімді адам болу _шін, к™п оKу керек.
-Сходны ли данные СПП в русском и казахском языках: а.по строению, б. по значению придаточных в. по средствам связи
На какие вопросы отвечают придаточные цели? Что служит средствами связи? На что указывает придаточное предложение цели?
2. Поэтическая минута «Ода человеку» - Графическая работа . Слайд 13-16 Прочитать отрывки из поэтических произведений, выделяя предложения с придаточными цели. Составить схемы.

1.Цель наша- правду отстоять, Мир для людей, Чтоб увидала каждая мать Счастье своих детей.
Сергей Михалков
2.Чтоб свободно и радостно жил человек, Укрепляем мы нашу Отчизну.
Евгений Долматовский
3.Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский
4.Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь.
Николай Заболцкий.



5.Как мне дожить до такого дня,
Ценою
Каких седин,
Чтобы у жизни и у меня
Голос был
Один?
Р. Рождественский
6.Есть сокровища дружбы, святыни любви.
Толко их береги, только ими живи,
Если мы их забудем, отнимем, отменим,
Для чего наша жизнь, где завет поколеньям? М. Шаханов.
7. Если жизнь полюбил душой,
Если смерть невзлюбил навек,
Значит, ты – человек большой,
Бессмертный ты человек.

Если вышел живым из огня,
Не боялся бурливых рек,
Значит, ты человек-броня,
Настоящий ты человек.
Г. Люшнин

3. Распределительный диктант. Слайд 17. - Определить тип придаточного в СПП. 1. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное) 2. Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное) 3. Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение) 4. Не мил и свет, если друга нет. (Придаточное условное) 5. Когда существует справедливость, нет место клевете.(Придаточное времени) 6. Правда и в огне не горит, и в воде не тонет. (Простое предложение) 7. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/ (Придаточное цели)

^. Рефлексия. Два ученика читают наизусть отрывок из стихотворения Абая: «Пока не знаешь – молчи». В беседе о смысле заветов Абая учащиеся употребляют СПП с придаточными условия и цели.
Пока не знаешь - молчи.
Пока блуждаешь – молчи.
В бесцельных днях и ночи
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком быть- ты пятерых побори и пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье, и мотовство-
Вот пять врагов твоих, знай,
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд-
Вот пять друзей, согласись.
Увидев зло – отвернись:
К беде пороки ведут.
Добро увидев – о нем
Ты помни ночью и днем.
Коль с детства книги читать-
Умным сможешь ты стать.
Не унывай, моловер!
Бери с великих пример.
Не говори: «Я не тот».
Учись – и знанье придет.
Никто не сможет помочь,
Коль ты, чуть вспыхнув, погас.
Учись не день и не час –
И будешь знаньем богат,
А знанье – истинный клад.

^І. Домашнее задание Слайд 18.
Написать сочинение – миниатюру на тему: «Какого человека я считаю одаренным»или «Настоящий человек. Каков он?», употребляя СПП с придаточными цели.


Root Entry